Программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Программа предназначена для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putesh_v_slovo_novoe.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор_______Белешина Л.Г. __________________2012 г. | Согласовано __________________2012 г. Зам. директора по УВР ____________Кузьмина Е.А. | Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол №____от______2012г. Руководитель МО ______________Макарова Е.А. |
Научно- познавательное направление внеучебной деятельности.
Образовательная программа «Путешествие в слово»
Автор: Митина Надежда Григорьевна, учитель начальных ГБОУ СОШ №9»Центр образования» г.о. Октябрьск.
2012 год.
Пояснительная записка
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирование активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время, в связи с введением новых федеральных образовательных стандартов.
Искусство говорить – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий .
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Образовательная программа «Путешествие в слово» способствует развитию учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьников. Программа предполагает практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями. Однако, работая над словом, невозможно не показать детям разные его стороны: звучание, написание, смысл, употребление в речи. Данная программа позволяет максимально удовлетворить интересы младших школьников, способствует ( на основе обогащения представлений детей об окружающем мире) активному накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, создает прочный фундамент лингвистических интересов.
Цель программы:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
- развитие художественно- образного и логического мышления учащихся;
- воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
- развитие у детей эмоциональной выразительной речи;
- развитие артистических данных;
- расширить кругозор детей, развивать воображение, память;
- зародить любовь к звучащему слову;
- приобщить детей к чтению художественной литературы и формирование интереса к ней.
Задачи:
- пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника;
- формирование нравственного смысла учения;
- развивать самостоятельность учащихся, творческую инициативу;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития младших школьников;
- научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение,
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Задачи образовательной деятельности
Образовательные:
Выпускник научится:
- владеть техникой речи;
- выражать связно свои мысли,
- самостоятельно работать над познанием родного языка;
- находить образные слова в тексте;
- использовать синонимы и антонимы в речи;
- находить в тексте многозначные слова и слова с переносным значением;
- рассказать о случаи из жизни; воспроизвести содержание прочитанного;
- заучивать произведения устного народного творчества.
2.Дать понятия:
- звук и буква;
- твердые и мягкие согласные;
- синонимы, антонимы; омонимы.
- добрые слова;
- дорогие слова;
- крылатые слова
3.Формировать:
- устойчивый интерес к литературному слову;
- фонематический слух,
- планировать свою деятельность;
- точно и быстро схватывать смысл читаемых слов;
- умения произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;
Развивающие:
- развивать у учащихся образное и ассоциативное мышление;
- способствовать развитию воображения и творческой фантазии;
- развивать коммуникативные способности.
Воспитательные:
- способствовать формированию у детей навыков культуры речи;
- сформировать у учащихся ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- формировать интерес к чтению.
Методы работы :словесные: рассказ ,объяснение, беседа, словесные игры; практические занятия :игры- путешествия, КВН, самостоятельное знакомство с литературой, подбор тематических групп слов, творческие работы, проектная деятельность.
.
Планируемые результаты обучения
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-максимального развития в соответствии с его задатками, интересами,, склонностями;.
-повышения качества обучения;
- активной заинтересованности и творческой деятельности;
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) собственной звучащей речи .
Выпускник получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ресурсов библиотеки и интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
·работать с несколькими источниками информации;
·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать собственные речевые произведения с опорой на рисунок, текст, увиденное, услышанное.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания;
·задавать вопросы;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-проявлять уважение и внимание к собеседнику, поддержать разговор репликами и вопросами;
Выпускник получит возможность научиться:
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Обеспеченность программы средствами обучения.
Для проведения занятий имеется: отдельное помещение для занятий (класс); кружковая библиотека,(книги о словах, сценарии , КВН, сценарии путешествий, игры), методическая копилка «Путешествие в слово»
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Программа предусматривает 66часов в год.
Содержание программы 1 класс
№п/п | Темы занятий | Содержание |
1. | Мы живем среди людей, «Давайте знакомиться» | |
2-3 | Речь. Для чего она нужна? | Знакомство с видами речи, с ролью речи в жизни людей. |
4-5 | Сколько слов вы знаете? | Занятие позволит проверить знание и понимание детьми слов , начинающих с буквы А. |
6 | Слово , его значение | Знакомство с толковыми словарями, учить различать слово и не слово, определять лексическое значение слова. |
7-8 | Знакомство с жителями страны слов- звуковичками (звуками) | Учащиеся учатся распознавать гласные и согласные звуки. |
9-10 | Чудесные превращения слов. | Игры на превращение слов позволяют предупредить некоторые ошибки первоклассников, которые иногда пишут ком вместо кол, смешивая на письме похожие по начертанию буквы. |
11-12 | Игра «Грамотный регулировщик» | Звуко - буквенный анализ слов |
13 | Сюжетная игра «Сказание о Ролане» | Слово- имя собственное. |
14 | Игра-сказка .(сочинение сказки по опорным словам) | Учащиеся учатся сочинять сказку по опорным словам, развивают свое творческое воображение. |
15-16 | Собираем слова. Игры со словами и буквами. | Игры: Наборщик, Шифровальщики, Составь слово. |
17-18-19 | Игры Деда Буквоеда | Знакомство с играми: Словесный бой, Балда ,Кроссвордина, Цепочка слов, Слова невидимки. |
20 | Сказка о царевне Несмеяне (Составление текста по вопросам учителя) | Формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков. |
21 | О самых дорогих словах | Учащиеся узнают о значении русского языка как межнационального языка нашей страны |
22 | Добрые слова | Большое внимание уделяется на занятии смыслу и пониманию добрых слов. |
23,24 | Занятие по расширению словарного запаса учащихся.Игры. | Учащиеся играют в слова: Различай слова, Подбери слово, Отгадай слово. Продолжай слово |
25,26 | Мудрое слово | Знакомство учащихся с пословицами и поговорками |
27-28 | Звуки в слове | Игровое занятие .Дети будут произносить каждый звук в слове. Основной материал для работы –скороговорки. Второе занятие строится на стихотворных текстах современных русских писателей. |
29-30 | Тематические группы слов | На первом занятии используется знакомый детям материал –имена существительные. Второе занятие посвящено отдельной тематической группе- названию цвета; берутся слова другой части речи-имена прилагательные. |
31-32 | Трудные слова | Знакомство с трудными словарными словами. т.к. написание не подчиняется ни каким правилам. |
33-34 | Слово или не слово | Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает . Игра: «Сумеете ли узнать слова?» |
35 | Слово одно, а значений несколько | На занятии дается общее представление о многозначности слов. Дети учатся практически различать прямое и переносное значение слова. |
36-37 | Слова-близнецы (омонимы) | Дети познакомятся с группой существительных, поймут, как важно различать значения слов- близнецов. Для наблюдений берутся шуточные стихи и каламбуры, в которых писатели используют чаще всего омонимы. |
38-39 | Слова-друзья (синонимы) | Учащиеся на занятии узнают слова , которые по -разному называют один и тот -же предмет, признак или действие. |
40-41 | Антонимы | Учащиеся узнают, что не к каждому слову может быть подобран антоним. На втором занятии представление об антонимах расширяются: для наблюдений привлекаются многозначные слова. |
42-43 | Слова- родственники | Основное внимание уделяется практическим вопросам: нахождению и подбору родственных слов, ограничению их от созвучных (оса- осина)или тематически близких (апельсин- лимон) |
44-45 | Игра «Путешествие в слово» (Многозначные слова) | Учащиеся делятся на команды проводится игра-путешествие. |
46-47-48 | «Языколомки» Работа над дикцией | Когда человек выговаривает звуки его приятно слушать, его речь приятна. Научится этому помогут скороговорки. |
49 | Пословицы и поговорки. КВН |
|
50-51-52 | Волшебные слова. | Знакомство детей со словами приветствия и словам прощания |
53-54 | Практические занятие. Игры в слова. | Слова выражения просьбы, благодарности,извинения (игры) |
55-56-57 | «Угадайка» (Разгадывание кроссвордов) | Деление детей на команды, разгадывание кроссвордов. |
58 | Час занимательной грамматики | Словесное лото |
59 | Новые слова | Дается понятие о появлении новых слов, которые появились в наши дни. |
60-61 | Почему их так называют? | На занятии рассматривается происхождение названий птиц. Ребятам дается понятие о том, что названия не возникают случайно. |
62-63 | Устаревшие слова | Дается понятие об устаревших словах и причинах их исчезновения. А также о словах, которые перестали употребляться в связи с изменением жизни нашей жизни. |
64-65 | Крылатые слова | Ученики вспоминают известные им крылатые слова, объясняют их значение, знакомятся с новыми оборотами и их историей. |
66 | Праздник «Сколько слов в языке» |
Средства диагностики результатов
- Анализ анкет учащихся.
- Анализ отзывов родителей.
- Выставки работ учащихся.
- Участие в различных конкурсах.
Данная программа предполагает внесение дополнений, изменений..
Литература:
1.Б.В. Казанский » В мире слов»-М., 2007г.
2.Д.Ю. Кобяков «Приключения слов» М., 2009г.
3.Е.Г. Ковалевская «История слов»
4.С.И. Котков Сказки о русском слове» М., 2000г.
5.В.И. Максимов Точность и выразительность- слова.М., 2004г.
6. М.Д Феллер Как рождаются и живут слова- М., 2005г.
6.Е.В. Язовицкий Говорите правильно.- М., 2003г.
7.Эд. Вартаньян Из жизни слов.
8.А.А. Разумов Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки.- М., 2005г.
9. В. Волина Учимся играя. М., 2009г.
10.Н.Н.Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку.,- М.2010г.
11. Развитие речи детей Ярославль 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...