Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Текст – повествование и роль в нём глагола" и мультимедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Класс: 2 «а»
Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»
Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках, учить выделять в тексте глаголы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
· Личностные: развивать умение работать самостоятельно; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.
· Предметные: познакомиться с понятием «текст-повествование» и его признаками; узнать о роли глаголов в тексте – повествовании, учиться работать с содержанием текста (выделять главное), развивать устную и письменную речь.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst-povestvovanie.doc | 482 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 594.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 «а»
Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»
Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках, учить выделять в тексте глаголы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
- Личностные: развивать умение работать самостоятельно; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.
- Предметные: познакомиться с понятием «текст-повествование» и его признаками; узнать о роли глаголов в тексте – повествовании, учиться работать с содержанием текста (выделять главное), развивать устную и письменную речь.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.
Этапы Методы и приёмы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный: слово учителя | 8:55 – 8:56 | Красиво встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Здравствуйте, ребята! Тихо сели девочки, еще тише сели мальчики. | Приветствуют учителя | |
Актуализация знаний Практический: заполняют схему Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Наглядный: презентация | 9:01 – 9:04 | Вспомним, что мы знаем о глаголе. Посмотрите на слайд, сформулируйте задание. Что нужно сделать? (заполнить схему) Поработайте в парах и заполните схему. Фронтальная проверка задания | Отвечают на вопросы В парах заполняют схему. Фронтальная проверка | П: осознанное построение речевого высказывания П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. |
Постановка учебной задачи Наглядный: уч. презентация Практический: отгадывание ребуса Словесный: учебный диалог | 9:04 – 9:06 | - Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока: - Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов» - Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. 1. Что такое текст-повествование? 2. Какова в нем роль глаголов? Какую цель мы поставим на уроке? - узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём. | Отгадывают ребус, определяют ключевое слово темы урока. Определение темы урока Постановка проблемных вопросов. Определение целей урока | П: строить речевое высказывание Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Решение частных задач Практический: работа над текстом в учебнике Наглядный: учебник Словесный: слово учителя | 9:06 – 9:19 | Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу). А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. К.Ушинский. - Что мы прочитали? (Текст) - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) - Сколько частей в этом тексте? (Три) - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) - Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи) - Что случилось потом? (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку) - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)
- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло? - Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос? Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос. - Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать) - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов) - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) - Ответили ли мы на второй вопрос? Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски) Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. | Формулируют определение «Текста» Знакомство с текстом в учебнике (упр. 144) Анализ прочитанного текста по содержанию Постановка вопроса ко всему тексту. Чтение определения в учебнике Подведение итога по первому вопросу Постановка учебной задачи на данный этап урока Работа с текстом, выделение в нём глаголов Формулируют вывод Грамматический разбор предложения Подведение итога задания | П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст; построение речевого высказывания Р: контроль за выполнением упражнений. П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Л: участие в продуктивном диалоге Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности |
Физминутка | 9:19 – 9:20 | Давайте встанем и немного отдохнем. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. | Выполняют двигательные упражнения | |
Словесный: слово учителя Практический: работа в парах Практический: выразительное чтение стихотворения Словесный: ответы на вопросы Практический: письменное вып. упр. | 9:20 – 9:33 | - Посмотрите на картинки, упр. 146. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Овощи) Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная о). Как проверить? (это словарное слово) Запишите это слово, выделите орфограмму. Запомните, как оно пишется.
- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого? - Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» (дети работают самостоятельно) - Давайте послушаем, что у вас получилось.
- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их. - Какова роль глаголов в тексте? | Классификация слов Работа над словарным словом Определение последовательность действий Самостоятельно составляют текст – повествование, используя опору. Фронтальная проверка задания Выделение глаголов в тексте. | К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью; строить сообщения в устной и письменной форме Р: контроль, коррекция ошибок П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия |
Итог урока Словесный: уч. диалог | 9:33 – 9:34 | - О чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование) - Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.) - Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?) | Рефлексия по содержанию | П: выполнение учебного действия П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Рефлексия Словесный: слово учителя Наглядный: карточки | 9:34 – 9:35 | Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко. Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение. | Проводят самооценку своей деятельности | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст
1. Что такое текст-повествование? 2. Какова в нем роль глаголов? «Текст – повествование и роль в нём глаголов»
Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "На воде и в лесу" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: окружающий мирКласс: 2а...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена существ...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательнык им сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нариц...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Стихи о дружбе и обидах" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощ...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Названия компонентов и результата умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2Тема урока: «Названия компонентов и результата умножения»Цели урока: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выраженияПланируемые результаты...