Конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кондратичева Ольга Владимировна

Данный материал поможет учителю начальных классов подготовиться к уроку русского языка в 3 классе. 

УМК "Планета знаний"

Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.

С понятием «второстепенные члены» дети уже знакомы, однако, с понятием «распространенные и нераспространенные предложения» они сталкиваются впервые.

В процессе урока формируются все виды УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные) (более подробно они описаны в конспекте).

В начале урока идет мотивация детей через поиск клада в виде знаний, затем на протяжении урока они добывают знания сами из правила, из своих представлений после прослушивания музыки, выступают в роли учителя при оценивании своего товарища.

На уроке в большей мере использовался системно-деятельностный подход и основные его принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx106.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Второстепенные члены предложения

Цель

Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены, уметь распространять предложения второстепенными членами предложения.

Задачи

- Ввести в активный словарный запас учащихся термины «Второстепенные члены предложения», «распространенное предложение», «нераспространенное предложение»;

- учить распространять предложения;

- совершенствовать орфографические навыки;

- развивать мышление детей, умение рассуждать, делать выводы.

Основное содержание темы

Изучение распространённых и нераспространённых предложений, главных и второстепенных членов предложения.

Термины и понятия

Предложения распространённые, нераспространённые.

Главные и второстепенные члены предложения

Информационный материал

Учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Орг. момент

Ребята, а хотели бы вы найти клад?

А что такое клад? (золото, деньги)

Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Именно за таким кладом мы сегодня и отправляемся. Кто догадывается, о чём я говорю? (О знаниях)

Итак, вы готовы?

Личностные умения:

- проявлять интерес к получению знаний

Актуализация знаний

Минутка чистописания

- С Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании          

                   «оро».

(У  (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с

нинижним и верхним соединением).                                                                                      

     Прочитайте предложение:

         Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. [1]

- В  -Верно ли это высказывание?  (Ответы детей)

- К  -Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным?

С(   Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово  бу-     будет обозначать не число, а название птицы)

 - З -Запишите предложение, обратите внимание на соединение букв.

      Поставьте ударение.

- П  Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали    

       неправильно? (Потому что без постановки ударения  непонятно

было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково).

Словарная работа.

Дети по очереди называют словарные слова, в которых есть соединение –оро-, записывают их в тетрадь.

Познавательные умения:

-

знать, как пишутся словарные слова.

Определение темы и цели урока.

       - Прочитайте предложение.

Побежали ручейки.  (слайд 1,2)

- Что вы можете сказать об этом предложении?

Побежали говорливые ручейки. (слайд 3)

- Что изменилось?

 Что уточняется с помощью слова «говорливые»?

По дорожкам побежали говорливые ручейки. (слайд 4)

- Какое слово добавилось?

- Что оно уточняет?

Весной по дорожкам побежали говорливые ручейки. (слайд 5)

-Что уточняет слово «весной»?

- Какими членами предложения являются слова «говорливые», «по дорожкам» и «весной»?

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Второстепенные члены предложения)  (слайд 7)

-Какова же будет цель этого урока?

 (Сформировать представление о  предложении с второстепенными членами предложения). (слайд 8)

             

Познавательные умения - умение анализировать и синтезировать знания

регулятивные умения — целеполагание

- умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения;

Первичное усвоение новых знаний

Прочитайте самостоятельно правило на с. 91, изучите его, найдите важную, необходимую нам в дальнейшем информацию.

- Чему подчиняются второстепенные члены?

- Для чего они нужны?

- Как в грамматике называют предложения с второстепенными членами?

- Какие предложения называют нераспространёнными?

Познавательные умения:

- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Физминутка

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) [2]

Первичная проверка понимания

Выполнение упр. 137, с. 91.

Ученики по очереди у доски, остальные выполняют упражнение в тетради.    

Составление распространенного предложения.

- Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года»

-   Что вы представляли, когда слушали отрывок? Как вы думаете, как называется эта музыка?    («Подснежник»)

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином… [3]

               (А. Майков)

- В этой мелодии есть короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу.

-Составьте нераспространенное предложение со словом «подснежник».

- А теперь, добавляя второстепенные члены, давайте составим красивое распространённое предложение.

Запишите его в тетрадь. Найдите подлежащее и сказуемое. К второстепенным членам предложения проведите стрелки, надпишите вопрос.    

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- находить  предложение  по схеме;

-уметь распространять предложение.

Физминутка для глаз

Первичное закрепление

Детям раздаются карточки с текстом. Они выполняют творческое задание. Взаимопроверка. Оценивание.

Вставь в предложение возможные второстепенные члены.

Закончились (какие?) _______________ каникулы.

(Где?) ______________ мальчики увидели (что или кого?) _____________.

Пригрело (какое?) ______________ солнышко.

(Где?) ____________ чирикают (какие?) ______________ воробьи.

(Когда?) _____________дети отправились (куда?) _____________.

- Какие это были предложения: распространенные или нет?

- Кто получил оценку 5 или 4?

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

Умение грамотно записывать слова

Предметные умения:

- строить распространённые предложения

Рефлексия

Итог.

Игра «Веришь – не веришь»

«Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

- Вспомните цель нашего урока. Достигли мы поставленной цели или нет, сформировалось ли у вас представление о предложениях с второстепенными членами?

C:\Users\1\Desktop\Диплом\img23.jpg

[4]

(слайд 9)

Регулятивные

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;

оценивать результат учебной деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

С. 91, упр. 139, правило.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Как вы будете его выполнять?

- Спасибо за урок. Урок окончен.

Список использованных интернет-ресурсов:

1. http://znanija.com/

2. http://www.pedsovet.pro/

3. http://a-pesni.org/

4. https://www.google.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Однородные члены предложения"

Данный конспект по теме "Однородные члены предложения" будет полезен учителям начальных классов....

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Современному учителю предс...

Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое второстепенные члены предложения?» (УМК «Школа России»)

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое второстепенные члены предложения?"...