Урок русского языка "Что ты знаешь об именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
повторить признаки имен существительных;
формировать умения определять род имен существительных ;
развитие орфографической зоркости на материале корнесловных
орфограмм;
развитие умения группировать слова по определенным признакам;
воспитание любви к родному языку, краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.rar | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
МОУ «Лицей села Верхний Мамон»
Учитель: Гридина С.И.
Т Что ты знаешь об именах существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
повторить признаки имен существительных;
формировать умения определять род имен существительных ;
развитие орфографической зоркости на материале корнесловных
орфограмм;
развитие умения группировать слова по определенным признакам;
воспитание любви к родному языку, краю.
Оборудование:
Волина В.В. “Веселая грамматика”;
карточки с опорными словами и фото предметов по теме “Имя существительное”; плакат по определению рода имен существительных;
интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Ребята! Готовы к уроку?
Ученики: Да!
Учитель: На вас надеюсь я , друзья!
Ученики: Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Вступительная беседа о русском языке.
Учитель: Урок с игры я начинаю,
Вас в знатоков я превращаю.
(Сл. «Кла..ная р.бота.»
II. Актуализация знаний
1. Гимнастика для глаз.,а потом
Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
2. Повторение изученного об имени существительном.
У. Что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
3. Распределительный диктант.
У. На какие две группы можно разделить эти имена существительные?
Д. Данные имена существительные можно разделить на две группы :одушевленные имена существительные и неодушевленные имена существительные.
III. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.
2. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
3. Грамматическая сказка.
«Как у имен существительных род появился. »
У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: помидор, дом, слон, самолет …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: рыбка, машина, тыква …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: ведро, дерево, зеркало, облако, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! |
Физкультминутка .
Мы все знатоки сегодня. Будем различать слова.
Шаг налево, шаг направо. Выше руки, голова.
А сейчас потянемся, нам работать нравится.
(Приседают девочки, если на фото предмет ж. р. и т.д.,а ср р.-приседают все.)
Тихо сядем все опять вместе думать и писать!
У. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам
м.р. | ж.р. | ср. р. |
(он, мой) | (она, моя) | (оно, моё) |
Упражнение «Найди имена существительные, подчеркни их, а потом запиши их в три столбика».
У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
IV. Закрепление.
- Устно . «Задание Незнайки .»
Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.
Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …
Определи род имен существительных.
. Самостоятельная работа. «Исправь ошибки Буратино». (Интерактивная доска.)
V. Итог урока.
У. Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что было главным на уроке?
– Как определить род имени существительного?
Игра «Синий, красный, желтый. (Интерактивная доска).
– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)
Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.
Как чувствовали себя на уроке? (Трудно. Были затруднения. Хорошо.)
У. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...
Урок русского языка на тему: "Род имен существительных"
Урок русского языка. Тема урока "Род имен существительных" 3 класс....
Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"
Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....
Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...
Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.
Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...
Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи
Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Род имен существительных" 2 урок
УМК Планета Знаний,3 класс...