Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель урока: Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель урока:
Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.
Формы и методы:
Работа в группах.
Использование презентации « Путешествие в страну Грамматику».
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: знать и применять на практике правило употребления заглавной буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы в результате групповой работы;
- регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности;
- коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Оборудование и материалы:
-для учителя: глобус, мультимедийный проектор, таблички с названиями команд, задания-лепестки для каждой команды, путевые листы для каждой команды; плакат «Лесенка успеха».
-для учащихся: красный фломастер, цветные карандаши: зелёный, жёлтый, красный; именные магниты.
Зрительный ряд: компьютерная презентация « Путешествие в страну Грамматику».
-1-
Сценарий урока.
- Ход урока.
Эмоциональный настрой на урок.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!
-Я рада приветствовать вас и наших гостей. Желаю всем хорошего настроения! Пожелаем друг другу удачи.
- Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету прошепчу будет интересно!
- Подводящий диалог.
- Сегодня мы будем путешественниками, и отправимся в одну необычную страну ( в руках у учителя глобус).
Не кружите пёстрый глобус.
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны чудесной,
Речь о которой поведём.
- Далеко-далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика (слайд №1). В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (слайд№2). Однажды все узнали, что Злодей (слайд№3) похитил Королеву Грамматику и заточил её в свою темницу, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными. Много храбрецов пыталось спасти Королеву Грамматику, да не смогли.
- Выдвижение проблемы. Постановка учебной задачи.
-Посмотрите внимательно на слайд (слайд №4) и догадайтесь почему? (имена, фамилии и кличка собаки написаны с маленькой буквы).
-Сформулируйте тему нашего урока? (закрепить знания о заглавной букве в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.)
Сформулируйте цель нашего урока? (вспомнить, когда пишется заглавная буква в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.)
-Молодцы!
-Ребята, поможем Королеве Грамматике?
-Королева Грамматика прислала вам телеграмму и надеется на вашу помощь.
Телеграмма (читает ученик) (слайд№5).
«Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала на волшебных лепестках. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветок - распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!» Королева Грамматика.
-Ребята, а как вы думаете лучше путешествовать одному или в команде?
-Почему вы так решили? ( Вместе легче преодолеть трудности; можно посоветоваться с командой; найти нужное решение).
-2-
-Итак, отправляемся путешествовать командами.
- Но, чтобы путешествие прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в команде - группе.
Давайте вспомним эти правила:
1.Говорить негромко, по очереди, не перебивая друг друга.
2.Уметь слушать другого.
3.Чётко высказывать своё мнение, уважать мнение собеседника.
4.Стараться выполнить задание грамотно, правильно.
- Учебные действия «Обобщение и повторение знаний».
- У каждой команды будет своё название (учитель ставит на парты таблички с названием команды):
1команда «Знайки»;
2 команда «Умники и умницы»;
3 команда «Мудрые совята»;
4 команда «Эрудиты»;
5 команда «Всезнамусы».
-Каждая команда должна выбрать капитана.
- А я буду вашим помощником.
-Каждая команда получает задание-лепесток, которое приготовила Королева Грамматика и путевой лист.
-Команды будьте внимательны!
* При работе с заданием – лепестком команды используют красный фломастер.
Задание для команды «Знайки».
Исправить ошибки в одной работе школьника.
я пишу: корова, а зорька – нездорова!
я пишу: собака фомка, а собака лает громко!
я пишу: бельчонок тишка, а бельчонок целит шишкой!
прямо в лоб и мне кричит: «Лучше правила учи…»
Задание для команды «Умники и умницы».
Вспомните и запишите имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
1.Деревянный мальчик?
-3-
2.Девочка с голубыми волосами?
3. Кличка Лисы?
4. Кличка Кота?
5. Владелец кукольного театра?
6.Продавец Пиявок?
Задание для команды «Мудрые совята».
Сгруппируйте слова по группам и запишите.
Дружок, Лиза, Дон, Пушкин, Нева, Серёжа, Саратов, Барто, Бурёнка, Москва.
1 группа - имена:
2 группа - фамилии:
3 группа - клички:
4 группа - города:
5 группа - реки:
Задание для команды «Эрудиты».
Исправь ошибки.
наш шарик поймал воздушный шарик.
вася рыбаков был у рыбаков.
улетел орёл за город орёл.
корова ночка была чёрная, как ночка.
Задание для команды «Всезнамусы».
Запишите своё имя, фамилию, город, в котором вы живёте.
Физпауза.
Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если с маленькой буквы, то вы приседаете (трава, Андрей, самолёт, цветок, Простоквашино, Австралия, школа, автобус, Таня, Москва)
Капитаны по очереди рассказывают своё задание (обязательно при ответе, проговаривают правило).
Задания-лепестки учитель прикрепляет на доску, образуя цветок.
-4-
- Обобщающая беседа
-Посмотрите на доску, у нас распустился цветок. Вы освободили Королеву Грамматику из темницы (слайд №6).
-Силы зла навсегда исчезли!
-А зачем надо знать науку грамматику? (Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).
Публичное выступление учащихся (дети читают заранее приготовленные стихотворения к уроку):
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда берёшь с тревогой!
Она трудна, но без неё
Какое было бы житьё?
Ни составить телеграмму,
Ни открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
- Ребята, какую тему мы с вами сегодня повторяли в? (ответы детей)
- Ребята приготовили для вас стихотворения по этой теме. Давайте послушаем.
(Ученики читают подготовленные к уроку стихотворения):
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв - подруг.
Смотрят с почтеньем буквы - подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело!
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишут с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой - уважения знак!
С заглавной буквы, без сомненья,
Начинаем предложение,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке!
- Спасибо, ребята, за приготовленные стихотворения. Итак, когда же пишется большая буква? (ответы детей)
-5-
- Рефлексия
-Ребята, у вас на столах лежат путевые листы и цветные карандаши.
-Оцените, как ваша команда справилась с заданием:
-Красный цвет, если было трудно;
-Жёлтый цвет, если были затруднения;
-Зелёный цвет, трудностей не было.
Капитаны выходят по очереди к доске и прикрепляют путевой лист к «Лесенке успеха».
-А теперь капитаны назовут самых активных членов своей команды.
(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют именной магнит на путевой лист к «Лесенке успеха».)
- Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу.
-Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от Злодея. Королева Грамматики передала вам сундучок, в котором лежат волшебные ручки. Она дарит вам эти ручки, которые помогут писать без ошибок. Королева Грамматика желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам.
- Урок закончен. Всем большое спасибо за работу, а нашим гостям за внимание.
-6-
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы".
схема урока по русскому языку ФГОС 2 класс...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
Урок русского языка во 2 классе разработан в соответствии с содержанием УМК «Школа России» с использованием учебника В.П. Канакиной. Организация учебной деятельности обучающихся на уроке ...
Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной...
самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"...
Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» с использованием современных образовательных технологий.
На этом уроке используются современные технологии проверки знаний с применением программы ПервоЛого (скриншоты страниц альбомов ПервоЛого учащихся)...
Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...
Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"
Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....