Конспект урока "Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный конспект предназначен для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
развивать память;
воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, я очень рада видеть вас.
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
II.Чистописание.
С Т / / с т
Ст Тс
Старый друг лучше новых двух.
- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
III. Словарная работа.
- Запишем слова под диктовку.
Апте'ка, ноя'брь,тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.
[С комментированием] (слайд 3)
IV. Сообщение темы урока.
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
- Найдите антонимы в пословице(старый-новый)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
а
е
г
м
с
т
р
в
ё
й
с
ц
ю
ж
э
ч
ш
и
щ
у
э
ф
ц
и
й
ж
я
т
ы
ъ
н
т
щ
ф
ч
ш
у
ж
ц
ъ
ы
э
я
н
й
я
ф
ы
о
ъ
у
щ
о
э
ч
ш
ц
т
ю
ь
ч
н
т
ъ
э
ж
н
ф
ы
ш
я
щ
у
ц
ю
й
ф
у
и
ч
т
ы
и
ц
ш
э
ж
щ
я
ь
щ
м
я
ж
э
ф
т
ы
ъ
у
ч
ш
ц
й
м
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
V. Работа по теме урока. Антонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.
А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)
Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)
ТИГР
КОТЁНОК
-По размеру :
большой
маленький
-По силе:
сильный
слабый
-По характеру:
злой
добрый
-В зависимости от того, где живёт:
дикий
домашний
- Что мы можем сказать об антонимах?
2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)
Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
- Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.
Грач чёрный, а снег белый.
Чай горячий, а мороженое холодное.
- По какому признаку противопоставлены слова?
3. Самостоятельная работа.
- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Длительный
тёмный
храбрый
скупой
искусственный
медлительный
светлый
иностранный
расторопный
трусливый
отечественный
натуральный
ошибочный
кратковременный
щедрый
правильный
(проверка по слайду)(слайд 10)
4. Работа в парах.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка. (слайд 11)
5. Подбор антонимов к многозначным словам.
- Ребята, что такое многозначные слова?
- Подберите антонимы к многозначным словам (устно):
Полный мужчина
ǁ пустой
Полный стакан
ǁ худой
Мягкий хлеб
ǁ тяжёлый
Мягкий шаг
ǁ чёрствый
Тонкий лёд
ǁ грубый
Тонкая работа
ǁтолстый
Мелкий дождь
ǁ глубокий
Мелкий ручей
ǁ частый
- Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:
Открытое окно -
Открытый человек -
Открытая вражда -
Мягкий свет -
Мягкий воск -
Мягкая зима -
Резкий звук -
Резкое слово -
Острая пила -
Острое зрение -
VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)
1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!
2. Игра в мяч.
-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.
VII. Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)
- Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
Маленький, малюсенький, крошечный.
Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
4. Работа по таблице. (слайд 16)
- Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
Смелый, храбрый, мужественный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
1
2
3
4
5
5. Работа в парах.
- Составьте из слов синонимические ряды:
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На слайде «собираются» цветы]
- Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)
VIII. Работа со словарём. (слайд 18)
- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]
- Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]
IX. Закрепление.
1. Выполнение теста.
- Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
Синонимы - это слова с противоположным значением.
Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
К слову можно подобрать только один синоним.
Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
Синоним можно подобрать к любому слову.
1
2
3
4
5
6
7
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)
Слово
Синоним
Антоним
знойный
быстрый
скрытный
древний
тяжёлый
пустой
X. Итог урока.
- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание.
- Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)
Домашнее задание:
Упр. 483
Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.
Литература
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слова - антонимы"
Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....
Конспект урока "Сочетание антонимов с другими словами"
Урок по УМК "Начальная школа XXI века" во 2 классе по русскому языку...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...
Изучение антонимов, синонимов и антонимов в начальной школе
Презентация к уроку на тему "Антонимы, синонимы". Материал презентации можно использовать как на уроке изучения нового материала, так и на этапе закрепления....
Конспект урока. тема: Антонимы
Цели: создать условия для знакомства с понятием «антонимы»; продолжить формировать умение подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.· познавательные УУД:– умен...