«Русский язык» Канакина В.П., 2 класс. Тема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
«Русский язык» Канакина В.П., 2 класс, 07.02.2014г.
Тема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ._yaz_2_kl.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русский язык» Канакина В.П., 2 класс, 07.02.2014г.
Тема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
Автор: Бабенко Т. С. учитель начальных классов МКОУ «СОШ №66 р. п. Бердяуш», Саткинского района, Челябинской области.
Цели урока:
1) познавательные:
- познакомить с понятием одушевлённые и неодушевлённые;- учить распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
2) развивающие:
- развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление, внимание, восприятие на слух.
3) воспитывающие:
- создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
- формирование эстетического вкуса учащихся.
- воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого, 2 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(самоопределения) к коррекционной деятельности. | Снежною зимою Дома не сидится, Хочется ребятам Многому учиться. И бегут нарядные В школу на урок. Там зовет их к знаниям Радостный звонок! - Тихо сели Ножки – вместе, Спинки – ровно И к уроку все готово! Минутка чистописания: - Прописать соединения: за, зи, оз, зл. - В каких словах встречаются эти соединения? - Ребята, а вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите? - Но сначала давайте вспомним лесные правила. - Итак, в путь.(Слайд 1, 2) - Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. - А кого из лесных обитателей можно увидеть в зимнем лесу? - Хотите увидеть? | Заяц, зима, мороз, злой. Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белочка. (Слайд 3) - Посмотрите на запись. Знакома ли вам она? [л, и с а] [с н, э к] [м а р о с] - Произнесите первое слово. Запишите транскрипцию в тетрадь, поставьте ударение. Найдите звуки в слабой позиции. Укажите количество звуков в слове. Дайте характеристику каждому звуку и обозначьте его буквой. (Выполняем задание у доски и в тетрадях) - Что общего в этих словах? Определите тему урока. - Чему будем учиться? |
Это транскрипция. Звуковая запись слова. [л ,иса] – 4 зв., лиса – 4 б. Взаимопроверка.
- Отвечают на вопросы кто? что? обозначают предмет, это имена существительные.
Имя существительное - находить имена существительные - употреблять в речи - определять одуш. или неодуш. сущ. - писать без ошибок |
3.Этап локализации индивидуальных затруднений. | Вспомним, что называется именем существительным. Задание лисы (Слайд 4): - Из предложенных слов выбрать имена существительные: Ветер, сидит, большая, шутка, девочка, играет, повар, шалаш, белая, лиса, золотистый, куст. - Какие слова вы выписали? - На какие вопросы отвечает имя существительное? | Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Ветер, шутка, девочка, повар, шалаш, лиса, куст. - Кто? Что? |
4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | Вспомним, почему у имени существительного два вопроса? - Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов? - Что отнесём к группе неодушевлённых имён существительных? | На вопрос кто? отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные людей и животных все остальные предметы, которые не являются людьми и животными |
5.Этап реализации построенного проекта. | Рысь хочет проверить, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.(Слайд 5) ФИЗМИНУТКА - Если услышите существительное одушевлённое встаёте, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Рысь приготовила ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами. Банка, девочка, мороз, ягода, котик, машина, воробей, мама, летит, дождь, щука, солнышко, бабочка, врач, черепаха, берёза, белая, медвежонок. | |
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи. | Следующее задание приготовил зайчик.(Слайд 6.) - Работать будет в парах, ведь недаром говорится «Один ум хорошо, а два лучше». - В конвертах лежат слова и вопросу. Разложите слова по вопросам на одушевлённые и неодушевлённые. 1 вариант - запишите в тетрадь одушевлённые имена существительные. 2 вариант – неодушевлённые . | (Зачитывают слова по вариантам.) |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание нам приготовили…догадайтесь сами, кто нам его приготовил. Загадка. - Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Птицы). (Слайд 7.) -Кто такие птицы? Что вы знаете о жизни птиц зимой? Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему? - Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой? -Синичка приготовила для вас задание (Звуки синички). Составьте предложение, запишите, вставляя пропущенные буквы. Над существительными надпишите од.или неод. К, прилетели, кормушке, синицы, суетливые. Физминутка Вот на ветках, посмотри, (дети четыре раза хлопают руками по бокам) В красных майках снегири, ( по четыре наклона головы). Распустили перышки, Греются на солнышке. (на первое слово частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам). Головой вертят, Улететь хотят. (По два поворота головы на каждую строку.) Вставить пропущенные буквы и надписать од.инеод. сущ. (Работа с текстом на доске.) Мы к.рмушкусм.стерили, Мы ст.ловую открыли. В гости в первый ден. недели К нам синицы прил.тели. А во вторник, посм.три Прил.тели снегири. - Найдите имена существительные, обведите, надпишите од.или неод. од. тимдятелтрьбгбелкаоькдотонп встснежокбрлюлшгелесаыук бпоепокрывалотенгмзимамигв Следующее задание приготовил лось. (Слайд 8.) Интерактивная игра «Помоги братьям лосям». | Письмо с комментированием Самостоятельное выполнение задания с проверкой по эталону Домашнее задание Выполняют задание коллективно. |
8.Этап включения в систему знаний и повторений. | *Найди лишнее (Слайд 9.) 1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода. 2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка. 3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок. 4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба. 5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка. 6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник. Игра «веришь - не веришь» волк.(Слайд 10) - Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы) - Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание) - Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание). - Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?) - Слова, называющие людей –одуш. сущ. (зелёный цвет – истинное высказывание). - Слова, называющие животных – неод. (красный цвет – ложное высказывание, одуш. сущ) - Слова, называющие растения-одуш. (красный цвет – ложное высказывание, неодуш. сущ) | |
9.Этап рефлексии учебной деятельности. | Наше путешествие подошло к концу. Пора подвести итоги. Спасибо за старание, ведь главное – желание А навыки и знания с годами к вам придут. | - Сегодня на уроке мы .… - Мне было трудно … - Я сомневался… - Мне понравилось… - У меня получилось (не получилось) … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...
«Русский язык» Канакина В.П., 2 класс. Тема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
«Русский язык» Канакина В.П., 2 класс, 07.02.2014г.Тема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»...
«Русский язык» Канакина В.П., 2 класс. Тема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»
laquo;Русский язык» Канакина В.П., 2 классТема: «Одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»...