Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Никулина Татьяна Дмитриевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_kl.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 кл.

Тема: Местоимение

Цели: - познакомить учащихся с ролью местоимений в нашей речи;

         - развивать их осознанное употребление;

         - развивать внимание, наблюдательность;

Оборудование: плакаты с существительными, прилагательными, числительными, местоимениями; Незнайка; рисунки с отгадками: солнце, месяц, луна; плакаты с заданиями «Четвертый лишний».

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного

а) Отгадать загадки:

Утром так заведено –                                А стемнеет – он придет:

Разомкнешь ресницы,                                Тоненький, смущенный.

И к тебе плывет оно                                        Он на цыпочках войдет

Розовой жар – птицей.                                Долькою лимонной.

                                Срок прошел – плывет она

                                В пелене тумана,

                                Круглолица и грустна,

                                Будто Несмеяна.

                                                                                Е.Кач.

оно                он                она                они                На доске  

солнце        месяц                луна                звезды        (записывают в тетрадь)

- Как называются слова нижнего ряда?

- Какие орфограммы встретились в существительных?

- Как называются слова верхнего ряда?

- Что такое местоимение?

- Какие местоимения вы знаете?

- Как называются эти местоимения?

б) Какое название дать словам:

Я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш, и ваш, и твой, и мой,

- Это без сомнения,

Все ………………..(местоимения)

- Какие новые местоимения запомнились из рифмы?

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы узнаем вместо каких частей речи могут употребляться местоимения; поупражняемся в распознавании и употреблении местоимений

4. Работа над новым материалом

а) Рассмотрите таблицу (на доску вывешивается плакат)

Имена

Местоимения

Существительные (кто? что?)

Прилагательные (какой? чей?)

Числительные (сколько? который?)

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

этот, тот, такой, мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой

столько, несколько, нисколько, который

- Привести несколько примеров (предложений)

Вывод: - Вместо какой части речи может употребляться местоимение?

б) Записать пословицы, объяснить их значение:

( российская) Своя земля и в горсти мила.

(20 голов) Сколько голов, столько умов.

- Подчеркнуть местоимения.

- Какие части речи заменили подчеркнутые местоимения?

в) Заменить выделенные слова местоимениями (на доске – сколько? как долго?)

Целый вечер мы мастерили поделку.

( весь вечер – синтаксически неделимое сочетание)

- разобрать предложения по членам предложения, указать части речи; сочетания, схема

мастерили (что?) поделку

мастерили (сколько? как долго?) весь вечер

Теперь уже любой ученик нашего класса решит задачу.

                     (каждый) (связь согласования)

Вывод: Каким членом предложения может являться местоимение? (главным и второстепенным членом)

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по учебнику (дидактический материал стр. 105, упр. 263)

а) Класс работает по вариантам.

- Из слов составь предложения. Расположи предложения так, чтобы пары предложений были связаны по смыслу.

I Вариант

II Вариант

Она, но, глубокая, неширокая;

От дома, река, течет, недалеко.

Журчит, где-то, поблизости, ручей;

Постоянно, куда-то, он, торопится.

 

б) У доски ученик редактирует текст про лису.

- выделенные существительные заменить местоимениями

Лиса.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

в) Проверка заданий

Вывод: Какую роль выполняют местоимения в речи?

  1. Закрепление изученного материала:

(занимательный материал)

а) « Четвертое лишнее» (2-е у доски)

- Одно из слов  в каждом ряду является лишним.

Я, он, на, ты                                        Мы, он, вы, но

Нас, нами, нем, нам                                Мнем, мну, мне, мни

Мной, меня, мни, мне                                Тебя, тебе, тобой, табун

Вас, воз, вес, вар                                        Он, его, ему, яму

Но, оно, она, они                                        Нос, низ, наст, нас

б) «Помоги Незнайке» (портрет Незнайки)

- На доске записано предложение с орфографическими и стилистическими ошибками. Найди и исправь их. (один ученик у доски)

Коля и Петя делали уроки. С ними были пес Тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

в) Класс – Впросы-шутки

1. Какое местоимение можно записать одной буквой? (я).

2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (я-мы).

3. Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты).

4. Какой полуостров в России жалуется на себя? (я-мал).

5. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (я-майка).

6. Какой газ отрицает личное местоимение? (не-он).

  1. Итог урока

- Что такое местоимение?

- Какие новые местоимения вы запомнили?

- Вместо какой части речи может употребляться местоимение?

- Каким членом предложения может быть местоимение?

- Какую роль выполняет местоимение в речи?

9. Оценить работу детей.

10. Домашнее задание. Упр. 375, 376.

        

        

     

        

 

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...