Урок обучения письму на тему "Штриховка" (УМК "Гармония")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Никитина Марина Сергеевна

Урок обучения письму по прописям "Хочу хорошо писать!". Урок представлен в условиях реализации курса адаптации первоклассников "Введение в школьную жизнь" Цукерман.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»

3 день 3 урок

Обучение письму

Тема: Штриховка.

Пропись: «Хочу хорошо писать!» 1 часть М.С.Соловейчик Смоленск «Ассоциация XXI век»

Цели урока: 

Образовательные:

-познакомить с различными видами штриховки;

-учить написанию прямых наклонных линий.

Развивающие:

-формировать операционно-контрольные навыки;

-развивать концентрацию внимания;

-развивать логическое мышление: прием анализа и аналогии.

Воспитательные:

-формировать позитивную мотивацию к процессу обучении;

-воспитывать толерантность, доброжелательность, отзывчивость.

Оздоровительные:

-прививать навыки соблюдения гигиены письма;

-оптимизировать процесс адаптации к школе.

I. Мобилизующий момент.

-Я раздала вам прописи. Пропись – это ваша первая тетрадь. А как она называется?

(«Хочу хорошо писать!»)

-Я прочитаю вам небольшое стихотворение про этот важный предмет школьной жизни.

Когда начнете новую тетрадь

Как снег, белеет первая страница.

Тетрадь с волнением торопится узнать:

Какая ей досталась ученица?

Ты для нее – беде или подарок?

Захочется ей плакать или петь?

Из-за твоих ошибок и помарок

Не часто ли придется ей краснеть?

-Давайте своим старанием радовать и тетрадь, и себя, и своих родителей.

- Ребята, представьте, что у вас в руках чудесный хрустальный шар.  От падающего из окон света он переливается всеми цветами радуги

(ученики «поворачивают» в руках представляемый хрустальный шар).

- Пусть ваши знания и умения также ярко освещают  работу на уроке!

II. Пальчиковая гимнастика.

-Давайте помассируем каждый палец на обеих руках.

-А теперь сделаем гимнастику для кистей рук:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми-

Братиков не разбуди.
(учащиеся выполняют движения для каждого пальца обеих рук)

III. Актуализация полученных ранее знаний.

1) -Посмотрите на стр.6 нашей прописи. Кто изображен на этой странице?

(робот)

-Роботу хочется узнать, хорошо ли вы выполнили задание прошлого урока: выполнение узоров!

(возможный ответ: «Мы отметили крестиком на линейках!»; имеется ввиду оценивание

с помощью шкалы Дембо-Рубинштейна)

-А робот не понял, почему у Полины крестик в самом верху, а у Егора примерно на середине?

(учащиеся стараются объяснить результаты оценивания)

 -А теперь роботу непонятно, почему на каждой линеечке есть еще один крестик – зеленый?

(выслушиваются возможные варианты ответа)

- Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному — с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик ручкой зеленого цвета. Встаньте те, у кого крестик обведен зеленой ручкой. Вы вчера очень честно себя оценили: не перехваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика получилось так: (первая линейка)

-Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее своим зеленым крестиком. А что вы скажете тому, кто оценил свою работу вот так? (вторая линейка) Верно, я советую этому человеку быть к себе построже своим зеленым крестиком. Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уроке? Правильно оценивать свою работу. Какой значок мне нарисовать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши крестики зеленой ручкой: я согласна с этой оценкой.

IV. Работа над новым материалом.

 –Давайте посмотрим на прямоугольники, нарисованные рядом с роботом. Что необычного вы заметили?

-Верно, на всех прямоугольниках линии. Но одинаковое ли у линий расположение и направление?

-Это различные виды штриховки.

Штриховка – это нанесение тонких черточек – штрихов на одинаковом расстоянии друг от друга.

-А как узнать, откуда нужно начинать движение руки - сверху  вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо; прямые с наклоном или нет?

(по направлению голубых стрелок)

3)-Давайте потренируемся выполнять штриховку под счет в воздухе.

(повтор за учителем)

-Робот предлагает вам теперь потренироваться в прописи: они приготовил для вас поезд с вагончиками.

(самостоятельная работа)

-Давайте сравним с образцом.

(учитель открывает на доске образец штриховки поезда и вагонов)

 -Оцените правильность своих работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»).

-А за что еще можно оценить работу?

(выслушивает предложения учащихся; если ничего оригинального они не предложат, учитель назначает свои критерии: «Оцени, легко тебе было делать эту работу или трудно - пометь вторую линеечку буквой Т — "Трудно», интересно тебе было делать такую работу или нет - пометь третью линеечку буквой И — «Интересно»)

V. Физкультминутка.

Если робот нам покажет,

что штриховка вниз идет-             (повтор вертикальных движений руки за учителем)

То мы сразу заштрихуем

Хоть большущий самолет!           (учащиеся показывают руки – крылья самолета)

(повтор 2 раза)

VI. Закрепление изученного.

1) –Предлагаю поработать в парах. Вы готовы?

(показ готовности пар знаками)

-Роботу хочется быть красивым. Выберите в парах вид штриховки в соответствии с формой его одежды и пусть каждый заштрихует одежду выбранным совместно способом. (учащиеся обсуждают вид штриховки, показывают знаком «Ответ готов» и штрихуют )

-А теперь объединитесь в группы и оцените работу каждого члена группы на линеечках «правильность» и «аккуратность». Старайтесь оценивать правильно!

(группы показывают готовность поднятыми в «сцепке» руками)

2) –Давайте вспомним устройство рабочей строки и работу голубой стрелки.

(выслушиваются ответы учащихся)

-Посмотрите на слова на доске и подумайте, зачем мы познакомились с разными видами штриховки.

(в словах выделены элементы, основанные на выполнении штриховки; выслушиваются ответы)

-Совершенно верно, прямые наклонные встречаются довольно часто при письме.

-Рассмотрите образец длинной прямой наклонной.

-Проследите за моим написанием наклонной, а затем в воздухе повторите мое движение.

-Напишите наклонные по серым штрихам, а затем по прерывистым штрихам.

-Помните правила посадки за партой и старайтесь правильно держать ручку.

(аналогичная работа с короткой прямой наклонной)

-Оцените свою работу на линеечках «правильность» и «аккуратность».

-А я оценю вашу работу зеленым цветом.

 

3) Физкультминутка для кистей глаз.

(«рисование» глазами восьмерок)

 VII. Учебная рефлексия.

-Робот приготовил для вас сложное задание. Посмотрите на геометрические фигуры внимательно. На свободные строки вынесите те виды штриховки, которые соответствуют формам фигур, после чего заштрихуйте и сами фигуры.

(самостоятельная работа учащихся)

-Ключ к заданию перед вами – проверьте и оцените свою работу. Используйте линеечку «сообразительность».

-Молодцы, вы все поняли, что такое штриховка и где она применяется.

 VIII. Психологическая рефлексия.

-Покажите себя на термометре настроения.

-Робот и я благодарим вас за урок!

Итоги дня:

-Давайте откроем нашу «Хронику». Я предлагаю нарисовать сегодняшний день в виде большого цветка. Каждый будет рисовать один лепесток. Затем мы соединим наши лепестки в общий цветок. Согласны? Я раздаю вам маленькие листочки, а вы приготовьте ножницы и цветные карандаши.

(цвет лепестка - дня дети выбирают сами; желательно подписать или пронаблюдать какой у кого лепесток – для наблюдений психолога).

-Закройте глаза, вспомните те три дня, которые вы провели в школе. Вы работали парами. Вы работали группами. Вы работали по одному. Вы работали всем классом, отвечая хором все как один. Я хочу знать, кому что больше понравилось. Кто хотел бы завтра работать один, поднимите один палец, кто хотел бы работать вдвоем — два пальца, кто хотел бы работать впятером — пять пальцев, всем классом — сжатый кулак...

Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хорошо, завтра будем работать по-всякому: и парами, и группами. Наша задача на завтра — научиться работать по-разному: и самостоятельно, и всем классом, и маленькими компаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Урок обучения письму "Письмо букв П,п"

Урок обучения письму по УМК Гармония 1 класс "Письмо заглавной и строчной буквы П"....

Технологическая карта урока обучение письму Тема: " Письмо заглавной буквы "Г" " УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования  первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной   буквы « Г»,  её соединений с другими б...

Конспект урока обучения письму + презентация "Письмо заглавной буквы К, соединения и слоги" ( УМК "Система Эльконина-Давыдова", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений писать заглавную букву К и соединять с другими буквами.Планируемые  результатыПредметные:знать, из каких элементов состоит заглавная буква К;знать п...

Технологическая карта интегрированного урока обучения письму и грамоте на тему "Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П. Письмо слов и предложений с изученными буквами" 1 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: закрепление графического навыка: написание строчной и заглавной буквы «Б, б», её соединений с другими буквами в словах. Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока обучения письму, 1 класс, «Письмо строчной буквы «п»

Цели деятельности учителя: формирование умения писать строчную букву «п» и  её соединения с другими буквами в слогах и словах. Планируемые результаты:Предметные: - знать графичес...

Конспект урока обучение письму Письмо строчных и прописных письменных букв «Н, н», «С, с» «К, к», «Т, т». 1кл.

Планируемые результаты:Предметные: знать: графический облик, элементы письменных  и строчных букв «Н, н», «С, с» «К,к», «Т,т», приёмы написания и с...