«Предложение – единица языка и речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели и задачи урока:
Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;
Закрепить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном предложениях;
Развивать умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;
Развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhenie.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Предложение – единица языка и речи».
Цели и задачи урока:
- Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;
- Закрепить представление учащихся о подлежащем и сказуемом, о распространенном и нераспространенном предложениях;
- Развивать умение распознавать подлежащее и сказуемое в предложении;
- Развивать внимание, орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование: учебник русского языка Л.М. Зеленина 2 класс, часть 1, тетрадь, карточки с заданиями, тесты, слайды к уроку.
План проведения урока.
I.Организационный момент.
У.С добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
У. Прежде чем начать урок русского языка давайте вспомним четыре золотых правила грамматики:
Писать красиво, чисто, аккуратно, правильно!
II. Чистописание.
У. Ребята, а теперь проведем «Минутку чистописания», вспомним написание заглавной и строчной буквы С,с; слоги с этими буквами _са, см, св________
III.Словарная работа.
У. Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словарным словом, а каким вы отгадаете сами:
Гладишь – ласкается.
Дразнишь – кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. Кто это?
Д. Собака.
У. Правильно. Собака – домашнее животное, родственник волка. Слово собака заимствовано в древности из иранских языков.
- Напиши это слово три раза, проговаривая его по слогам, вы дели орфограмму, поставь знак ударения и раздели на слоги.
2.Придумай и запиши предложение с этим словом:
Собака – друг человека.
3.Вставь пропущенные буквы. Спиши и объясни пословицу:
По хозяину и с…баке честь.
IY. Изучение темы урока.
У. Кто любит разговаривать?
Д. Мы любим разговаривать!
У. Тот должен выговаривать…
Д. Мы будем выговаривать!
У. Все правильно и внятно!
Д. Все правильно и внятно!
У. Чтоб было всем понятно?
Д. Чтоб было всем понятно!
1. Актуализация знаний.
У. Все , что я вам сообщала, - это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.
Постройте логическую цепочку в виде «поезда».
Речь, предложение, слово, слоги, звуки, буквы.
У. Из чего состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из предложений.
У. Сегодняшняя тема нашего урока – обобщение знаний о предложении.
У. Что называется предложением?
Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чем – либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
2. Работа над определением предложений.
У. Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения.
Наступила осень.
На птица сидела ветке.
Подул холодный ветер.
На верхушке ели …….
У. Какие предложения вы выписали?
Д. 1 и 3.
У. А 2 и 4 ? Почему их нельзя назвать предложениями?
Д. Потому что слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль.
У. Верно, ребята, а теперь ваша задача - творчески отнестись к этому заданию и исправьте все ошибки.
Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.
3. Определение границ предложений. ( Упражнение № 334)
У. Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений. Дайте название тексту.
Ребята работают в школьном саду девочки сажают вишни мальчики чистят садовые дорожки.
У. Сколько предложений у вас получилось?
Д. 3 предложения.
У. Давайте проверим.
Ребята работают в школьном саду. Девочки сажают вишни. Мальчики чистят садовые дорожки.
У. Какое название вы дали тексту?
Д. Школьный сад.
У.Молодцы!
4.Игра « Составь поезд» .
У. А теперь, ребята, давайте поиграем в игру » Составь поезд».
Расставьте вагоны по порядку, чтобы получился связный текст.
- Нашли мы ёжика в лесу.
- Колючий и смешной.
- Пускай по кухне бегает
- И принесли домой .
У. Давайте проверим, что у вас получилось.
Д. Нашли мы ёжика в лесу.
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает
Колючий и смешной.
5. Работа над пунктуацией в предложении.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Ура! Долой! Привет! Домой!
( С. Маршак)
Что вы знаете о пунктуации в предложении? Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Д. Предложение пишется с большой буквы, а в конце предложений ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки.
У. Когда ставится точка, восклицательный и вопросительный знаки?
Д.Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.
У. Произнесите предложение « Прозвенел звонок.» с разной интонацией.
6. Работа с карточками.
У. А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.
Прочитайте предложение, поставьте в конце предложения нужный знак препинания.( . ! ? )
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
У. Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.
Д. Что ты, ёж, такой колючий?
Знаешь, кто мои соседи?
( взаимопроверка, учащиеся меняются тетрадями и проводят проверку).
Физкультминутка.
Шуршат на дереве листы
Шуршат осенние кусты
Шуршит камыш
И дождь шуршит
А ты садись и не шурши,
И всё красиво напиши.
7. Работа в группах.
У. Сейчас работа для 3 групп ( по рядам). Каждой группе даётся знак препинания ( точка, восклицательный, вопросительный знаки). Составьте предложения на тему » Осень».
Y. Систематизация знаний о предложении.
1. Комментированное письмо.
У. На доске записано предложение.
В воздухе кружатся осенние листочки.
Задание: сократите предложение до трёх слов.
Д.Кружатся осенние листочки.
У. Сократите предложение до двух слов.
Д.Кружатся листочки.
У. Найдите в этом предложении подлежащие и сказуемое.
У.Что такое подлежащее? На какой вопрос отвечает7
Д.Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
У. Что такое сказуемое? На какой вопрос отвечает?
Д.Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? Что делают? Что делал? Что делали? Что сделает? Что сделают?
У.Какое это предложение распространенное или нераспространенное?
Д.Нераспространенное.
У.Приведите примеры распространенных и нераспространенных предложений.
У. Замечательно.
2.Творческая работа. Наблюдение над связью слов в предложении.
У. Из слов составьте предложение и выпишите главные члены предложения.
В, этом, году, Кубани, на, морозы, были, лютые.
Морозы были.
Д. В этом году на Кубани были лютые морозы.
3. Тест на тему « Предложение». ( подготовка к ЕГЭ)
1. Первое слово в предложении пишется:
а) с маленькой буквы; б) с большой буквы;
2.Предложение состоит из :
а) букв; б) звуков; в) слогов; г) слов;
3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится:
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.
Какой замечательный вечер сегодня…
а) вопросительный знак; б) точка; в) восклицательный знак;
5. Подлежащее и сказуемое – это:
а) главные члены предложения; б) второстепенные члены предложения
Ответы записываются индивидуально каждым учеником:
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Проверка производится на компьютере.
YI. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие трудности возникли у вас в ходе урока?
- Что не понравилось вам на уроке?
- Что на уроке для вас было самым интересным.
YII. Домашнее задание.
Составить 5 предложений, поставить разные знаками препинания в конце предложений на тему « Природа Кубани».
Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс
Конспект урока русского языка. Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс....
Презентация "Текст, предложение, слово – единицы языка и речи". 3 класс
Урок русского языка «Текст, предложение, слово – единицы языка и речи». 3 класс...
Буклет по теме:"Текст-единица языка и речи"
Раздаточно-дидактический материал к уроку русского языка в3 классе....
Презентация "Текст как единица языка и речи"
Данная презентация поможет повторить изученный материал 2 класса по теме "Текст" . В ней даны : текст-повествование "Коту стало стыдно", текст-описание "Вороний глаз",текст-рассуждение "Дождевик...
Проект "Текст - единица языка и речи"
Конспект урока русского языка по теме "Текст - единица языка и речи". К уроку разработан буклет и хорошая презентация. С малой затратой времени - проведите урок в 3 классе. И вам, и детям урок п...
Конспект урока по русскому языку по теме "Предложение – единица языка и речи".
На уроке русского языка учащиеся закрепляют умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения, умение распознавать подлежащие и сказуемое в пре...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".
Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....