Урок русского языка в 1 классе "Парные согласные звуки в конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гончарова О.И.

Проблемный урок. А.В. Полякова «Русский язык. 1 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnye_soglasnye_zvuki_v_kontse_slova.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНЫЙ  УРОК

А.В.Полякова «Русский язык. 1 класс»

          ТЕМА: «ПАРНЫЕ   СОГЛАСНЫЕ      ЗВУКИ  В КОНЦЕ СЛОВА».

Автор-составитель:

  О.И.Гончарова

                                                         

МКОУ СОШ №13

а.Новкус-Артезиан

                                                                                                                                                                                                        Проблемный урок

А.В.Полякова «Русский язык. 1 класс».

     Тема: «Парные согласные звуки в конце слова».

     Цель урока: Формирование умения проверки парной согласной на конце слова.                                  

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся со словами с парными согласными, которые нужно проверять  (проверяемыми ) и словами, с помощью которых можно проверить ( проверочными ).
  2. Развитие умения сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными на конце слова.
  3. Воспитание любознательности, любви к родному языку, умение помогать товарищам.

   Оборудование: у учащихся карточки:№1 (для индивидуальной работы) , №2 (карточка-помощник).

Ход урока:

  1. Организация внимания.
  2. Актуализация знаний.
  1. На доске записаны слова: столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.

- Прочитайте слова.

- Чем похожи эти слова между собой? (на конце слов буквы, которые обозначают парные звонкие согласные звуки ).

- А какие ещё парные согласные вы знаете?

б в г д ж з

п ф к т ш с   - парные глухие согласные.

  1. Чистописание.

- Составьте разные цепочки из этих букв и напишите строчку до конца.

б д в ж з г          г б д в ж з …

  1. Постановка учебной задачи.

Дети получают карточки №1 с заданием: вставьте пропущенные буквы.

Стол.                            Эта.

Го.                                 Гла.

Рука.                             Фла.

- Какие буквы поставили?

Учитель на доске фиксирует ответы детей.

Стол (п, б), рука (в, ф), эта (ж ,ш), гла (з,с), фла (г,к).

- Получились разные варианты.

-Как же определить, кто же прав?

- Где возникло затруднение?

- Почему это затруднение возникло?

- Что можно сказать о буквах, которые можно написать по-разному?

- Что же должны мы научиться делать на уроке?

- Какова же тема нашего урока?

  1. Построение проекта выхода из ситуации.

Выдвижение гипотезы. Учащимся предлагается поработать группами с карточками-помощниками.

Ёж – ежи                                     голос – голоса

Стриж – стрижи                        ёрш – ерши

                                                                                                                                                          - Что вы заметили?

( Мы заметили, что в первом слове пары стоял парный согласный , который слышался нечётко, оглушался. А во втором слове он слышится ясно).

- А почему он слышится ясно? Что изменилось? (рядом с согласной стоит гласная).

- Попытайтесь составить правило, которое поможет правильно записать согласную букву на конце слова.

  1. Проверка гипотезы.

- Давайте попробуем проверить, объяснить выбор буквы в наших словах.

- Что нужно сделать со словами стол ( б, п ).

П/о- Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

- А как изменим?

П/о- Много – столбы.

Ласково- столбик. В слиянии буквы б. Значит в слове «столб» пишем б.

Запись проверяемого и проверочного слов в тетради.

Столб – столбы,                                                  этаж – этажи,

Год – годы,                                                           глаз – глаза,

Рукав – рукава,                                                    флаг – флаги,

( Слова второго столбика помогли нам проверить согласный на конце. Мы их назовём проверочными.)

  1. Первичное закрепление.

Упр. 102, с.79

- Какие звуки слышим на конце слов? А какие буквы написали? Объясните,  почему?

- Подберите проверочные слова.

  1. Физкультминутка.

- Проведём физкультминутку. Я буду произносить звуки. Если звук, который я произнёсу, парный звонкий согласный, вы делаете наклон туловища вперёд. Если звук, который я произнесу, парный глухой согласный, вы делаете наклон назад. Если звук не является парным звонким или глухим согласным, вы топаете ножками.

[ж], [с], [п], [к], [н], [р], [з], [б], [д], [щ], [т], [м], [ш], [г], [в], [ф], [ц].

  1. Вывод. Включение в систему знаний.
  1. Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 103, с. 79

  1. Деление слов на группы.

Упр.105, с.80

  1. Найдите лишнее слово.

- Прочитайте, в каждой цепочке слов найдите одно лишнее. Обоснуйте свой ответ.

На доске запись:

           Рак, суп, мак, зуб.

           Чиж, сад, жук, ястреб.

           Точка, дочка, печка, качка.

- Спишите слова второй строчки, подчеркните орфограммы, рядом через чёрточку напишите проверочные слова.

  1. Итог урока.

- Какую тему урока мы рассмотрели?

- С каким правилом правописания парной согласной познакомились?

- Кто может без ошибки записать слова с парной согласной на конце слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс

Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....

Урок русского языка 4 класс «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС в 4 классе...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Конспект урока " Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова" 2 класс

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Парные звонкие и глухие согласные звуки» разработан в соответствии с содержанием программы «Школа России», с использованием учебник...