Открытый урок по русскому языку «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дугина Светлана Владимировна

Правило правописания суффикса ОНОК и ЁНОК.
1) Выделить корень.
2) Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3) Если это твердый согласный или шипящие, то пишем суффикс -онок-, если нет, то пишем суффикс -ёнок-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок русского языка во 2 классе.

УМК «Начальная школа ХХI век» под редакцией Н. Виноградовой

Автор: Дугина Светлана Владимировна, ГБОУ Школа № 199 города Москвы.

Тема урока: «Правописание суффиксов – онок и – ёнок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

  Цель урока: создание условий для выведения детьми правила, когда в слове пишется суффикс -онок, а когда - ёнок

Задачи: содействовать  развитию познавательных способностей и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия.

 Воспитывать  интерес к предмету.

  1. Организационный момент.

        .

- Здравствуйте ребята! 

- Сегодня у нас ответственный урок. К нам пришли гости. И, как гостеприимные хозяева, подарим свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой. А нас с Вами согреет наше солнышко.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Русский язык у нас сейчас.

- Ребята ,открываем тетради : записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Нн

Народ ,новости, новоселье.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Не бросай слова на ветер?( Объяснение пословиц.)

- Ребята,давайте вспомним, что такое суффикс?

-Какое значение имеют суффиксы –ёк,-ок,-ик,чик?

-Молодцы!

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Мама-папа-я». Вам необходимо собрать цепочку из семьи. Записываем себе в тетрадь. Выделяем корень , окончание.

Все ли справились с заданием. Ребята я вас попрошу в слове, которое указывает детеныша поставить букву –ё или –о карандашом. Проверка по цепочке.

            3.Работа над новым материалом. Сообщение темы урока.

-Ребята, давайте поиграем в игру?

Игра с суффиксами «Мамы и их малыши».

Работа с карточками.

Лиса-лисёнок

Коза-козлёнок

Зайчиха-зайчонок

Мышь-мышонок

Медведица-медвежонок

Кенгуру-кенгурёнок

Слониха-слонёнок

У. – Каким способом образованы новые слова?

Д. – Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.

У. – Какой суффикс помог образовать новые слова?

Д. – Суффиксы –онок– , -ёнок-..

У. – На что он указывает?

Д. –На названия детенышей..

- Сформулируёте тему и цели урока . (Правописание суффиксов –онок-,-ёнок-).

4.  Работа  в  группах.

- Проведём исследование, работая в группах.

- Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

  1. работаем дружно,
  2. говорим по очереди, не перебивая друг друга
  3. внимательно слушаем,
  4. уважаем мнение собеседника,
  5. не отвлекаемся на посторонние дела,
  6. не мешаем друг другу, вовремя помогаем,
  7. выполняем указания старшего.

- Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

- Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание.  Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок,  овца-ягнёнок,собака-собачонок,лебедь-лебедёнок,утка-утёнок,белка-бельчонок, гусь-гусёнок ,кабан-кабанёнок.

-Разделите слова на 2 столбика .

- Читаем план работы.

     План.

1.Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом -онок, ёнок:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

( Дети работают в группах- 5-6минут.)

- Кто готов представить результат работы группы?

 Защита:

 ВЫВОД 1:

  - Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч),суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

ВЫВОД 2:

Правило можно сформулировать по- другому.

Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

- Кого похвалишь из своей группы?

- Можно ли утверждать , что мнения групп одинаковые?

 Обобщение работы в группах.

Работа с учебником стр. 120-121.

- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-?

( Учитель вывешивает СХЕМУ:М,СОГЛ.,кроме (ч)- - ЁНОК-

ТВ. СОГЛ. и (ч) - -ОНОК-

- Проверим правильность наших выводов по учебнику..

5. Физкультминутка.

6.  Работа над правилом  в учебнике стр. 120-121.   ( чтение вслух.)

- Совпало правило с нашим? Значит, мы вывели правило верно.

УСВОЕНИЕ:

-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –енок- ?(нет)

- Какое уточнение мы сделали к правилу, которого нет в учебнике? ( ТАБЛ,№2)

- Теперь, зная правило, что мы можем делать? ( писать слова)

- Но прежде,чем писать слова ,нужно составить алгоритм применения правила

7. Составим алгоритм.

- Кто знает что такое алгоритм?

-Что надо сделать сначала? ( выделить корень)

-На что обратим внимание потом? ( определим , какой звук перед суффиксом)

-Далее? ( если  это м.согл,кроме (ч)- пишем –ёнок-, если – тв. согл. и (ч)- пишем – онок.

( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук  стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.

8. Закрепление.

Упражнение № 1. Запиши буквами.

Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 50 № 1.. Самостоятельная работа.

9. Итог урока.

- Как звучала тема урока?

-Какие  цели  мы сегодня ставили?

-Мы достигли цели?

- Какое же правило мы вывели? ( таблица)

- Каков алгоритм применения правила?( таблица)

- Какое затруднение у нас возникло? Почему?

- Теперь мы можем объяснить, какой суффикс надо писать? ( объясняют).

- Вспомните, какие вы ставили цели и  достигли ли вы своих целей?

«Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, окрашенными каждый в свой цвет. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то что вы все поняли, а «грустное личико» в тот, который символизирует, что вам ничего не понятно. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика.

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

10 . Домашнее задание: выучить правило на стр.120-121,, выполнить задания в тетради на печатной основе стр. 50 №2.

Урок окончен.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -о и -а в наречиях" 4 класс

Цели урока:-совершенствование умения находить наречия в тексте;-составление алгоритма правописания а- и о- в наречиях и работа с ним;-развитие речи, мышления, памяти.Урок содержит алгоритм правописани...

презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"

Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...

Конспект урока по русскому языку " Правописание суффиксов в именах существительных: -ик-, -ек-"

Конспект урока русского языка поможет вашим ддетям доступно объяснить новый материал!...

Технологическая карта урока по русскому языку «Правописание суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся грамматический понятий о правописании суффиксов -ек, -ик, -ок, -онок»Задачи урокаПланируемые результатыДидак...