Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Стихи о дружбе и обидах" и мультимедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты:

·                Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь.

·                Предметные: прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль стихотворения.

 

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi_o_druzhbe_i_obidah.doc95 КБ
Office presentation icon byl_vezhliv.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» 

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь.
  • Предметные: прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль стихотворения.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение (про себя)

Был вежлив

Этот мальчик

И, прямо очень мил;

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

- Спасибо! – говорил.

Прочитайте стихотворение медленно

- Как относитесь к мальчику?

-Что вы пожелаете мальчику?

Действительно, ли он вежлив?

- У1 читает стихотворение выразительно

Читают стихотворение самостоятельно;

Читают вслух

Анализируют стихотворение;

Читают вслух, выразительно.

П: формирование навыка выразительного чтения стихотворения

Мотивационный этап

Работа в парах. Игра «Собери пословицы»

  1. Человек без друзей, что дерево без корней.
  2. Нет друга – ищи. а нашёл – береги.
  3. Друг познаётся в беде.
  4. Дружба, что стекло: сломаешь – не починишь.
  5. Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  6. Новых друзей наживай, а старых – не забывай.
  7. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

(составление пословиц, зачитывание их и комментирование)

- Что общего между этими пословицами?

-Какие слова повторяются?

Какое прекрасное слово – “дружба”! Когда я произношу его, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем или просто помечтать…

А какие у вас ощущения возникают при слове - “дружба

Работа в парах, составление пословиц

Объяснение смысла пословиц

Познавательные: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

- Вспомните, как называется новый раздел, который мы начали изучать? (Я и мои друзья)

Как вы думаете, о чём мы с Вами сегодня будем разговаривать? (о дружбе) Сформулируйте тему урока: «Стихи о дружбе и обидах»

- Какие цели урока мы перед собой поставим?

  • Познакомиться со стихотворениями о дружбе и обидах
  • Учиться читать выразительно

Принимают и сохраняют учебную задачу

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение и анализ стихотворения

- Как сделать так, чтобы было много друзей? (нужно уметь дружить, уважать, приходить на помощь в трудную минуту)

И помогут разобраться в этом стихи замечательных детских поэтов В. Берестова и Э. Мошковской.

В.Берестов (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.
Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. 

Стих «За игрой» - ваши предположения, о чём оно?

Прослушивание стихотворения « За игрой» (чтение учителя).

- Какое чувство вызвало это стихотворение?

- С каким настроением будете читать? (с бодрым, радостным настроением)

- Стр 74 учебника, прочитайте.

- О чём надо помнить, читая стихотворение?

-о темпе, интонации, выразительности

- С чего может начаться дружба?

- Как удалось подружиться?

- Какие чувства испытывает автор? (радость, восторг)

Что надо уметь? мириться

Вывод: Надо уметь мириться, прощать и не обижаться.
Игра «Кто с кем дружит?» на карточках в группе
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

Следующее стихотворение Э. Мошковской. Её считают своеобразной детской поэтессой. А в 1961г её заметил С.Я.Маршак «У неё не наигранная весёлость, интонации в стихах детские и кажется, что произведения написаны не взрослым человеком, а ребёнком»

«Я ушёл в свою обиду…» следующее стихотворение. Стр 74

- Как вы думаете, о чём оно?

Как это уйти в обиду, жить в обиде? Можно жить в доме, в квартире, уйти в комнату…

Может, что-то перепутано?

- Давайте, послушаем.

Прослушивание в грамзаписи стихотворения.

- Понравилось вам оно?

- Было ли с вами такое?

Прочитайте, приготовьтесь читать выразительно.

-Чего лишил себя герой?

- Что плохого совершил?

- Получил удовольствие от съеденного пирога?

- Что помогло исправить ситуацию?

- Почему не захотел искать обиду?

Учебный диалог

Знакомство с биографией писателя

Учебный диалог

Слушают чтение учителя

Чтение стихотворения уч-ми

Анализ прочитанного стихотворения

Формулируют вывод

Парная работа по карточкам

Знакомство с биографией писателя

Прослушивание стихотворения в грамзаписи

Анализ прочитанного стихотворения

Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах.

Регулятивные: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: составление плана сочинения; устный анализ по содержанию текста

Сейчас я прочитают притчу

Притча:

а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом.

б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.

Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Чтение притчи, уч-ки следят за чтением. У детей тексты притчи.

Послушайте притчу о дружбе: 

Как-то два друга, много дней шли в пустыне. 
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. 
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». 
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас. 
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 
Первый спросил его: 
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 
И друг ответил: 
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. 
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

В какой фразе заключена главная мысль притчи?
– Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. 
Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

Я рада, что вы понимаете, как тяжело держать в себе обиду, лучше быстрее о ней забыть и снова выстраивать хорошие отношения с ребятами.

Знакомство уч-ся с определением слова «притча»

Слушают чтение притчи учителем

Анализ притчи

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

Коммуникативные:

 Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

- А сейчас давайте немного отдохнем.

 Видео

Молодцы, присаживайтесь.

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя

Практический: чт стихотворения

Познакомимся ещё с одним стихотворением, которое называется «Я и Вовка». Автор В.Лунин. О ком, по – вашему мнению, в нём говориться?

 От чьего лица ведётся рассказ? (Предположение детей)

Да, можно предположить, что стихотворение – о друзьях.

И один из них рассказывает об их дружбе.

Посмотрите на иллюстрацию к стихотворению (с.77)

- О дружбе ли речь? (ответы детей)

Давайте проверим.

Чтение учителя.

- Какие чувства вы испытали, слушаю стихотворение? Почему?

- Можно ли мальчиков назвать друзьями? Докажите.

- Когда Витька был счастлив. Подтвердите строчками из стихотворения.

- Найдите строки, в которых говориться, как переживал мальчик.

- «Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен». Как вы понимаете эту фразу?

- Прочитайте стихотворение выразительно (несколько учеников)

Чтение стихотворения и анализ прочитанного

Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного стихотворения

П: Развитие навыка  чтения

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Итог урока

Словесный: слово учителя.

Наш урок подошёл к концу, а сейчас давайте вспомним, со стихотворениями каких писателей мы сегодня познакомились?

Поиграем в игру «Суета».

На карточках соедините строчки со стихотворениями и фамилиями писателей

(Приложение 1)

Самопроверка по эталону на слайде.

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя;

Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

Подготовит выразительное чтение стихотворения с76 «Я и Вовка» В. Лунин

Запись д/з

Приложение 1

1 вариант

2 вариант

1.Мы ссорились, мирились
И спорили порой…

В.Берестов

1…Я в обиде

Съел пирог

и в обиде

я прилёг…

В.Берестов

2. ..А нынче я снова счастливым был.
Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл!
Сказал он мне: «Витька! Ты бы не смог
 Пойти сегодня со мной на каток?»..

Э. Мошковская

2.Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!

Э.Мошковская

3.Я ушёл в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

В.Лунин

3. Хотели мы с Вовкой пойти в кино.
Мы это решили давным-давно.
Но тут Серёжка позвал его,
И Вовка бросил меня одного.

В.Лунин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В.Берестов (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «What’s the time?» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 2, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация + правило + карточки)

Тема: «What’s the time?». Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:Практические:- отработать звук [t];- ввести и первично закрепить речевые структуры: at 7 am; at 9 pm; it’s a quarter; it’...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Подготовка к умножению" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Подготовка к умножению»Цели деятельности учителя: формировать представление о конкретном смысле действия умножения; способствовать ознакомлению с соответствующей математическо...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Домашние опастности. Пожар" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Наша дружная семья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Наша дружная семья» и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс

Дисциплина:  изобразительное искусствоТема урока:  Русский храм  (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...