Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Текст – повествование и роль в нём глагола" и мультимедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»

Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся;  воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

·       Личностные: развивать умение работать самостоятельно; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.

·               Предметные: познакомиться с понятием «текст-повествование» и его признаками; узнать о роли глаголов в тексте – повествовании, учиться работать с содержанием текста (выделять главное), развивать устную и письменную речь.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst-povestvovanie.doc482 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt594.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Текст – повествование и роль в нём глагола»

Цели урока: дать представление о тексте-повествовании и его признаках,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся;  воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать умение работать самостоятельно; развивать речь, внимание, мышление, память; воспитывать любовь к русскому языку.
  • Предметные: познакомиться с понятием «текст-повествование» и его признаками; узнать о роли глаголов в тексте – повествовании, учиться работать с содержанием текста (выделять главное), развивать устную и письменную речь.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.

Этапы

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

8:55 – 8:56

Красиво встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Здравствуйте, ребята!  Тихо сели девочки, еще тише сели мальчики.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

Практический: заполняют схему

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

9:01 – 9:04

Вспомним, что мы знаем о глаголе.

Посмотрите на слайд, сформулируйте задание. Что нужно сделать? (заполнить схему)

Поработайте в парах и заполните схему.

Фронтальная проверка задания

Отвечают на вопросы

В парах заполняют схему.

Фронтальная проверка

П: осознанное построение речевого высказывания

П: использование знаково-символичных средств для решения учебных задач

Л: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Постановка учебной задачи

Наглядный: уч. презентация

Практический: отгадывание ребуса

Словесный: учебный диалог

9:04 – 9:06

- Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока:

- Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов»

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся  ответить на два вопроса. 

1. Что такое текст-повествование?

2. Какова в нем роль глаголов?

Какую цель мы поставим на уроке?

-  узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём.

Отгадывают ребус, определяют ключевое слово темы урока.

Определение темы урока

Постановка проблемных вопросов.

Определение целей урока

П: строить речевое высказывание

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Решение частных задач

Практический: работа над текстом в учебнике

Наглядный: учебник

Словесный: слово учителя

9:06 –

9:19

Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

    Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

    Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

    Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.  

                                        К.Ушинский.

- Что мы прочитали? (Текст)

- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи)

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи)

- Что случилось потом?  (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку)

- Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)    

 

- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование.

Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. 

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

- Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос?

Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос.

- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте

(Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите,  какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

- Ответили ли мы на второй вопрос? 

Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

Формулируют определение «Текста»

Знакомство с текстом в учебнике (упр. 144)

Анализ прочитанного текста по содержанию

Постановка вопроса ко всему тексту.

Чтение определения в учебнике

Подведение итога по первому вопросу

Постановка учебной задачи на данный этап урока

Работа с текстом, выделение в нём глаголов

Формулируют вывод

Грамматический разбор предложения

Подведение итога задания

П: выполнение учебного действия; осознанное чтение текст;  построение речевого высказывания

Р: контроль за выполнением упражнений.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: участие в продуктивном диалоге

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Физминутка

9:19 – 9:20

Давайте встанем и немного отдохнем.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполняют двигательные упражнения

Словесный: слово учителя

Практический: работа в парах

Практический: выразительное чтение стихотворения

Словесный: ответы на вопросы

Практический: письменное вып. упр.

9:20 –

9:33

- Посмотрите на картинки, упр. 146. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Овощи) Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная о). Как проверить? (это словарное слово) Запишите это слово, выделите орфограмму. Запомните, как оно пишется.

 

- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?

- Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыл овощи.  Потом…» (дети работают самостоятельно)

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

  • Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыла овощи.  Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи.  Салат готов.
  • Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.

- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.

- Какова роль глаголов в тексте?

Классификация слов

Работа над словарным словом

Определение последовательность действий

Самостоятельно составляют текст – повествование, используя опору.

Фронтальная проверка задания

Выделение глаголов в тексте.

К: выражение своего мнения с достаточной полнотой и точностью;

строить сообщения в устной и письменной форме

Р: контроль, коррекция ошибок

П: построение речевого высказывания; выполнение учебного действия

Итог урока

Словесный: уч. диалог

9:33 – 9:34

 - О чём вы узнали сегодня на уроке?  (Мы узнали, что такое текст-повествование)

- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?)

Рефлексия по содержанию

П: выполнение учебного действия

П:контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия

Словесный: слово учителя

Наглядный: карточки

9:34 – 9:35

Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко.

Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение.

Проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Текст

Слайд 4

1. Что такое текст-повествование? 2. Какова в нем роль глаголов? «Текст – повествование и роль в нём глаголов»

Слайд 6

Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Геометрические фигуры: прямоугольник и квадрат»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; познакомить с квадратом как частным с...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена существ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательнык им сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нариц...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Стихи о дружбе и обидах" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощ...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Названия компонентов и результата умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2Тема урока: «Названия компонентов и результата умножения»Цели урока: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выраженияПланируемые результаты...