канспект урока "РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ"Школа России 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с «оживляющей» ролью глагола в предложении; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; способствовать развитию навыка классификации глаголов по значению; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с «оживляющей» ролью глагола в предложении; научатся находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; классифицировать глаголы по значению; находить в тексте глаголы-омонимы; составлять рассказ по рисунку; выполнять разбор слова по составу; указывать части речи в предложении |
Метапредметные УУД | Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осознавать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с «оживляющей» ролью глагола в предложении; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; способствовать развитию навыка классификации глаголов по значению; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с «оживляющей» ролью глагола в предложении; научатся находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; классифицировать глаголы по значению; находить в тексте глаголы-омонимы; составлять рассказ по рисунку; выполнять разбор слова по составу; указывать части речи в предложении |
Метапредметные УУД | Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные | Осознавать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 83). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте поздравление для мамы, бабушки или сестры. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Мамочка, хочу поздравить тебя с Международным женским днем! И от всей души хочу пожелать: пусть исчезнут все напасти и невзгоды, пусть тебя не старят годы, пусть силы тебя | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать по существу |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания и слова. – Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните смысл пословиц. Над словами обозначьте части речи. | Выполняют чистописание. Февраль (сущ.) силен (прил.) метелью (сущ.), Мороз (сущ.) и (союз) метели (сущ.) под (предл.) февраль (сущ.) полетели (гл.). | |
Работа над словами с непро-веряемым | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Чудо-птица – алый хвост Полетела в стаю звезд. (Ракета.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) | |||
III. Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Читает стихотворение. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна… | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством | Принимать и сохранять учебную цель Осознанно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Эта дробь и эти трели, Это всё весна! А. Фет | |||
– Это стихотворение состоит из одного простого предложения. Какова его особенность? – Какой части речи в нем нет? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем определять роль глаголов в языке. Нам придется провести исследование, а значит, мы побываем в роли исследователей-экспериментаторов. Проводя исследование, мы должны учиться излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, доказывать, защищать ее. Но главное то, что эксперименты будут творческими, и мы, кроме того, что будем делать для себя открытия, будем еще и развивать свою речь | – В стихотворении нет глаголов. – Сегодня мы будем говорить о глаголах с точки зрения их значимости в речи | ||
IV. Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Сравните два текста. Текст 1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики мороженого. | Сравнивают два текста. Отмечают, что, в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий. Делают вывод: человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной. | Осуществлять анализ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Текст 2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно | |||
– Как можно назвать глаголы, которые передают движение? – А что еще могут передавать глаголы? Расскажите, с какими звуками приходит весна? Как тают – Вы назвали глаголы звучания и цвета | – Глаголы, которые создают движение, называют глаголами движения. – Весной мы слышим, как шуршит снег, журчат | ||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 139). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте стихотворение Е. Благининой. – О каком времени года говорится в стихотво- – Выпишите глаголы. Объясните, по каким при-знакам вы их определили. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате- Выписывают глаголы. (Что делать?) звенеть, (что сделали?) пере- | Осознанно |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Выполняют разбор слова по составу. Выполняют звуко-буквенный разбор слова | чи. Договариваться и при-ходить к общему мнению при работе | ||
Работа по учебнику (упражнение 140). | – Прочитайте. Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств. – Запишите глаголы со значением движения. | Записывают глаголы со значением движения. Бежать, идти, ехать, лететь. | |
Работа по учебнику (упражнение 141) | – Прочитайте. Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают? – Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол? | Называют глаголы-омонимы. Пою – поить водой. Пою – петь песни. Есть – кушать. Есть – существует. Списывают первое предложение. Подчеркивают главные члены. Я коня водой пою, песню солнышку пою. Выполняют морфологический разбор слова. Пою – глагол, что делаю?, нач. ф. – петь, несоверш. вид, невозвр., I спряжение, настоящее время, 1-е л., ед.ч., сказуемое. | |
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, – Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Понимать |
Продолжение табл.
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа в тетради (задание 85) | – Прочитайте. Подчеркните главные члены предложения. Над словами укажите часть речи. – Выпишите выделенный глагол. Подберите и запишите к нему синонимы | Выполняют задание. Мелкая (прил.) роса (сущ.) высыпала (гл.) Подбирают синонимы. Блистать – блестеть, сверкать, выделяться | действие в соответствии |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Что нового узнали на уроке? – Какую роль выполняют глаголы в речи? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените наш урок: если вам было интересно, нарисуйте | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить задание 86 в рабочей тетради, | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "Личные окончания глаголов. Закрепление." УМК "Школа России"
Урок с использованием интерактивной доски....
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект открытого урока в 3 классе по русскому языку тема : "Глагол" . По программе"Школа России"
Конспект открытого урока в 3 классе по русскому языку тема : "Глагол" . По программе"Школа России"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое глагол-синоним, глагол-антоним;Уметь подб...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...
Технологическая карта русского языка «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...