Конспект урока по русскому языку "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Обобщающий урок по русскому языку для учащихся 2 класса по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
УМК: «Школа России»
Автор учебника:
Класс: 2
Тема: Части речи
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие.
Педагогическая цель: контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Цели урока:
обучающие:
- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
- способность творческого отношения к процессу обучения;
- умение адекватно оценивать свою деятельность;
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- умение определять роль частей речи в нашем языке;
- умение охарактеризовать части речи устно и письменно.
Используемое оборудование:
- учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г);
- рабочая тетрадь;
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация «Части речи»;
- раздаточные материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сегодня, у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Я вижу у вас хорошее настроение пусть оно сохранится у вас на весь день.
- Теперь, сели удобно, открыли тетради, записали «число», «классная работа».
Прошу вас сосредоточиться на работе.
2. Сообщение темы и цели урока.
Обратите внимание на экран, прочитайте предложение на слайде.
ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ….. продолжите пожалуйста и назовите автора этих слов. (стихотворение С.Я.Маршака «Дама сдавала в багаж»)
Ребята, из чего состоит предложение? (из слов)
Верно. Мы строим свою речь, используя слова. А чем является каждое слово в нашей речи? (каждое слово является частью речи)
А мы хорошо знаем с вами части речи? (ответы детей)
- Значит на уроке мы сегодня будем повторять изученные знания о частях
речи. Какая же тема нашего урока?
( Повторение знаний о частях речи.)
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
( Будем определять части речи, придумывать слова, правильно и красиво писать)
Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания о частях речи. Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Выясним, какую роль выполняют части речи в нашем языке
Минутка чистописания
Спишите пожалуйста слово «багаж» с доски, обращая внимание на соединения букв.
Орфографическая минутка
Назовите орфограммы в этом слове. Сколько их? (две: безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением, парная согласная по звонкости-глухости) проверим.
(Мы с вами ранее работали со словом «багаж». Скажите какое лексическое значение имеет слово? (вещи, которые берутся пассажиром в дорогу)
А что вы скажете о выражении «БАГАЖ ЗНАНИЙ»? Это хороший багаж? Нужный? Полезный? (конечно!)
Какие вы подобрали синонимы к данному выражению (накопленные знания, опыт)
Скажите, нам такой багаж нужен? (конечно же да). Мы ведь путешествуем по стране знаний. И некоторый багаж знаний у нас уже собрался. Давайте посмотрим.
Открывается доска там паровозик с вагонами под ними рассыпанный «багаж» в виде карточек с надписями названий и характеристик частей речи.
ОЙ-ОЙ-ОЙ Что случилось! Что же теперь делать?
Я предлагаю собрать и навести порядок. СОГЛАСНЫ?)
3. Основная часть урока
Сейчас обратимся к карточке под №1. Прочитаем текст и выполним следующее задание: слова, обозначающие предмет, подчеркнём одной чертой, слова, обозначающие действие предмета – двумя, а слова, обозначающие признак предмета, подчеркнём волнистой линией.
ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЗАДАНИЕ.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Подумайте пожалуйста. К какой части речи относятся следующие слова?
На вопросы кто и что?
Отвечать оно должно!
Очень удивительное
Имя ….(существительное)
- Что такое имя существительном? (Ответы учеников. Пример.)
Какой чертой в тексте подчёркнуты имена существительные? Прочитайте.
- какие постоянные признаки имеет существительное? (ответы учеников)
- Как изменяются существительные? (по числам)
Задание: дать письменную характеристику слову «дама» как части речи. Максим у доски, остальные в тетради. Проверим.
(оцените свою работу по листу самооценки).
Максим, у тебя есть возможность навести порядок в багажном отделении им. Сущ.
(заполняется вагончик им.сущ.)
ФИЗМИНУТКА
- Я буду называть различные части речи. Если произнесу существительное поднимите руки вверх. Если назову имя прилагательное, покачай головой. Если услышите глагол, хлопните в ладоши. Повторите моё задание.
Слова: поезд, весёлый, поднять, опустили, дружные, багаж, вагон, слон, новый учатся, красивый, доброта, вежливый.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Ребята, послушайте и ответьте, какая часть речи спряталась за этими строками?
Определяю я предмет,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
- Что такое имя прилагательное? Найдите прилагательное в нашем предложении. (маленькую) какой чертой оно подчеркнуто? А что в данном случае маленькое, о чем или о ком речь? (собачонка)
ВОПРОС: Как изменяется имя прилагательное? (ответы учащихся)
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ. Задание выполняется на карточке.
Карточка
- Прочитай. Подчеркни имена прилагательные. Выпиши из предложения каждое имя прилагательное вместе с именем существительным.
Перелётные птицы улетают в тёплые края.
- Прочитай. Подбери и запиши к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. В скобках запиши вопрос, на который отвечает имя прилагательное.
Берёза ( ?) _______________; Волк ( ?)________________;
Море ( ?)________________; Облака ( ?) _________________;
Кто выбрал первое задание? Что нужно было сделать? Прочитай, что выписал. Все согласны? У кого по-другому?
Кто выбрал второе задание? Что нужно было сделать? Прочитай, что у тебя получилось? Верно? Все согласны?
А теперь ответьте на вопрос почему важно выписывать прилагательное с именем существительным? (число и род им.прил. зависит от числа и рода им. сущ.)
Докажи, что слово «…….» прилагательное.
(оцените свою работу по листу самооценки)
Подойди к доске и распредели багаж им. Прилагательного.
Вывод о правописании имени прилагательного.
ГЛАГОЛ
Послушайте, о какой части речи говорится в следующей загадке?
Без меня предметы
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб растёт в полях. (глагол)
- Что такое глагол?
Как изменяется глагол?
Назовите глагол, который Самуил Яковлевич Маршак использовал в данном предложении. Докажите, что это глагол. Что помогло определить?
Дадим ему устную характеристику, как части речи. (гл., отвечает на вопрос Что делала?, ед.ч., ж. р.)
Что мы ещё знаем о глаголе?
Кто желает разобрать багаж глагола? Пожалуйста к доске…..
(оцените свою работу по листу самооценки)
Вывод о правописании глаголов.
Вагоны заполнены, а у нас остались пустые карточки, как вы думаете, почему? (ответы детей) Верно. Впереди у нас интересная работа по изучению других частей речи.
Рефлексия учебной деятельности.
А сейчас мы с вами выполним итоговое задание.
Перед вами четверостишие. Прочитайте, определите какой частью речи являются слова, обозначьте части речи над словами.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Самооценка. Оцените свою работу в листе самооценки
Домашнее задание. Творческое. Выбери из словаря учебника имя существительное неодушевлённое, нарицательное, ж.р., ед.ч. Подбери к нему подходящие по смыслу прилагательное и глагол. Составь предложение.
Итог урока.
- Скажите, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?
Рефлексия. Закончите предложение. На уроке я ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-834251-1560158966.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-1011025-1518445854.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749630-1454592201.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...