урок русского языка в 4 классе "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Интересный, доступный урок, с двумя физминутками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок с электронным приложением | 45.61 КБ |
интересное, подробное приложение | 209.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе "Неопределенная форма глагола"
Цели:
1. Учебные:
- Определить особенности глаголов неопределенной формы;
- Формировать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?;
3 Формировать умение находить неопределенную форму глагола;
4. Развивать умение анализировать, обобщать, моделировать, выделять главное.
2 . Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;
3 . Воспитательные:
формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся.
Тип урока: урок новых знаний и умений
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация ко всем этапам урока, классная доска, учебники русского языка, тетради, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.
Учитель: Урок русского языка.
(Слайд 1)
Сегодня на уроке мы продолжаем работать над глаголом. Думаю, что-то новое мы о них узнаем. Садитесь на места.
I. Физминутка для рук
Покажите, как идете,
Покажите, как бежите,
Покажите, как берете,
Покажите, как даете.
П. Работа в тетрадях
(Слайд2)
Учитель: Откройте тетради, положите правильно, выпрямите спинки. Оформите работу.
Ш. Чистописание
Учитель: А теперь отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она может быть и приставкой, и предлогом, в словах она является приставкой глагола будущего времени и обозначает парный согласный твердый звук.
Дети: Это буква С, она является приставкой у глагола будущего времени –
Например- сбегут
-прописываем букву Сс с элементами букв и несколько соединений.
(Слайд 3)
Сс сл со ос си
(Слайд 4)
IV. Словарная работа
Отгадайте загадки и ребусы, запишите отгадки.
Не ходит без бензина
Ни автобус, ни......... (машина).
Ребус (улица)
Картинка - (самолет)
Тили — бом, тили — бом
Загорелся кошкин дом.
Если всем стоять глазеть
Будет долго он......... (гореть)
Ребус (восток)
Картинка - (телефон)
Взаимопроверка.
(Слайд 6)
На доске слова, поменяться тетрадями, проверить, на полях поставить оценку.
Работа в парах.
V. Проверка домашнего задания:
На доске слова: писал, сбегут, сидит, вязать
Учитель: Прочитайте слова. Найдите в них общее.
Дети: Все слова - глаголы.
Все слова имеют безударную гласную в корне слова. Подберите проверочные слова к безударным гласным, запишите. Определите время глаголов.
А теперь проверим себя (Слайд 7)
VI. 1. Работа над новым материалом
1. Учитель: А теперь вернемся к словарным словам. Найдите лишнее слово.
Дети: Гореть
Учитель: Почему оно лишнее?
Дети: Все слова являются именами существительными, а гореть - глагол.
Учитель: Что вы знаете о глаголе?
Дети: Дают определение глагола. Глагол изменяется по числам и временам.
Учитель: Какие три времени имеет глагол?
(Слайд 8)
На доске подсказка
н.в. | п.в. | б.п. |
что делает? | что делал? | что будет делать? |
что сделал? | что сделает? |
ед.ч.
мн. ч.
(Работа по карточкам)
Учитель: На доске слова. Расставьте глаголы по временам.
идет
играл
будет учить
гореть
Определите время и число данных глаголов и поместите их в данные столбики
Задаем вопросы.
н.в. | п. в | б. в. |
что делает? | что делал? что сделал? | что будет делать? что сделает? |
ед. ч. идет мн. ч. идут | играл играли | будет учить будут учить |
Учитель: Давайте определим время глагола - гореть.
Дети: Время определить нельзя.
Учитель: Число?
Дети: Число также нельзя определить.
Учитель: Куда поместим?
Дети: В отдельный столбик.
Учитель: На какой вопрос отвечает?
Дети: Что делать?
Учитель: А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число?
Дети: Дети дают свои ответы.
А теперь посмотрите определение этой формы глагола (Слайд 9)
Учитель: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.. Неопределённая форма глагола является его начальной формой. Глагол н.ф. отвечает на вопросы что делать? и что сделать?
Учитель: С какой же формой глагола мы познакомились на уроке?
Дети: С неопределенной формой глагола.
Учитель: Какова же тема нашего урока?
Дети: Неопределенная форма глагола.
Учитель: Откройте учебники на стр.63, прочитайте внимательно и скажите, что мы еще не сказали очень важное о глаголе н.ф.
(Слайд 10)
Дети: Глагол н.ф. оканчивается на ть, ти.
Учитель: Глаголы н.ф. оканчиваются на ть, ти, которые будут являться для нас суффиксами, если мы будем разбирать слово по составу. Почему я сказала: «Для нас?». Дело в том, что одна группа учёных-языковедов считают –ть и ти суффиксами, а другая- окончанием.
- На доске слова-глаголы (Слайд 11), запишите их и разберите по составу.
Разбор по составу слов.
Проверим себя (Слайд 12)
VI. Физминутка Игра «Образуй слово» (Слайд 13)
Учитель берёт мяч и кидает ученикам, называя при этом глагол в каком-либо времени. Ученик возвращает мяч, называя неопределённую форму данного глагола. (учил-учить, спит-спать и т.д.)
VII. Закрепление материала
(Слайд 14)
1. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы (пишет один ученик на доске, остальные работают самостоятельно, затем работа проверяется, объясняется правописание безударных гласных в приставках и в корне)
Совать нос (влезать), клевать носом (засыпать), зарубить на носу (запомнить), дать стрекача (убежать), выходить из себя (сердиться), чесать языки (болтать), унести ноги (убежать), надуть губы (обидеться), бить баклуши (бездельничать). водить за нос (обманывать)
Учитель: Какие глаголы мы писали? Глаголы неопределённой формы.
2. Упр. 21 с.64. Прочитать пословицу и объяснить её значение.
(Слайд 15)
ШУТКИ ШУТИТЬ – ВСЕХ ВЕСЕЛИТЬ.
Списать пословицу. Подчеркнуть глаголы неопределённой формы.
(Слайд 16)
3. Индивидуальная работа
Игра “Найди глагол н.ф.” по карточкам. Оценить себя.
Итог урока
1. Что нового узнали о глаголе?
Схема (Слайд 17)
2. Какое задание оказалось самым трудным?
3. Что помогло преодолеть трудность?
Большое вам спасибо! Вы очень хорошо работали.
Задание на дом – стр.63 №20
ч. | н.в | п. в. | б.в. | |
что делает? | что делал? что сделал? | что будет делать? что сделает? | ||
ед.ч мн.ч |
ч. | н.в | п. в. | б.в. | |
что делает? | что делал? что сделал? | что будет делать? что сделает? | ||
ед.ч мн.ч |
ч. | н.в | п. в. | б.в. | |
что делает? | что делал? что сделал? | что будет делать? что сделает? | ||
ед.ч мн.ч |
ч. | н.в | п. в. | б.в. | |
что делает? | что делал? что сделал? | что будет делать? что сделает? | ||
ед.ч мн.ч |
Повеселился, разгребал, плыть, бежит, лететь, внесёт.
Бегу, летит, сказать, снесли, выучу, писать, умел.
Кричал, умылась, прыгнуть, сидеть, свиснет, летит.
Потянуть, размышлял, пишет, наполнить, напомнить.
Давать, слышал, напишет, сидит, бежать, сбил, улетел.
Кричать, запасал, ходить, поделил, бежит, гуляет.
Полол, посмотреть, уполз, слышит, поливать, работал.
Сделает, учить, читает, указать, узнал, трясёт, наполняет.
Жужжать, ведет, полил, разговаривает, делить.
Увидел, ест, жевать, наполнять, сделал, поёт, съел.
Использовать, боялся, знать, скушал, гребёт, крикнул.
Ночевать, видит, выучил, съесть, испугается, свистит.
Знать, разбирает, уйдёт, танцевать, схватит, улетел.
Остудить, радует, вышел, рисовать, идет, кашляет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-угадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. - это приставка будущего времени, предлог, парный согласный твердый звук. Чистописание
Прописываем Сс сл со Ос си
Не ходит без бензина Ни автобус, ни… Ребус назови предмет, запиши Словарная работа Тили-бом , тили-бом Загорелся кошкин дом. Если всем стоять глазеть Будет долго он … Ребус
М а ш и на, у л и ца, сам о лёт , т е л е фон, г о реть, в о ст о к. Взаимопроверка словарной работы
Проверка домашнего задания п и сал сб е гут с и дит св я зать
Проверяем Писал – пишет Сбегут- бегать, бег Сидит – сидя Связать – вяжет, вязка
Распределите глаголы по столбикам н.в. П.в. б.в. что делает? что делал? что будет делать? что сделал? что сделает? ед.ч. мн. ч. идет играл будет учить гореть-? Работа над новым материалом
Форма глагола , которая не указывает на время и число, называется неопределенной формой глагола . Неопределённая форма глагола является его начальной формой. Глагол н.ф. отвечает на вопросы что делать? что сделать? Определение глагола
ЗАПОМНИТЬ! Суффиксы – ть , - ти – это суффиксы неопределённой формы глагола . Важно!! Чтобы найти основу неопределённой формы глагола, нужно отбросить суффикс – ть или – ти .
Разбор по составу глаголов неопределенной формы Гореть, наполнить, пасти, прыгнуть, трясти.
гореть, наполнить, пасти, прыгнуть, трясти Проверяем .
Физминутка «Образуй слово»
Совать нос клевать носом зарубить на носу дать стрекача выходить из себя чесать языки унести ноги надуть губы бить баклуши водить за нос Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы
Прочитать пословицу и объяснить её значение ШУТКИ ШУТИТЬ – ВСЕХ ВЕСЕЛИТЬ
-составьте предложения с этими глаголами Самостоятельная работа -Найди и подчеркни глагол неопределённой формы
1. Что нового узнали о глаголе? Итог урока
Молодцы!!! На дом: упр.№20 стр.63
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"
Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....
Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...