Конспект урока по русскому языку "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Обобщающий урок по русскому языку для учащихся 2 класса по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_chasti_rechi._obobshchenie.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
УМК: «Школа России»
Автор учебника:
Класс: 2
Тема: Части речи
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие.
Педагогическая цель: контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Цели урока:
обучающие:
- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
- способность творческого отношения к процессу обучения;
- умение адекватно оценивать свою деятельность;
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- умение определять роль частей речи в нашем языке;
- умение охарактеризовать части речи устно и письменно.
Используемое оборудование:
- учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г);
- рабочая тетрадь;
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация «Части речи»;
- раздаточные материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сегодня, у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Я вижу у вас хорошее настроение пусть оно сохранится у вас на весь день.
- Теперь, сели удобно, открыли тетради, записали «число», «классная работа».
Прошу вас сосредоточиться на работе.
2. Сообщение темы и цели урока.
Обратите внимание на экран, прочитайте предложение на слайде.
ДАМА СДАВАЛА В БАГАЖ ….. продолжите пожалуйста и назовите автора этих слов. (стихотворение С.Я.Маршака «Дама сдавала в багаж»)
Ребята, из чего состоит предложение? (из слов)
Верно. Мы строим свою речь, используя слова. А чем является каждое слово в нашей речи? (каждое слово является частью речи)
А мы хорошо знаем с вами части речи? (ответы детей)
- Значит на уроке мы сегодня будем повторять изученные знания о частях
речи. Какая же тема нашего урока?
( Повторение знаний о частях речи.)
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
( Будем определять части речи, придумывать слова, правильно и красиво писать)
Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания о частях речи. Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Выясним, какую роль выполняют части речи в нашем языке
Минутка чистописания
Спишите пожалуйста слово «багаж» с доски, обращая внимание на соединения букв.
Орфографическая минутка
Назовите орфограммы в этом слове. Сколько их? (две: безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением, парная согласная по звонкости-глухости) проверим.
(Мы с вами ранее работали со словом «багаж». Скажите какое лексическое значение имеет слово? (вещи, которые берутся пассажиром в дорогу)
А что вы скажете о выражении «БАГАЖ ЗНАНИЙ»? Это хороший багаж? Нужный? Полезный? (конечно!)
Какие вы подобрали синонимы к данному выражению (накопленные знания, опыт)
Скажите, нам такой багаж нужен? (конечно же да). Мы ведь путешествуем по стране знаний. И некоторый багаж знаний у нас уже собрался. Давайте посмотрим.
Открывается доска там паровозик с вагонами под ними рассыпанный «багаж» в виде карточек с надписями названий и характеристик частей речи.
ОЙ-ОЙ-ОЙ Что случилось! Что же теперь делать?
Я предлагаю собрать и навести порядок. СОГЛАСНЫ?)
3. Основная часть урока
Сейчас обратимся к карточке под №1. Прочитаем текст и выполним следующее задание: слова, обозначающие предмет, подчеркнём одной чертой, слова, обозначающие действие предмета – двумя, а слова, обозначающие признак предмета, подчеркнём волнистой линией.
ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЗАДАНИЕ.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Подумайте пожалуйста. К какой части речи относятся следующие слова?
На вопросы кто и что?
Отвечать оно должно!
Очень удивительное
Имя ….(существительное)
- Что такое имя существительном? (Ответы учеников. Пример.)
Какой чертой в тексте подчёркнуты имена существительные? Прочитайте.
- какие постоянные признаки имеет существительное? (ответы учеников)
- Как изменяются существительные? (по числам)
Задание: дать письменную характеристику слову «дама» как части речи. Максим у доски, остальные в тетради. Проверим.
(оцените свою работу по листу самооценки).
Максим, у тебя есть возможность навести порядок в багажном отделении им. Сущ.
(заполняется вагончик им.сущ.)
ФИЗМИНУТКА
- Я буду называть различные части речи. Если произнесу существительное поднимите руки вверх. Если назову имя прилагательное, покачай головой. Если услышите глагол, хлопните в ладоши. Повторите моё задание.
Слова: поезд, весёлый, поднять, опустили, дружные, багаж, вагон, слон, новый учатся, красивый, доброта, вежливый.
ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТУ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Ребята, послушайте и ответьте, какая часть речи спряталась за этими строками?
Определяю я предмет,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
- Что такое имя прилагательное? Найдите прилагательное в нашем предложении. (маленькую) какой чертой оно подчеркнуто? А что в данном случае маленькое, о чем или о ком речь? (собачонка)
ВОПРОС: Как изменяется имя прилагательное? (ответы учащихся)
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ. Задание выполняется на карточке.
Карточка
- Прочитай. Подчеркни имена прилагательные. Выпиши из предложения каждое имя прилагательное вместе с именем существительным.
Перелётные птицы улетают в тёплые края.
- Прочитай. Подбери и запиши к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. В скобках запиши вопрос, на который отвечает имя прилагательное.
Берёза ( ?) _______________; Волк ( ?)________________;
Море ( ?)________________; Облака ( ?) _________________;
Кто выбрал первое задание? Что нужно было сделать? Прочитай, что выписал. Все согласны? У кого по-другому?
Кто выбрал второе задание? Что нужно было сделать? Прочитай, что у тебя получилось? Верно? Все согласны?
А теперь ответьте на вопрос почему важно выписывать прилагательное с именем существительным? (число и род им.прил. зависит от числа и рода им. сущ.)
Докажи, что слово «…….» прилагательное.
(оцените свою работу по листу самооценки)
Подойди к доске и распредели багаж им. Прилагательного.
Вывод о правописании имени прилагательного.
ГЛАГОЛ
Послушайте, о какой части речи говорится в следующей загадке?
Без меня предметы
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб растёт в полях. (глагол)
- Что такое глагол?
Как изменяется глагол?
Назовите глагол, который Самуил Яковлевич Маршак использовал в данном предложении. Докажите, что это глагол. Что помогло определить?
Дадим ему устную характеристику, как части речи. (гл., отвечает на вопрос Что делала?, ед.ч., ж. р.)
Что мы ещё знаем о глаголе?
Кто желает разобрать багаж глагола? Пожалуйста к доске…..
(оцените свою работу по листу самооценки)
Вывод о правописании глаголов.
Вагоны заполнены, а у нас остались пустые карточки, как вы думаете, почему? (ответы детей) Верно. Впереди у нас интересная работа по изучению других частей речи.
Рефлексия учебной деятельности.
А сейчас мы с вами выполним итоговое задание.
Перед вами четверостишие. Прочитайте, определите какой частью речи являются слова, обозначьте части речи над словами.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Самооценка. Оцените свою работу в листе самооценки
Домашнее задание. Творческое. Выбери из словаря учебника имя существительное неодушевлённое, нарицательное, ж.р., ед.ч. Подбери к нему подходящие по смыслу прилагательное и глагол. Составь предложение.
Итог урока.
- Скажите, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?
Рефлексия. Закончите предложение. На уроке я ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1. Образовательные:- повторить, что такое прямая ...
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"
Конспект урока по русскому языку "Наша речь. Виды речи"...