Урок русского языка "Междометие-особая часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель урока: введение новой части речи - междометие
Задачи:
§ повторить изученные части речи, учиться давать отличия изученных частей речи;
§ способствовать развитию логического мышления, умению делать выводы, классифицировать, анализировать;
§ воспитывать партнёрские отношения, умения работать в группе, индивидуально
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_t.v._urok.doc.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Междометие как особая часть речи»
Цель урока: введение новой части речи - междометие
Задачи:
- повторить изученные части речи, учиться давать отличия изученных частей речи;
- способствовать развитию логического мышления, умению делать выводы, классифицировать, анализировать;
- воспитывать партнёрские отношения, умения работать в группе, индивидуально
Тип урока: изучение нового материала с использованием электронных образовательных ресурсов Единой Коллекции ЦОР
Формы работы обучающихся: групповая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, общеклассное обсуждение, игра
Структура и ход урока:
- Организационный
- Начинаем урок русского языка.
- Что вы ждёте от него? (Свободные высказывания детей)
- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными и организованными. Желаю вам интересных открытий.
- Проверка знаний учащихся о частях речи (работа с ЭОР в группах)
Учитель организует работу групп:
- Проверим, насколько хорошо вы умеете различать изученные части речи.
- Поработайте в группе, каждая группа у отдельного ПК.
Используются ресурсы Единой Коллекции ЦОР для каждой группы
Дети самостоятельно выполняют задания в группе, представляют результаты работы
Восстанавливается таблица «Части речи» (см. Приложение)
- Минутка чистописания
- Прочитайте высказывания, записанные на доске.
«Ура! Мама пришла», - сказала Оля подружкам, услышав звонок.
«Мама пришла», - радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок.
- Спишите высказывания красиво в тетрадь. О чём будете помнить при списывании? (Наклон. Правильное соединение букв, высота букв, скорость письма, правильная посадка)
- Определите части речи.
- Физкультминутка (проводит дежурный)
- Постановка задачи обнаружения части речи, не относящейся ни к служебным, ни к самостоятельным частям речи
- Почему возникло затруднение? (Встретилось слово, которое не относится к известным нам частям речи)
- Какова цель нашего урока? (Мы обнаружили, что есть слова, которые не относятся к известным частям речи, займёмся открытием новой части речи)
- Открытие нового знания. Сравнение слов радостно и ура в высказываниях, их работы
Учитель организует работу с высказываниями, которые записаны на доске.
- Об одном и том же событии сообщается в этих высказываниях или разных? (Об одном и том же)
- Все ли слова в них одинаковы? (Нет, ура – радостно)
- Что называет слово радостно во втором высказывании? (Радостно – называет чувство)
- А какие ещё знаете слова, называющие чувства? (Печаль, досада, боль, страх, восторг)
- Какие это части речи? (Это самостоятельные части речи)
- Понятно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы? А есть ли в нём слово, которое называет это чувство? (Нет)
- Какое слово вам помогло понять это? (Ура)
- Итак, слово радостно во втором высказывании и слово ура в первом высказывании выражают одно и то же чувство. А в чём разница между ними? (Дети приходят к выводу, что слово радостно – называет чувство, ура – не называет чувство, но выражает то же чувство)
- Нахождение других слов, выражающих чувства (ой). Введение междометия как части речи
- Сейчас я предлагаю вам несколько высказываний. Ваша задача – обнаружить слова, выражающие чувства, но не называющие их. Запишите высказывания в тетради (один ученик может выполнить на доске), обратите особое внимание на знаки препинания, слова подчеркните.
Предложения представлены на доске
- Увы! Всё хорошее быстро заканчивается.
- Ой! Какой щеночек. Чей он?
- Ах! Какой я гриб нашла!
- Оказался гриб гнилой. Фу, какой же он плохой!
- Ох, нелёгкая работа – из болота тащить бегемота!
По мере выполнения работы на доске подчёркиваются слова ух, эх, ох, ах и т.д.
- Что вы заметили? Поделитесь своими наблюдениями. (Невозможно задать вопрос, нет частных грамматических признаков, выделяются знаками)
- А какое у этих слов общее грамматическое значение? (Выражать чувства, эмоции, не называя их)
- Может это предлоги? Частицы? (Нет)
- Это часть речи – междометие!
- Работаем по учебнику с. 22 (Дети читают вывод)
- Нахождение места для междометий в системе частей речи
- Можно ли эти слова считать самостоятельной частью речи? (Они все что-то называют или указывают на что-то)
- А служебной? (Нет, т.к. она не помогает самостоятельным частям речи)
- Можно ли эти слова считать особой частью речи? (Да)
- Поместите междометие в схему частей речи. (Дети дополняют таблицу «Части речи»)
- Наблюдение за особенностями употребления междометий в речи
Игра. На столе учителя лежат карточки с представленными высказываниями. Следует прочитать их выразительно, передавая чувства, эмоции.
- Ах! Это вы? (Удивление)
- Ах! Как жаль! (Сожаление)
- Ах! Как хорошо! (Восхищение)
- Ах! Как вы могли это сделать! (Досада, упрёк)
Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства.
- Физкультминутка для глаз (проводит дежурный)
- Закрепление. Работа с учебником – упр. 180, с.48
- Обобщение по теме (фронтально)
Используются ресурсы Единой Коллекции ЦОР
- Рефлексия
- На шкале в тетрадях оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте.
- Для чего был нужен этот урок? Что нового узнали?
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", конспект урока....
Презентация к уроку русского языка "Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное"
3 класс УМК "Гармония", презентация....
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Презентация к уроку русского языка "Служебные части речи "по системе Л.В.Занкова Л.В.Занков
Презентация составлена соответственно материалу урока....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".
Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...