Фразеологический бой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologicheskiy_boy.pptx | 2.91 МБ |
frazeologicheskiy_boy.doc | 50.5 КБ |
frazeologizmy_uchit.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гвоздь программы.
Значение. Самая яркая, интересная, привлекательная часть чего-либо.
Откуда произошло…
В 1889 году открылась Всемирная выставка в Париже. К этой выставке господин Эйфель построил свою знаменитую теперь на весь мир башню.
Внешне башня напоминает гвоздь.
Парижане прозвали её « гвоздём программы», так как она произвела настоящий фурор.
Яблоко раздора. Причина ссоры.
Яблоко раздора ( из древнегреческой мифологии). Однажды веселились боги на свадьбе у Пелея и Фетиды. Одна лишь богиня Эрида не участвовала в свадебном пире.
Одиноко бродила она около пещеры Хирона , глубоко затаив в сердце обиду на то, что не позвали ее на пир. Придумала Эрида, как отомстить богам, как возбудить раздор между ними. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей». Тихо подошла Эрида к пиршественному столу и бросила на стол золотое яблоко. прекраснейшей
Три богини- богиня-воительница Афина, юная богиня Артемида и красавица Афродита - стали претендовать на это яблоко.
За помощью они обратились к Зевсу, который повелел Парису, сыну царя Трои, разрешить этот спор.
Афина –мудрость и военную славу. Артемида-власть и богатство. Афродита- отдать в жёны самую красивую женщину.
Похищение Елены ,.
Похищение послужило началом Троянской войны.
Д о п о л н и Ф р а з е о л о г и з м.
1.Палец о палец 2.Семь пятниц 3.Брать быка 4.Намылить 5.Душа в пятки 6.Как с гуся 7.У разбитого 8.Родился в 8.Работать в поте 7.Остаться с 6.Сидеть сложа 5.Как кошка 4.Зарубить на 3.Класть зубы 2.Медвежья 1.Комар носа
Подбери антонимы.
В двух шагах – Взять себя в руки – Засучив рукава – Пасть духом – Хоть пруд пруди – Чесать языком – а) держать язык за зубами б) воспрянуть духом в) выйти из себя г) кот наплакал д ) спустя рукава е) за тридевять земель
СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД
Спасибо за урок !
Предварительный просмотр:
Цели и задачи: 1) прививать учащимся интерес к русскому языку;
2) развивать речь учащихся, находчивость, сообразительность;
3) воспитывать чувства сопереживания, сочувствия.
Сегодня вместе с нашими знатоками русского языка проверим, как мы можем ориентироваться в море фразеологизмов. Признаем мы их знатоками не с бухты-барахты, они должны доказать нам, что с фразеологизмами они уже на короткой ноге и в этом деле собаку съели, покажут нам веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем попозже. Командам я предлагаю не бить баклуши, а зарабатывать очки , по рукам!
Итак, не откладывая дело в долгий ящик, представляю командам тех, в чьих руках находится сегодня их судьба. Скажу сразу: члены жюри тоже не лыком шиты, их вокруг пальца не обведешь, и лапши на уши им не навешаешь, и на мякине их не проведешь! (представление жюри)
Команда «Знатоки»:
Своих соперников сегодня рады видеть.
И, чтобы слов на ветер не бросать,
Желаем им все конкурсы осилить,
А главное – победу одержать!
Команда «Фразеологи»:
«Знатоков» мы уважаем,
На КВНе победить желаем!
Мы говорим всем с оптимизмом.
Вперед! Нас ждут фразеологизмы!
1 конкурс «Капитаны». Рассказать о происхождении фразеологизма (задание задаётся заранее).
2 конкурс «Художники». Угадай фразеологизм на данном рисунке.
(презентация)
3 конкурс «Дальше… дальше»
Сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.
За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».
1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)
2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости ( худой)
3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)
4.заячья душа (трус) 4.в двух словах (коротко)
5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)
6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)
7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)
8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)
9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)
10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)
11. играть первую скрипку (быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)
4 конкурс чем вы обычно занимаетесь на уроках, и как к этому относится ваш любимый учитель?
— ходите на головах;
— грызете гранит науки;
— тянете кота за хвост;
— жуете мочалку;
— режете без ножа учителя;
— играете в бирюльки;
— гоняете лодыря;
— и ухом не ведете;
— рассказываете бабушкины сказки;
— лезете из кожи вон.
— выжимает слезу;
— рвет и мечет;
— кусает локти;
— на седьмом небе;
— смотрит сквозь пальцы;
— и в ус не дует;
— заводит волынку;
— заливается соловьем;
— грозит угостить березовой кашей;
— обещает намылить голову.
5 конкурс
Дополни фразеологизм:
- палец о палец… -не ударить(бездельничать)
- работать в поте… -лица(хорошо работать)
- брать быка… -за рога(начать дейсвовать)
- как с гуся… -вода(легко, быстро ,бесследно исчезает)
- семь пятниц… -на неделе(часто меняет решение)
- намылить… -шею(поколотить кого-либо)
- душа в пятки…-ушла(испугаться)
- комар носа…-не подточит(не к чему придраться)
- родился в… рубашке(везунчик)
- остаться с… носом(остаться без надежды)
- как кошка… -с собакой(постоянно ссориться)
- у разбитого … корыта(остаться ни с чем)
- сидеть сложа… руки(бездельничать)
- зарубить на … носу(запомнить)
- класть зубы …на полку(испытывать нужду)
- медвежья … услуга(ненужная помощь)
6 конкурс «Кто больше».
В русском языке тьма – тьмущая не только фразеологизмов – синонимов, антонимов, но и оборотов, имеющих общие слова, например, «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.
Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом :
1 команда – слово «глаз»
мозолить глаза(надоедать)
хлопать глазами(бездействовать, молчать)
пускать пыль в глаза(создать ложное впечатление)
глазом не моргнуть(Не задумался, не поколебался)
с глазу на глаз(наедине)
хоть глаз выколи(очень темно)
открыть глаза(выходить из заблуждения)
как бельмо на глазу(как помеха, что-то раздражающее)
глаза разбегаются(не может сосредоточиться)
глаза на мокром месте(часто плачет)
глаза на лоб лезут(очень удивляться)
смотреть во все глаза(внимательно, пристально)
дурной глаз(недоброжелательный взгляд)
2 команда – слово «язык»
язык проглотил(молчать)
прикусить язык(замолчать)
найти общий язык(сдружиться)
сорваться с языка(проговориться)
язык не поворачивается(не желает говорить)
развязать язык(много говорить)
острый на язык(остроумен, язвительный)
тянуть за язык (вынуждать что-либо говорить)
держать язык за зубами(молчать)
злые языки(сплетники)
как корова языком слизала(быстро исчезнуть)
чесать языками(болтать)
держать язык на привязи(не говорить лишнего)
7 конкурс «Найди антонимы».
-Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? (Да, есть.)
Подберите антонимы:
1. В двух шагах - --- (за тридевять земель)
2. Взять себя в руки – --- (выйти из себя)
3. Засучив рукава –--- ( спустя рукава)
1. Пасть духом – --- (воспрянуть духом)
5. Хоть пруд пруди –---- ( кот наплакал)
6. Чесать языком –--- ( держать язык за зубами)
8 конкурс. «Старые сказки на новый лад.» (Рассказать сказку, используя как можно больше фразеологизмов)
I команда – «Колобок.»
II команда – «Маша и медведь.»
Пора подвести предварительные итоги, дабы определить, какая из команд победила. ( Жюри сообщает баллы, заработанные игроками.)
III. Подведение итогов.
IY. Заключительное слово учителя.
Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари ( показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова».
Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.
Имеющий уши да... услышит все то, что мы сегодня говорили.
Имеющий память да… запомнит все то, что услышал сегодня.
Предварительный просмотр:
-в час по чайной ложке (мало) -кривить душой (лгать) -себе на уме (хитрить) -кожа да кости ( худой) -раз, два и обчелся (мало) - вставлять палки в колеса (мешать) -заячья душа (трус) -в двух словах (коротко) -куры не клюют (много) -зарубить на носу (запомнить) -ушки на макушке (внимательно) -язык проглотить (молчать) -повесить голову (печалиться) - клевать носом (дремать) -рукой подать (близко) -гонять лодыря (бездельничать) -во все лопатки (быстро) -мастер на все руки (умелец) - витать в облаках (мечтать) - водить за нос (обманывать) - играть первую скрипку (быть главным) - идти в ногу (действовать согласованно) -без зазрения совести(не испытывать чувства стыда) -без мыла в душу залезть(обманом добиваться доверия) -бить баклуши(бездельничать) -быть себе на уме(скрывать ,хитрить) -валять дурака (бездельничать) -водить за нос(обманывать) -всё трын-трава(наплевать на всё) -давать стрекача(убегать) -сесть в галошу(допустить нелепую ошибку) -давать маху(допустить нелепую ошибку) -дело в шляпе(все в порядке) -даже бровью не повёл(не испытывать чувства стыда) -и след простыл(бесследно исчез) -как в воду канул(бесследно исчез) -как из под земли(внезапно появиться) -как снег на голову(внезапно появиться) -как с неба свалился(внезапно появиться) -остались рожки да ножки(ничего не осталось) Команда «Знатоки»: Своих соперников сегодня рады видеть. Команда «Фразеологи»: «Знатоков» мы уважаем, 1.В двух шагах (близко) 2.за тридевять земель(далеко) 3. Взять себя в руки (успокоиться) 4.выйти из себя(разозлиться) 5. Засучив рукава(хорошо работать) 6.спустя рукава(плохо работать) 7.Пасть духом (унывать) 8.воспрянуть духом(взбодриться) 9. Хоть пруд пруди (очень много) 10.кот наплакал(мало) 11. Чесать языком (болтать) 12. держать язык за зубами(молчать) | — ходите на головах(шуметь) -грызете гранит науки(усердно учиться) — тянете кота за хвост(тянуть время) — жуете мочалку(нудно говорить) — режете без ножа учителя(расстраивать) — играете в бирюльки(бездельничать) — гоняете лодыря(бездельничать) — и ухом не ведете(не слушаться) — рассказываете бабушкины сказки(говорить неправду) — лезете из кожи вон(очень стараться) — выжимает слезу(пытается разжалобить) — рвет и мечет(злиться) — кусает локти(сожалеть об упущеном) — на седьмом небе(радоваться) — смотрит сквозь пальцы() — и в ус не дует(не беспокоиться) — заводит волынку(надоедливо говорить) — заливается соловьем(говорить с увлечением) — грозит угостить березовой кашей(наказать) — обещает намылить голову(наказать) -язык проглотил(молчать) -прикусить язык(замолчать) - найти общий язык(дружить) -сорваться с языка(проговориться) - чесать язык(попусту говорить ) -развязать язык(болтать) -острый на язык (говорить обидные слова) -тянуть за язык(вытягивать слова) -держать язык за зубами (молчать) -остёр на язык(говорить обидные слова) -находить общий язык(полное согласие) -язык развязывается(начинать много говорить) мозолить глаза(надоедать) хлопать глазами(бездействовать) пускать пыль в глаза(обманывать) глазом не моргнуть (без боязни) с глазу на глаз(один на один) хоть глаз выколи(очень темно) открыть глаза(сказать правду) как бельмо на глазу(надоедать) вертеться на глазах(быть на виду) с закрытыми глазами(не размышляя) Дополни фразеологизм:
светлая голова(находчивый человек) не падать духом(не унывать) валиться с ног(сильно устать) жить душа в душу(жить дружно) обвести вокруг пальца(обмануть) путаться под ногами(мешать что-либо делать) давать стрекача(убегать) души не чаять(очень любить) ждать у моря погоды(надеяться на что-то, ничего не предпринимая) не покладая рук(очень стараться) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка
Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенны...
Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц
Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе....
Фразеологическая работа в начальной школе
Данная тстатья помогает учителю раскрыть значения фразеологических оборотов и учить применять их учащимся в своей разговорной речи....
Урок-игра по русскому языку по теме "Фразеологические обороты"
Данный урок развивает и обогащает устную речь учащихся, делает её более выразительной, помогает ученикам познать красоту и богатство русского языка, развивает мышление, память, творческие способности....
Фразеологический словарь в картинках
В данной презентации составлен фразеологический словарь в картинках...
фразеологические обороты
Наша речь богата фразеологическими оборотами, которые представляют собой очень меткие и образные, постоянные сравнения.Через час по чайной ложке (очень медленно).Крокодиловы слёзы (притворные).Делать ...
Имена собственные в составе фразеологических единиц
В работе рассматриваются фразеологические единства английского языка, в состав которых входят имена собственные. Фразеология тесно связана с историей, литературой и традициями народа, говорящ...