Орфограммы 2 класс
картотека по русскому языку (2 класс) на тему

Тренажер для отработки орфограмм во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenazher.docx63.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

С большой буквы пишутся фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия: Александр Сергеевич Пушкин, город Братск, озеро Байкал, собака Бобик.

1. Вставьте большую букву:

в названиях рек: Волга, …бь, …нисей, …ка, …непр, …нгара. …он, …мур;

в названия городов: …сква, …десса, …иев, …рославль, …овороссийск, ерчь, …ула, …моленск;

в женские имена: …атьяна, …льга, …арина, …юдмила, …ария, …алентина, …катерина, …лизавета;

в мужские имена: …ван, …узьма, …лександр, …лексей, …еогий, …ладимир, …иколай, …ячеслав;

в имена знаменитых русских воинов: …митрий …онской, …ихаил …утузов, …лександр …евский, …лександр …уворов, …авел …ахимов, …еогий …уков.

2. Запомните, как пишутся слова.

Родина, Россия, Красная площадь, Москва, русский.

3. Вставьте вместо точек соответствующие буквы.

(Т-П) Топил, попил, …олк, …олк, …ачка, …ачка, …ир, …ир, …ара, …ара, …очка, …очка, …орт, …орт.

(Т-Д) Ведро, ветер, …уча, по…ул, …рак…ор, по…ушка, с…ук, …уман, боро…а, …у…очка, про…ук…ы.

(Ш-Ж) Саша, сажа, …аба, …уба, но…ик, су…ить, ме…ок, лу…ок, ло…адь, дер…ать, во…ак, слу…ать, жуж…ать.

4. Прочитай текст. Найди три орфографические ошибки. Спиши текст правильно.

Зоопарк

В воскресенье мы поехали в зоопарк. Папа любовался бальшим попугаем с яркими перьями. Мне больше всего понравилась семья обезьян. Я угостил лофкую обезьянку яблоком. Она быстро села яблоко и еще попросила угощенья. Братья дали зверькам вкусного печенья.

Занятие 2

Мягкий знак обозначает мягкость согласной: конь, сельдь, мальчик.

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: учитель-ница, школь-ник.

1. Допишите в словах необходимый знак.

Кон-конь

стан-стан…

стал-стал…

галка-гал…ка

банка-бан…ка

ест-ест…

дал-дал…

пар-пар…

был-был…

2 Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

Тюль/пан, асфальт, крыльцо, льют, письмо, горько, борьба, возьму, стальной, окуньки, раньше, меньше, большое, пальто, школьники.

3. Запомните, как пишутся слова. Если у вас хорошее настроение, эти слова можно пропеть, выделяя голосом орфограммы, тогда получится «словарная опера»

Малина, машина, картина, квартира, завод, народ, работа, рабочий, магазин, карандаш, рассказ, рассвет, завтра, завтрак, трамвай, пассажир.

4. Догадайся, в каких словах нужно дописать мягкий знак.

Над вареньем летало много ос. — У телеги сломана ось.

Миша грушу ел… . — В лесу растёт ел… .

Пора красит… крышу. — Маляр красит… крышу.

У юры ест… репа. — Юра ест… репу.

Лодка села на мел… . — Вот доска и мел… .

5. Вставьте пропущенные буквы.

…одина, …оссия, …расная площадь, …осква, …ру…кий.

6. Вставьте пропущенные большие и маленькие буквы.

Москва — столица нашей Родины. Озеро …айкал — самое большое пресное озеро в мире. Летом мы плавали на теплоходе по реке …олге. Маленькой …нечке купили пряничек, а маленькому …имочке купили ботиночки. Щенок …арик играет деревянным …ариком. Котёнок …ушок похож на …ушок.

7. Найдите 3 ошибки.

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревев. Проснулись малиновки. Перья на их грутках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли расы. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Занятие 3

В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ мягкий знак не пишется: птичка, ночной, кончик.

1. Догадайтесь, где нужно вставить сочетание чк, чн, нч, а где — мягкий знак.

Бабочка, гре…а, косто…а, ленто…а, вну…а, ласто…а;

бре…ать, ня…ить, пте…ик, ко…ик, телефо…ик, по…ик;

ве…ый, гае…ый, ре…ой, ру…ой, то…ый, но…ой

мал…чик,  пал..чик, пис…мо, прос…ба, бор…ба, воз…му.

2. Запомните, как пишутся слова.

Капуста, картофель, ракета, пальто, комната, сапоги, растение, расстояние, ребята, медведь, светить, вместе, север, лагерь, деревня, берёза.

3. Вставьте пропущенные буквы:

 

М…лина, м…шина, к…ртина, кв…ртира, з…вод, н…род, р…бота, р…бочий, м…г…зин, к…р…ндаш, р……каз, р……вет, за…тр…, за…тр…к, тр……вай, п……жир.

4. Догадайтесь, в каких словах нужно писать мягкий знак.

Это мой брат. — Крапиву лучше не брать.

Дед стал… стар. — На заводе выплавляют стал… .

Юра нёс угол… . — Шкаф поставили в угол… .

Стреляй в цел… . — Зайчик остался цел… .

Остуди свой пыл… . — Сотри со шкафа пыл… .

Ударной гласной в слове называется буква, которая при произношении выделяется голосом. Все другие гласные в слове называются безударными. Правильно ставить ударение очень важно, так как с изменением ударения может измениться смысл слова: Окуни — окунИ; я плАчу — я плачУ.

5. Прочитайте слова, меняя ударение с первой на вторую гласную. Посмотрите, как меняется смысл слова.

СтрЕки- стрелкИ, гвоздики — гвоздики, кружки-кружки, замок-замок, село-село, стоит-стоит.

6. Найдите 3 ошибки в тексте.

Пошли друзя на речьку. Захотели они построить кораблик. Сорвал цыплёнок листочек. Муравей поднял соломинку. Жучок достал верёвочку. Мышонок нашёл скорлупку ореха. И закипела робота. В скорлупку соломинку воткнули. Мышонок листок верёвкой завязал. Славный получился кораблик!

Занятие 4

ЖИ, ШИ пиши с буквой И: живу, пушистый.

ЧУ-ЩУ пиши с букой У: прячу, ищу.

ЧА-ЩА пиши с буквой А: чашка, щавель.

1. Вставьте пропущенные буквы:

Ш…повник, ш…шки, я свищ…, чиж…к, выруч…й, тотч…с. горяч…я, свеж…й, ч…шка, щ…вель, могуч…я, тиш…на, дремуч….я, саранч…, уж…н, щ…ка, скрипуч…я, я навещ…., ч….ткий, кувш….н.

2. Запомните, как пишутся слова.

Пенал, петух, песок, метро, герой, четверг, тетрадь, дежурный, шёл, пшеница, земляника, весело, месяц, заяц, ученик, учитель.

3. Запомните, как произносятся слова.

Алфави`т, щаве`ль, шофёр, воро`та, кра`ны, к лю`дям, звони`т, портфе`ль, гу`сеница, свёкла, да`ли — дала`, взя`ли — взяла`, по`нял-поняла`.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

К…пуста, к…ртоф…ль, р…кета, п…льто, комн…та, с…п…ги, р…стение, р…..т…яние, р…бята, м…дведь, св….тить, вмест…, сев…р, лаг….рь, д….ревня, б…рёза.

5. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

Нян..чить, брен…чать, греч…ка, пис…мо, гор…кий, прос…ба, оч…ки, внуч…ка, печ…ка, мал…чик, пал…чик, ден…ги, птен…чик, тросточ…ка, шапоч…ка, ден…ки, мален…кий, белен….кий, звёздоч….ка, точ….ка, клеточ….ка, июн…ский, школ…ник, пал…ьто.

6. Найдите 5 ошибок.

Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд реки. Весной ожывает земля. На деревях набухли клейкие почьки. Появились первые цветы. Ходят по полям и дорожкам грачи. Весило чирикают шустрые вороби. Птицы рады солнцу.

Занятие 5

 Безударные гласные в слове надо писать такие же, какие пишутся под ударением: двор — дворы, сад — сады, ядра — ядро.

1. Вставьте безударные гласные.

Берег — б…рега

хлеб — хл..ба

дерево — д…ревья

зверь — зв…рюшка

ночь — н…чной

боль — б…льной

молодость — м…лодой

больше — б…льшой

лёд — л…дяной

2. Запомните словарные слова, выделяя голосом «ошибко — опасные места»

Осина, солома, топор, посуда, солдат. потом, улица, пятница, лестница, горячий, мороз, лисица

3. Вставьте вместо точек ЖИ или ШИ

Иван шил шилом. Мы ……ли у реки. Ту….. огонь. Вот ер…., вари уху. Коля ле…ит. Змея ……пит. Роза ду……стая. Чи……к — птица. У розы ……пы. Пора у……нать. Это ма……на. Е…… зимой спят. Пи……, не спе…… . Много о……бок. У…… ……вут у воды. Кув……ин — посуда. Лу…… высохли.

4. Догадайся, какие гласные нужно вставить после шипящих.

Тишина, верш…на, ж…ть, маш…на, карандаш…, ч…ткий, (они) пряч…тся, (они) шепч…тся, я чищ…, я леч…., ч…шка, горяч…я, дремуч…я, могуч…я, ч…с.

5. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

П…нал, п…тух, п…сок, м…тор, г…рой, ч…тверг, т…традь, д…журный, ш…л. пш…ница, з…мл…ника, вес…л…, мес…ц, за…ц, уч…ник, учит…ль.

6. Найдите 4 ошибки

Роща

Мы жыли у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландышы. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс рыжик любил пугать птиц. Мальчики и девочьки играли в прятки.

Задание 6

Согласные на конце слов пишутся так же, что и перед гласными: зубы — зуб, глаза — глаз.

1. Вставьте нужные согласные:

  • Огороды — огород
  • молоты — моло…
  • пруды — пру…
  • прутик — пру…
  • поезда — поез…
  • автобусы — автобу…
  • арбузы — арбу…
  • глаза — гла…
  • паруса — пару…
  • матросы — матро…
  • покосы — поко…

2. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы.

Обедовёс, огурец, морковь, готов, горох, вокруг, восток, лопата, погода, корзина, коньки, отец, орех,одежда, однажды.

3. Вставьте пропущенные буквы.

…сина, с…лома, т…пор, п…суда, с…лдат, п…том, ул…ца, пятн…ца, лес…н…ца, г…рячий, м…роз, л…сица.

4. Догадайтесь, какую букву нужно вставить вместо точек.

(Ц-Ч) Заяц — зайчик, ов…а — ове…ка, пале…- паль…ик, птене…-птен…ик, ули…а, да…а, столи…а, сту…ать.

(Ш-Щ) Щётка, шёрстка, …ёлкать, …ёлковый, шелу…ить, пи…ать, пу…истый, и…ет, про…ение, про….ение.

5. Вставьте пропущенные буквы в слова.

  • Плот — плоты
  • пл…д — пл…ды
  • сл…д — сл…ды
  • см…х — см…шить
  • гр…б — гр…бной
  • л…ст — л…сток
  • л…ть — пол…вать
  • скр…п — скр…петь
  • ст…до — ст…да
  • тр…вы — тр…ва
  • гр…ч — гр…чи
  • сп…с — сп…сти

6. Найдите 4 ошибки.

На лугу

Ушла шумная весна. Настали жаркие летние денки. Дядя илья пасёт короф на лугу. Пугливая тёлочка Зорька тихо мычит. Он успокоил её. Бычок Буян весило прыгает по лугу. В траве гудит шмель. Хорошо весной на лугу!

Задание 7

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е. ё, и, ю, я, разделяя их: платье, жильё, воробьи, вьюга.

Слова с разделительным мягким знаком переносится так: вью-га, пла-тье, бра-тья

1. Вставьте вместо точек разделительный мягкий знак и посмотрите, как меняется смысл слова.

  • Семя — семья
  • Коля — кол..я
  • солю — сол…ю
  • полёт — полё…т
  • полют — пол…ют
  • лисе — лис…е

2. Укажите вертикальной чертой место, куда следует вставить разделительный мягкий знак.

  • Ноч/ю
  • к ручю
  • листя
  • угли
  • вороби
  • друзя
  • шёт
  • вю
  • вют
  • лёт
  • лют
  • пют
  • птичя
  • медвежя
  • волчи

3. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы

Товарищ, столица, собака, воробей, ворона, сорока, огород, город, овощи, молоко, молоток, девочка

4. Догадайтесь, какие буквы нужно вставить в словарные слова.

…бед, …вёс, …гурец, м…рковь, г…тов, г…рох, в…кру…, в…сток, л…пата, п…года, к…рзина, к…рзина, к…ньки, …тец, …рех, …дежда, ….днажды.

5. Вставьте пропущенные гласные после шипящих.

Вечерняя тишина, дремуч…й лес, воинская ч…сть, глухая ч…щ…, свеж…й ветер, ш…рокий двор, ж…тель деревни, угощ…ть ч…ем, новые ч…лки, крич…ть в лесу, кач…л качели, уш…ть грибы, ш….ть платье, поймать щ…ку, горяч…я пищ…, хорош…й уж…н, заворож…л словами.

6. Найдите 4 ошибки

На даче

Мы живём на даче. Стоят тёплые летние деньки. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сат. В саду много цветов. Вот душыстые розы. На листочьках блестят капельки росы. У крыльца спит пушистый кот мурзик. Хороши у кота усы.

Задание 8

Двойные согласные пишутся в некоторых словах русского языка: Анна, группа, класс, аллея.

При переносе слов двойные согласные разделяются: кас-са, груп-па, жуж-жит.

Запомните: длинный, но длина!

1. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» места.

Суббота, субботник, колонна, аллея, коллекция, группа, коллектив, шоссе, пассажир, расстояние, комиссия, ссора, касса, класс.

2. Вставьте пропущенные буквы.

Т…варищ, ст…лица, с…бака, в…р…бей, в…рона, с…рока, …г….род, гор…д, ов…щи, м…л…ко, .м…л…ток, дев…чка.

3. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно дописать.

Алла, Кирил…, ал…ея, кол…екция, кол…ектив, сум…ма, килограм…, грам…, програм…а, телеграм…а длин…ный, но дли…а, рас…вет, рас…каз, рас….тояние, рус…кий, с…ора, Рос…ия, кас…, клас…, комис…ия, пас…ажир, шос…е, груп…а, дрож…и, ж…ёт, жуж…ит, от…аять, от…епель, суб…ота, ван…на, Ан…на, ран…ий, весен…ний, осен…ний, утрен…ий, туман…ный, карман….ный, окон…ный, лимон…ный, колон…на.


4. Разделите вертикальной чертой слова для переноса.

С разделительным ь

  • Вью/га
  • гостья
  • друзья
  • здоровье
  • хлопья
  • соловьи
  • птичьи
  • перья
  • шалунья
  • обезьяна

С ь, обозначающим мягкость

  • Оль/га
  • больница
  • крыльцо
  • жильцы
  • тетрадь
  • льдина
  • пальто
  • сильный
  • большой письмо

5. Найдите в тексте 5 ошибок.

Весна пришла

   На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручи. Кругом малодая травка. Деревья надели зеленые платья.  У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи галоса. Весной у птиц много работы. Они вют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищят птенцы. Хорошо весной !

9 занятие

В каждом предложении есть грамматическая основа, которая выражает основное содержание предложения.

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? (подчёркивается одной чертой):

(Кто?) Грачи улетели на юг.

Сказуемое обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? (подчёркивается двумя чертами):

Грачи (что сделали?) улетели на юг.

1. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

  • Небо нахмурилось.
  • Сгустились тёмные тучи.
  • Резко подул северный ветер.
  • Крупные капли торопливо забарабанили по крыше.
  • Бурные потоки понеслись по узким улочкам.

2. Вставьте пропущенные гласные.

  • Стёкла — стекло, стеклянный
  • Д…рево, дер…вья — д…р…вянный
  • К…лос, кол…сья — к…л…систый
  • З…лото, позол…та — з…л…тистый
  • з…мли — з…мли, з…мляной
  • б…лый — б…леет, б…лизна
  • л…с — л…са, л…сной, л…сник
  • г…сть — в г…стях, г…стить
  • дв…р — дв…рец, дв…ровый
  • п…ле — п…левой
  • м…ре — м…рской
  • з…рна — з…рновый
  • пт…нчик — пт…нец
  • с…ль — с…лить

3. Прочитайте слова, выделяя голосом «ошибко-опасные» буквы

Россия, русский, рассвет, рассказ, опасный, ужасный, интересный, напрасный, здравствуйте, праздник, лестница, прелестный, чувствовать, участвовать, сердце, вдруг.

4. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Су……ота, коло…..на, а……ея, ко……екция, гру……а, ко……етив, шо……е, па……жир, ра……отяние, коми……ия, ……ора, ка……а, кла…… .

5. Найдите 5 ошибок.

Компас

Было тёплое утро. На деревях уже лопнули почьки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился халодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые чясы с острой стрелкой. Это был компас.

10 занятие

Главные члены предложения или грамматическая основа — это подлежащее и сказуемое. Все  остальные слова в предложении называются второстепенными членами: Над морем летали белые чайки.

Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается при помощи вопросов: Солнц (какое?) яркое играет (где? в чём?) в каплях (чего?) росы. 

1. Дополните предложения второстепенными  членами.

  • (Какая?)………. туча ползла (где?)……… .
  • (Когда?)……. пошёл (какой?) ……….. дождь.

2. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Привела злая ведьма Алёнушку на реку.

  • Ведьма (какая?)…….
  • Привела (……?) Алёнушку
  • Привела (……?) на реку

3. Вставьте пропущенные буквы.

Тетради — тетрадь, су…ы — су…, шар…ы — шар…, бра….ик — бра…., ль….ы — лё…., площа….и — площа…ь, медве…и — медве….ь.

4. Вставьте пропущенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

  • печка, но……а, до……а, дево……а, ту……а, вну…..а, ру……ой, но……ой, пе……ой, звёздо……а,  косто……а, свет……а.

5. Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.

Яблоко, ягода, помидор, урожай, ужин, животное, автобус, рисунок, язык, понедельник, трактор, быстро.

6. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

Ро……ия, ру……кий, ра……вет, ра……каз, опа……ый, ужа…..ый, интере….ый, напра……ый, здра……вуй, пра……ник, ле…….ница, преле……ный, чу…….вовать, уча…….вовать, сер……це, вдру… .

Найдите 7 ошибок.

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стаяла над полями. Ручи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещят от жары. Молодые берёзки и дупки опустили свои листочьки. Вдруг появилась тучя. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Трафка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Занятие 11

Корень — это общая часть родственных слов: цветцветочек, цветник, цветной.

1. Обозначьте корни в словах.

Чистота, чистенький, гроза, грозный, боль, больной, болит, жалость, жалеет, светит, светлячок, светлеет, гриб, грибник.

2. Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.

Ябл…ко, яг…да, п…м…дор, ур…жай, уж…н, ж…вотное, ……тобус, р…сунок, …зык, п…н…дельник, тракт…р, быстр… .

3. Догадайтесь, ча или ща нужно вставить вместо точек.

  • Тётя уго….ла нас …..ем.
  • ……йка- птица.
  • В щи положили …..вель.
  • Наша да…… у рощи.
  • Надвигалась ту…..
  • Это вода из клю……
  • Кипя……я вода.
  • тыся…… рублей.
  • Скрипу……я дверь.
  • …….шка упала.
  • Звери ры……ли.
  • Выру……й товари…… .
  • Тре……т морозы.
  • Мыши пи……ли.
  • На ветке гнездо гра…….
  • Полезная пи…….
  • Зелёная ро…….
  • Плаку…..я берёза.

4. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

  • Вдруг щука говорит ему человеческим голосом.
  • Посеял раз старик пшеницу.
  • А в той избушке жил большущий медведь.
  • Пришёл Иванушка поутру домой.
  • В самую полночь прискакал на пшеницу конь.

5. Найдите 5 ошибок.

МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ

На солнечную паляну медведица вывела медвежат. Остановилась и слушает. Спокойно ли в лесу? Жмутся к матери медвежата. Только недавно выбрались малышы из тёплой берлоги. Чутко прислушиваются они к лесным шорохам и звукам. Страшно им в лесу.
Шумит ветир в высоких вершинах. Пают птицы. На сасновой макушке стучит дятел.
Будут привыкать медвежата к родному лесу ( По И.Соколову-Микитову).

Занятие 12

Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:Полка висит на стене. Книга лежит на полке.

Чтобы выявить окончание, нужно изменить слово: домик — (нет) домика. Та часть слова. которая изменяется, и будет окончанием.

1. Обозначьте окончание в словах.

  • вода, (нет) воды, по воде, воду, водой, по воде;
  • лиса, лисы, лисе, лисой, лису, о лисе;
  • труд, о труде, труду.

2. Вставьте пропущенные гласные в однокоренных словах.

Лежит — лёжа, прил…тать — пол…т, т…жёлый — т…жесть, л…гли — л….чь, пол…вать — л….ть, пот…нул — т…нет, д…ска — д….ски, дл…на — дл…нный, выгл…уло — гл…нул, х…лодит — х….лод, сп….шить — сп…шка.

3. Догадайтесь, чу или щу нужно вставить вместо точек.

  • Я наве…… товарища.
  • У кошки ……ткий слух.
  • В ро…… забежал заяц.
  • Скрипу……ю дверь смазали.
  • Подружки тихо шеп……тся.
  • Забрали в дрему……ю ча…… .
  • Я и…… ключи и не найду.
  • Волки ры……т, пи…… и……т.
  • Звери пря……тся от человека.
  • Волк ……ет добычу.
  • Волны пле……т.
  • Малыши пла……т.
  • Рыбы ме……т икру.
  • Дети и……т грибы.
  • ……ка — рыба.
  • Я ле…… и сви…… .
  • Я и…… ……лки.
  • ……дный день.
  • ……жое не трогай!

4. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

  • Бабоч…ка летает над цветоч…ком.
  • Девоч…ка нян…чит куклу.
  • На кукле новая ленточ…ка, чулоч…ки и шапоч…ка.
  • Мален…кая нян…ка недосмотрела за — кукла упала.
  • Мален…кий Сашен…ка просит у мамы понч…чик и шоколадный батон…чик.
  • Свеч…ка упала за печ…ку.
  • Июн…ский птен…чик ласточ…ки в авгусе уже летает.

5. Вставьте пропущенные буквы и запомните эти слова.

  • ранний  — ра……яя, ра……ее, ра……ие;
  • весенний — весе……яя, весе……ее, весе……ие;
  • осенний — осе……яя, осе……ее, осе……ие;
  • утренний — утре……яя, утре……ее, утре……ие.

6. Найдите 5 ошибок.

БОБРЫ

Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лисной речьки. Они увидели удевительное сооружение. Оно было сделано из стволов деревев, веток и ила.
Эту плотину построили бобры. Около самой воды у бобров домик. В нижней чясти домика они сделали вход. Внутри находятся комнаты и коридор. В домике зверьки чувствуют себя в безопасности. Вход скрыт под водой.

 

 Занятие 13

Приставка — это часть слова, которая стоит перед  корнем и служит для образования новых слов: написал,записал, списал, подписал.

Большинство приставок (в-, до-, по-, под-, пере-, за-, на-, над-, о-, у-) пишется всегда одинаково.

1. Обозначьте приставки.

  • Подъехать, поехать, заехать, въехать, уехать, объехать, приехать, переехать.
  • Описать, записать, выписать, списать, переписать, приписать, написать, надписать.
  • Осмотреть, пересмотреть, присмотреть, досмотреть, посмотреть, высмотреть, усмотреть, подсмотреть.
  • Отбегать, обегать, забегать, подбегать, сбегать, набегать, выбегать, убегать.

2. Придумайте и запишите не меньше 5 приставок для образования новых слов от корней.

  • ХОД:
  • ШЁЛ:

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова:

  • м…лчаливый — м…лча
  • д…твора — д…ти
  • б…леет — б…лый
  • попр…сил — пр…сит
  • сл…варь — сл…во
  • р…чной — р…чка
  • б…жит — б…г
  • просл….влять — сл…ва
  • пот….мнел — т…мный
  • см…яться — см…х

4. Вставьте двойные согласные


Кири……, а……ея, ко……екция, ко……ектив, су……ота, килогра……, програ……а, дли……ый, но дли……а, А……а, ва……а, ра……ний, весе……ий, осе……ий, тума……ый, карма……ый, со……ый, лимо……ый, око……ый, чугу……ый, ра……вет, ра……каз, ра……тояние, ру……кий, Ро……ия, ка……а, кла……, коми…..ия, па…….ажир, шо……е, ……ора, гру……а, жу……ит, дро……ит, ……ёт, о……аять, о……епель, су……а.

5. Найдите 7 ошибок.

ЛЕТО В ЛЕСУ

Хорошо и привольно летом в лесу. Зилёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами и спелой душыстой землиникой.
Поют разные птицы. Свистит иволга. Кукуют бойкие кукушки. В кустах над ручьями поют солови.
В лесу под деревьями рыщут звери. Пасутся лоси. Бродят мидведи. В тёмной чяще. Скрывается хитрая рысь. Резвятся на деревьях висёлые белочки.
Много тайн и чудес в летнем лесу. (По И. Соколову-Микитову).

Занятие 14

Суффикс — это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: берёза — берёзка, берёзовый; лес — лесок, лесник, лесной.

1. Выделите суффиксы, при помощи которых образовались новые слова.

  • синий — синенький, рыжий — рыженький, свежий — свеженький;
  • трава — травка, поляна — полянка, лопата — лопатка;
  • конь — конёк, стебель — стебелёк, пень — пенёк, зверь — зверёк;
  • осень — осенний, рано — ранний, туман — туманный, карман — карманный;
  • длина- длинный, лимон — лимонный, сон — сонный, чугун — чугунный;
  • тулуп — тулупчик, заяц — зайчик, диван — диванчик, стул — стульчик.

2. Вставьте суффикс -н-. Подчеркните двойные согласные, обозначьте корни, суффиксы и окончания.

Весен…ий, осен…ий, сонный, карман…ый, лимон…ый, длин…ый.

3. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.

Отд…вать — д…л, расч…щать — ч…стка, ст…ли — ст…й, расч…сать — ч…шет, ост…новка — ст…н, л…сной-л…с, выст…влять-ст…вить, л…са — л…сы, к…ток-к…тит.

4. В предложениях из сказок и рассказов Льва Николаевича Толстого разделительный мягкий знак подчеркните одной чертой, а мягкий знак, обозначающий мягкость согласной, — двумя чертами.

1) Третья, синенькая чашечка была Мишуткина. 2) «Кто ложился на мою постель и смял её?» — закричала Настасья Петровна не так громко. 3) Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. 4) Обрадовалась Марья, обрадовались дети.

5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Раскидистое дерево стояло на берегу. Дерево (……?) раскидистое. Стояло (…..?) на берегу.

6. Найдите 5 ошибок.

СТРАННЫЙ МАЛЫШ

Солнечьные лучи залили ярким светом весь двор.
Повела курица своих деток во двор. Один из них был странный. У него были короткие ношки и широкий носик. Ходил он медлено, переваливался с ножки на ножку. Заметил малыш воду и прямо в нее кинулся. Курица кричит, крылями машет. Молоденький петушок с испугу вытянул шейку и первый раз в жизни за орал хриплым голоском. Но малыш не утонул. Он плавал легко, быстро. Вышла из дома хозяйка и все поняла. Это ведь был утенок.

 Занятие 15

Безударные гласные а, о, и, е, я в корне надо проверять. Для проверки следует изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемая гласная была под ударением:земля — земли, прямой — прямо, синеть — синий, домашний — дом.

1. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.

  • гр…бы, гр…бной — гр…б;
  • д…ла, д…ловой — д…ло;
  • д…жди, д…ждливый — д…ждь;
  • з…рно, з…рновой — з…рна;
  • св…сток, св…стеть — св…ст;
  • см…трел, посм…трел — см…тр;
  • т…пить, зат…пить — т…пка;
  • т…жело — т…жесть;
  • прил…теть — пол…т;
  • ч…совщик — ч…с;
  • м…ряк — м…ре;
  • ж…леет — ж…лость;
  • выпл…тил — пл…та;
  • прил…пил — л…пит.

2. Образуйте новые слова при помощи суффиксов -к-, -ок-.

Рыба — рыбка, берёза — берёз…а, голова — голов…ка; дуб — дубок, холод — холод……, ветер — ветер…… .

3. Вставьте двойные согласные.

А……а, ру……кий, жу……жут, а……ея, па…….жир, Ро……ия, коло……а, су……ота, шо……е, коми……ия, ра…….тояние, утре……ий, кла……., дли……ый.

4. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.

1) Девочка пос…дела (с…дя) на скамье и ушла. — Бабушка давно пос…дела (с…д). Зап…вать (п…ть) лекарство. — Зап…вать (п…ть) песню. 2) Птичка св…ла (в…ть) гнездо. — Мама св…ла (в…л) дочка по ступеням. 3) Мальчик сл…зал (л…з) с крыши. — Кот сл…зал (л…жет) сметану. 4) Ваня, сп…ши (п…шет) с доски. — Не сп…ши (сп…шка) домой. 5) Отв…ри (затв…р), пожалуйста, дверь. — Отв…ри (в…рка), пожалуйста, картофель.

5. Найдите 6 ошибок.

РАКОВИНА

Хорошо плыть ночю по лунной дорожке. Плывешь и бросаешь в тимноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удевительный извилистый слет. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо свитилось. Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили темные полоски. Внутри раковин находят жемчуг. Речьной жемчуг похож на капельку ртути. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.

Занятие 26

Имена прилагательные — это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?: большой, синяя, дальнее, ранние. 

1. Укажите часть речи.

Большой (……..), пищит (…….), стул (……..), ботинок (…….), караулит (……….), щенок (……….), курица (……..), белый (……..), замок (………), бегает (……….), удобный (……….), ныряет (………), кудахчет (………), чёрный (………), летит (…….), ходит (………), холодный (………), мычит(……..).

2. Вставьте двойные согласные.

Заднее колесо больше, чем переднееВесенн…… солнце гр……т сильн…. и сильн….. . Син……небо стало ещё син…… . Зимн……ночь длинна. Мы ходили гулять в ближн…… рощу. В саду росли лил…… . За окном син……т лес. День гаснет и тускн……т. Заблестела утренн…… роса.

3. От слов-названий предметов образуйте слова-признаки предметов с суффиксами -н-, -ов-, -ев-, -ск-.

  • ель — еловый
  • клён — клен……ый
  • сирень — сирен……ый
  • север — север…ый
  • стол — стол……ый
  • берёза — берёз……ый
  • сентябрь — сентябрь……ий
  • октябрь — октябрь……ий

4. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Товарищ, полноч…, шалаш…, мыш…, помощ…, вещ…, врач…, лещ…, кирпич…, тиш…, камыш…, печ…, борщ…, реч…, грач…, чертёж… .

5. Обозначьте приставки.

Поддержал — подержал; поддать — подать; надстроить — настроить; подтянул — потянул; надписать — написать; надставить — наставить.

6 . Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

На лугу пестреют полевые цветы.

Цветы (…..?) полевые

Пестреют (……?) на лугу.

7. Найдите 8 ошибок.

Первая встреча

Было теплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучь солнца. Брызги халодной воды полители во все стороны. Это малыш умывался. На ручьку мальчика села божя коровка. Она лофко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букажка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удевлен.

Занятие 27

Имена прилагательные изменяются по родам. 

Имена прилагательные мужского родаотвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой-ый, —ийбольшой, острый, синий.

Имена прилагательные женского родаотвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яябольшая, дальняя.

Имена прилагательные среднего родаотвечают на вопрос какое? и имеют окончания — ое, -еебольшое, дальнее.

Запомните связь между окончаниями прилагательных и окончаниями вопросов к ним:

м. род какой? —ой, -ый, -ий

ж. род какая? — ая, -яя

ср. род какое? —ое, -ее

1. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите их окончание.

  • бумага (какая?) белая
  • река (как……?) тих……
  • пила (как……?) остр……
  • деревня (как……?) дальн……
  • весна (как……?) ранн…..
  • роса (как……?) утренн……
  • погода (как……?) весенн……
  • здание (какое?) новое
  • поле (как……?) дальн……
  • платье (как……?) красив……
  • небо (как……?) син……
  • время (как…….?) поздн…….
  • озеро (как……?) глубок……
  • дерево (как……?) высок…….
  • дом (какой?) большой
  • костюм (как……?) шерстян…….
  • человек (как……?) сильн…….
  • холод (как…….?) зимн…….
  • дуб (как…….?) могуч……..

2. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

Силач испугал мышь. Туш… пролили на чертёж… . Товарищ… показал меч… . Нож… перережет камыш…. Сторож… в полноч…. не спит. Врач… поехал в глуш… . Молодёж… пришла на помощ… . Плющ… обвил шалаш… . Ёж… убежал в рож… . Стриж… сел на пустош… . Плащ… — хорошая вещ… . Борщ… поставили в печ… .

3. Вставьте мягкий или твёрдый знак.

Весной на деревьях появляются листья. В конце мая начинают петь солов…и. В начале лета кое-где на дерев…ях можно видет… птич…и гнёзда. С…едобные ягоды земляники, малины можно собирать в начале лета. Ближе к осени появляются с…едобные грибы.

4. Найдите 7 ошибок.

Дикие утки

Дымка тумана сползала вовраг. Мы подехали к озеру. Солнечный луч прыгал по трове. В воздухе раздался лехкий шумок. Это пролетали надозером дикие утки. Они с делали круг и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучьку, вытопчет в середине ямку и устилает ее легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.

 

Занятие 28

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания —ие, -ыедальние, светлые.

Запомните связь между окончаниями прилагательных и окончаниями вопросов к ним во множественном числе: какие?-ие, -ые.

1. Поставьте вопросы к именам прилагательным и допишите пропущенные окончания.

  • руки (какие?) сильные
  • узоры (как….?) вырезн……
  • дожди (как……?) осенн……
  • дома (как…….?) нов……
  • тени (как…….?) длинн…….
  • деревья (как……..?) высок…….
  • зори (как……?) летн…….
  • лебеди (как……?) бел…….
  • кусты (как……..?) зелён…….
  • берёзы (как…….?) кудряв……..

2. Вставьте проверяемые гласные.

В дремучем лесу растут грибы. Ч…совщик починил ч…сы. Т…жёлый самолёт л…тит над м…рским заливом. Тихий зв….нок наст…рожил ч…сового. Малыш св…стит в св…сток. Ученик ж…лел, что оп…здал на урок. Осиновый л…сток др…жал на в…тру. Мальчики др…знили щенка. Не откладывай свои д…ла на завтра. Овёс — з…рновая культура. Не г…рюй, см…три веселей! Л…сник зат…пил печь.


3. Разберите слова по составу.

Дворник, ветерок, северный, выход, цветник, вырубка, замёрз, холодный, дождь, избушка, перегородка, ранняя.

4. Вставьте пропущенные согласные.

Дети, став взрослыми, тепло вспоминают своё детство.  1) Мес…ный лагерь располагался в прекрасном мес…е. 2) Доклад вызвал большой интере… . — Интере…ный рассказ скоро закончился. 3) Ненас…ье наступило неожиданно. — Ненас…ный день хмурился дождём. 4) Здра…ствуйте, товарищи солдаты! — Здра…ия желаем, товарищ командир!

5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

Утренняя роса покрывала зелёную траву.

роса (……….?) утренняя

покрывала (……….?) траву

траву (……….?) зелёную

6. Найдите 9 ошибок.

Однажды в лесу

В лесу под деревьями лежал глубокий снек. По утрам еще бывали весение марозцы. Зверей и птиц держал на снегу плотный наст. Поснегу про бежала мышь. Кребко прижались друг к другу маленькие зайчята. Они ропко осматривали месность. Малыши терпеливо ждали зайчиху. Уселась рядом птица. Страшными большими зверями казались ей зайчата. А они с ужасом смотрели на нее. Кто кого пугал?

Занятие 29

Глаголы — это слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делает? что сделал? что будет делать? и другие: пашет, вспахал, будет пахать.

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает?: пашет, пилит.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? что сделал?: пахал, спилил.

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? что будет делать?:будет пахать, вспашет, будет пилить, спилит. 

1. Укажите часть речи.

  • бежит (……….)
  • красный (……….)
  • ползёт (………….)
  • поёт (……………..)
  • синий (……………)
  • читает (…………..)
  • хрюкает (………..)
  • диван (……………)
  • едет (…………….)

2. Поставьте глаголы в форму настоящего, прошедшего и будущего времени. Знак (!) означает: будьте внимательны.

  • копать — (что делает?) копает , (что делал?) копал, (что будет делать?) будет копать 
  • летать — (что делает?) ……. , (что делает?) ……… ,  (что будет делать?) ……….. .
  • читать — (что делает?) ……. , (что делает?) ……..,   (что будет делать?) ……….. .
  • светлеть — (что делает?) ……. , (что делает?) ………..,  (что будет делать?) ………. .
  • болеть — (что делает?) ……… , (что делает?) ………. ,  (что будет делать?) ………… .
  • (!) шептать — (что делает?) …….. , (что делает?) ………..,  (что будет делать?) ………. .
  • (!) пахать — (что делает?) ………. , (что делает?) ……….,  (что будет делать?) ………… .
  • красить — (что делает?) …….., (что делает?) …………,  (что будет делать?) ………… .
  • тратить — (что делает?) ……… , (что делает?) …………..,  (что будет делать?) ……….. .
  • сушить — (что делает?) ………, (что делает?) …………..,  (что будет делать?) ………. .
  • светить — (что делает?) ………., (что делает?) ………….,  (что будет делать?) …………. .

3. Допишите окончания имён прилагательных.

Скоро наступят весенние дни. Растают глубок…… снега. Прилетят перелётн…… птицы. Грачи поправят прошлогодн…… гнёзда. Сначала в них появятся маленьк…… пёстр…… яички, потом вылупятся пушист…… беспомощн…… птенчики. Заботлив……. родители трудятся цел…… день. Зелён…… и син……. гусеницы, мохнат…… жучки — всё идёт на корм деткам.

Был ясн…… весенн…… день. Сияло ярк…… солнце. Прошлогодн…… листва темнела на перв……. проталинках.  Показалась перв……. весенн……. травка. река, син…… и глубок…… летом, несла мутн…… воды свои.

Наступил зимн…… вечер. Зимн…… солнце быстро ушло. К вечеру разыгрался страшн…… буран. Одинок…… путник ищет тёпл……. жильё.

4. Найдите 5 ошибок.

Привет мартышке

Мартышка сидела на пальме и ела финики. Чем больше она ела, тем лучше становился аппетит, но ухудшалось настроение. Мартышка грустила.
И тут она увидела сланенка. Он нес ей привет от удава. Мартышка слезла спальмы, вытирла ладожки о траву и протинула руки. Она хотела от слоненка взять привет. Ведь он был очень большой и горячий. Но где же привет?

Занятие 30

 Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется всегдатечь, стричь, поёшь, несёшь, не плачь.

1. Допишите мягкий знак на конце глаголов.

(Ты) живёшь, спиш…, участвуеш…., тянеш…, ловиш…, говориш…., смотриш…., празднуеш…., мешаеш…., видиш…., не плач…., съеш…., летаеш…., чистиш…., теч…, стрич…., печ…., стереч…., береч… .

2. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов.

  • Малыш собирает
  • роса блещ…т
  • кошка чеш…т
  • червь поеда…т
  • ветер ду…т
  • пахарь паш…т
  • буран свищ…т
  • рука неме….т
  • месяц светит
  • повар готов…т
  • маляр крас…т
  • ветер нос…т
  • ножом режут
  • пером пиш…т
  • плугом паш…т
  • птички щебеч…т
  • ушами слушают
  • красками рису…т
  • дети чита…т
  • в хоре по…т
  • лёгкими дышат
  • ногами стуч…т
  • щенки визж…т
  • дети крич….т

3. Согласуйте окончания существительных и глаголов.

Кошка села, солнце село; посуда упал…, полотенце упал…; машина уехал…, такси уехал…; труба лопнул…, что-то лопнул…; дорога кончил…сь, лето кончил…сь; вода вскипел…, молоко вскипел… .

4. Вставьте мягкий знак там, где он нужен.

Мой товарищ пошёл в поход один. Взял нож…, нарезал камыш…, построил шалаш…, стал печ… на костре картошку, а потом решил леч… спать на всю ночь… . Ночью глуш… и тиш… . В рюкзаке в какую- то вещ… залезла мыш…, а в шалаш… забежал ёж… . Мыш… испугалась, ёж… уколол товарища, тот вскочил, запутался и упал на плащ… . Стал звать на помощ… . Хорошо, что мимо в поход один?

5. Найдите 10 ошибок.

Прогулка в рощу

Осеню мы всем класом пошли в рощу. Деревя стаяли нарядные. Листя, как ковер, лежали на зимле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздя ягод.

Мальчики нашли старое птиче гнездо. Девочьки собрали под елью шышки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Урок русского языка в 3-м  классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить  определять тип орфограмм,  р...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв...

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля....

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию....

Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.

В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....

Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;развивать умение пользоваться правилом написания бе...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...