Конспект урока русского языка "Второстепенные члены предложения" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный материал поможет учителю начальных классов подготовиться к уроку русского языка в 3 классе.
УМК "Планета знаний"
Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.
С понятием «второстепенные члены» дети уже знакомы, однако, с понятием «распространенные и нераспространенные предложения» они сталкиваются впервые.
В процессе урока формируются все виды УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные) (более подробно они описаны в конспекте).
В начале урока идет мотивация детей через поиск клада в виде знаний, затем на протяжении урока они добывают знания сами из правила, из своих представлений после прослушивания музыки, выступают в роли учителя при оценивании своего товарища.
На уроке в большей мере использовался системно-деятельностный подход и основные его принципы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy.docx | 106.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Второстепенные члены предложения | |
Цель | Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены, уметь распространять предложения второстепенными членами предложения. | |
Задачи | - Ввести в активный словарный запас учащихся термины «Второстепенные члены предложения», «распространенное предложение», «нераспространенное предложение»; - учить распространять предложения; - совершенствовать орфографические навыки; - развивать мышление детей, умение рассуждать, делать выводы. | |
Основное содержание темы | Изучение распространённых и нераспространённых предложений, главных и второстепенных членов предложения. | |
Термины и понятия | Предложения распространённые, нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложения | |
Информационный материал | Учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина Демонстрационный материал Электронная презентация Раздаточный материал: Карточки с учебными заданиями. | |
Этапы урока | Ход урока | УУД |
Орг. момент | Ребята, а хотели бы вы найти клад? А что такое клад? (золото, деньги) Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Именно за таким кладом мы сегодня и отправляемся. Кто догадывается, о чём я говорю? (О знаниях) Итак, вы готовы? | Личностные умения: - проявлять интерес к получению знаний |
Актуализация знаний | Минутка чистописания - С Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро». (У (Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нинижним и верхним соединением). Прочитайте предложение: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. [1] - В -Верно ли это высказывание? (Ответы детей) - К -Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? С( Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово бу- будет обозначать не число, а название птицы) - З -Запишите предложение, обратите внимание на соединение букв. Поставьте ударение. - П Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково). Словарная работа. Дети по очереди называют словарные слова, в которых есть соединение –оро-, записывают их в тетрадь. | Познавательные умения: - знать, как пишутся словарные слова. |
Определение темы и цели урока. | - Прочитайте предложение. Побежали ручейки. (слайд 1,2) - Что вы можете сказать об этом предложении? Побежали говорливые ручейки. (слайд 3) - Что изменилось? Что уточняется с помощью слова «говорливые»? По дорожкам побежали говорливые ручейки. (слайд 4) - Какое слово добавилось? - Что оно уточняет? Весной по дорожкам побежали говорливые ручейки. (слайд 5) -Что уточняет слово «весной»? - Какими членами предложения являются слова «говорливые», «по дорожкам» и «весной»? - Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Второстепенные члены предложения) (слайд 7) -Какова же будет цель этого урока? (Сформировать представление о предложении с второстепенными членами предложения). (слайд 8)
| Познавательные умения - умение анализировать и синтезировать знания регулятивные умения — целеполагание - умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; |
Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте самостоятельно правило на с. 91, изучите его, найдите важную, необходимую нам в дальнейшем информацию. - Чему подчиняются второстепенные члены? - Для чего они нужны? - Как в грамматике называют предложения с второстепенными членами? - Какие предложения называют нераспространёнными? | Познавательные умения: - определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения. |
Физминутка | Мы пройдёмся по дорожке Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая — Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) [2] | |
Первичная проверка понимания | Выполнение упр. 137, с. 91. Ученики по очереди у доски, остальные выполняют упражнение в тетради. Составление распространенного предложения. - Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года» - Что вы представляли, когда слушали отрывок? Как вы думаете, как называется эта музыка? («Подснежник») Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином… [3] (А. Майков) - В этой мелодии есть короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. -Составьте нераспространенное предложение со словом «подснежник». - А теперь, добавляя второстепенные члены, давайте составим красивое распространённое предложение. Запишите его в тетрадь. Найдите подлежащее и сказуемое. К второстепенным членам предложения проведите стрелки, надпишите вопрос. | Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины. Предметные умения: - находить предложение по схеме; -уметь распространять предложение. |
Физминутка для глаз | ||
Первичное закрепление | Детям раздаются карточки с текстом. Они выполняют творческое задание. Взаимопроверка. Оценивание. Вставь в предложение возможные второстепенные члены. Закончились (какие?) _______________ каникулы. (Где?) ______________ мальчики увидели (что или кого?) _____________. Пригрело (какое?) ______________ солнышко. (Где?) ____________ чирикают (какие?) ______________ воробьи. (Когда?) _____________дети отправились (куда?) _____________. - Какие это были предложения: распространенные или нет? - Кто получил оценку 5 или 4? | Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. Познавательные: Умение грамотно записывать слова Предметные умения: - строить распространённые предложения |
Рефлексия Итог. | Игра «Веришь – не веришь» «Погадаем на ромашке». Верите ли вы, что… *Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения? *Предложение может быть без второстепенных членов? *Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения? *Подлежащее всегда выражено существительным? *Сказуемое всегда выражено глаголом? *Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения? *В предложении всегда есть подлежащее? - Вспомните цель нашего урока. Достигли мы поставленной цели или нет, сформировалось ли у вас представление о предложениях с второстепенными членами? [4] (слайд 9) | Регулятивные
оценивать результат учебной деятельности |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | С. 91, упр. 139, правило. - Прочитайте задание к упражнению. - Как вы будете его выполнять? - Спасибо за урок. Урок окончен. |
Список использованных интернет-ресурсов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Однородные члены предложения"
Данный конспект по теме "Однородные члены предложения" будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Современному учителю предс...
Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....
Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"
План-конспект урока по русскому языку....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами"с использованием приемов работы с несплошным текстом.
На уроке используются приемы работы с несплошным текстом, самооценка учащихся, деятельностный подход....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое второстепенные члены предложения?» (УМК «Школа России»)
Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое второстепенные члены предложения?"...
Конспект урока русского языка в 4 классе "Второстепенные члены предложения определения"
Проблемный урок открытия нового знания....