Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательнык им сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы

Планируемые результаты:

Ø Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей.

Ø Предметные: познакомиться с понятиями собственные и нарицательные имена существительные; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3._sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.doc979 КБ
Office presentation icon urok_3.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать умение писать имена собственные (имена, отчества, фамилии) с большой буквы

Планируемые результаты:

  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль ученика; устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом; осознавать роль языка и речи  в жизни людей.
  • Предметные: познакомиться с понятиями собственные и нарицательные имена существительные; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация, карточки с заданием.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

8:00 -8:01

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоорганизация

Проверка домашнего задания

Фронтальная проверка

8:01 – 8:04

- К каким существительным вы задавали вопрос кто?, а к каким – что?

Стр. 49, упр.81; стр.50 упр.85

Проверка домашнего задания

Р: выбор позиции (активен/пассивен)

Л: самоорганизация

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

8:04 -8:09

Орфографическая минутка

Запись под диктовку учителя: Маша, Катя,  Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро

Какая это часть речи?

Объяснение написания слов, доказательство, что все слова – это имена существительные (они все отвечают на вопросы кто или что)

- Какие из слов являются одушевленными именами существительными?

Почему одни имена существительные написаны с большой буквы, а другие с маленькой? 

Выберите из них название городу/имя мальчику/имя девочке/кличку щенку.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Производят запись в тетрадь;

воспринимают речь учителя на слух.

Воспроизводят ранее полученные знания.

Читают слова

 

Рассуждают, анализируют

П: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Мотивационный этап

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация; карточки с заданием

Практический: ученики ведут запись в тетради

8:09 – 8:14

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

Анна, Ивановна, Михаил, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

( на слайде таблица)

Имя

Отчество

Фамилия

Анна

Ивановна

Попов

ученик

Михаил

Петрович

Кузнецов

дом

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

Работа по карточкам

Классифицируют слова по группам

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

8:14 -8:16

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Собственные и нарицательные имена существительные)

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

  1. узнаем …
  2. научимся …

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.

Постановка темы и формулирование целей уроков.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: работа с учебником

8:16 – 8:28

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное.  Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные - нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

Работа с учебником.

Упр. 88 (с. 52) Прочитайте слова. Являются ли данные слова собственными имена существительными? Почему? Это общие названия, которыми мы называем своих родственников.

Подберите к каждому из этих слов имена собственные (фронтальная проверка).

Составьте предложение с любыми собственными имена существительными и запишите его в тетрадь.

(фронтальная проверка).

Упр. 90 (с. 52) Прочитайте задание.

Что необходимо выполнить?

Какое слово лишнее в первой строке? Почему? По какому признаку определили?/во второй строчке?/в третьей?

Спишите, вставляя пропущенные буквы, располагая в алфавитном порядке (3 ученика у доски)

Прочитайте правило на странице учебника 53.

У1 читает вслух название орфограммы.

Откройте учебник на странице 58, прочитайте правило.

Кички живот это какие имена существительные?

С какой буквы пишутся клички животных?

А названия животных это? С какой буквы пишутся?

Упр. 100 (с. 59). Прочитайте названия животных. На какой вопрос отвечают все эти слова?

Подберите животным клички. Как в примере (У1 читает пример). Запишите слова названия животных и их клички вставляя пропущенные буквы 1 вариант – первых 4 животных, 2 вариант – следующие 4 животных.

Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Фронтальная проверка

Воспринимают речь учителя на слух, анализируют.

Читают правило в учебнике

Синтезируют полученную информацию

Читают правило в учебнике

Синтезируют полученную информацию

Работа с учебником

Устно выполняют упражнение.

Обобщают

Приводят примеры

Составляют предложение со словами и записывают в тетрадь

Письменное выполнение упражнения (3 ученика у доски)

Читают правило (орфограмму) в учебнике

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

8:28 – 8:29

Игра «Самый внимательный».

- если вы согласны с моим утверждением, то встаньте (поднимите руки вверх), если нет – присядьте.

- имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

- названия животных пишутся с большой буквы

- клички животных пишутся с маленькой буквы

- когда я назову имена собственные - встаньте, нарицательные - сядьте: Дима, котёнок, дядя, Аня, собака, Тихорецк, река

- расскажите, как нужно писать имена собственные?

Молодцы, присаживайтесь!

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя; чтение стихотворения заранее подготовленных учеников

Наглядный: учебник

Практический: работа по карточкам

8:29 – 8:35

Стихотворение читают заранее подготовленные ученики:

Имена: Андрей, Иван, 
Саша, Коля и Степан, 
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров, 
Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Казань, 
Тула, Краснодар, Рязань.
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишутся с буквы большой.

Прочитайте правило в учебнике на странице 60.

- О каких существительных здесь рассказывают?

Почему они называются собственными им сущ.?

Приведите примеры...

Упр. 102 (с. 60) Прочитайте слова.

Как вы думаете, выделенные слова это собственные или нарицательные имена существительные? Докажите.

Спешите. Подчеркни заглавную букву в именах собственных.

Назовите словарные слова (Россия, город, улица) Подчеркните в них орфограммы.

Слушают стихотворение

Читают правило собственных имен существительных

Анализ правила.

Выполнение упражнения в учебнике с 60, упр. 102

Работа со словарными словами

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Самостоятельная работа.

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания по выделенным учителем ориентирам. Запись в тетради

8:35 – 8:39

Заполните пропуски

Имена, отчества, фамилии людей – это _____________ имена ___________.

Имена собственные пишутся с _____________ буквы.

Все остальные имена существительные – это_____________ имена ________________.

Что они называют?

Нарицательные имена существительные пишутся со __________ буквы.

Названия животных пишутся с ____________буквы - это __________________ имена существительные.

Клички животных пишутся с _____________буквы - это __________________ имена существительные.

Названия государств, городов, сёл, улиц, рек, озёр – это_______________ имена существительные.

        

Самостоятельная работа по карточке. Списывают текст, заменяя картинки словами

Фронтальная проверка

Р: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Рефлексия

Словесный: слово учителя.

8:39 – 8:40

Определите себя по лесенке успеха на уроке

1 ступень – тема не понятна, задание сложные

2 ступень – тема понятна, но затрудняюсь в выполнении заданий

3 ступень – тема мне понятна, задания выполняю с лёгкостью

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

8:40

Задание: Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным - клички

Карточка. Спишите предложения в тетрадь. Выберите нужную букву из скобок

У малышки (Г,г)руши в корзине (Г,г)руши.

Тетя (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.

Денис (С,с)кворцов смотрел на (С.с)кворцов.

Тема (В,в)асильков нарвал в поле (В,в)асильков.

Запись д/з

Л: самоконтроль

Резерв:

Карточка

Границы России. Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница

начинается в Баренцевом море. На западе проходит по узкой полоске суши в Балтийском

море. На юго-востоке границей является река Амур. А на Дальнем Востоке граница идёт

по водам Тихого океана.

Россия – это речной и озёрный край. Величайшие реки её – Москва, Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал самое глубокое в мире. 

- Прочитайте предложения о границах России.

- Наша страна — самая большая страна в мире. Какое чувство вы испытали, прочитав текст и рассмотрев карту?

Выпишите из текста через запятую географические названия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом Имя Отчество Фамилия Аня Ивановна Попов ученик Миша Петрович Кузнецов дом

Слайд 2

СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. узнаем … научимся … Сегодня на уроке МЫ

Слайд 3

солнце утро город девочка мальчик щенок

Слайд 4

солнце девочка утро мальчик город щенок

Слайд 5

СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: - имена, отчества, фамилии людей; - клички животных; - названия государств, стран, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, улиц, журналов, книг.

Слайд 6

ЛЕСЕНКА УСПЕХА 1 3 2

Слайд 7

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я - узнал … - научился … - мне надо поработать над … - могу похвалить своих одноклассников за …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока английского языка «What’s the time?» 4 класс, English Favorite Student’s book 4 part 2, С. Г. Терминасова + мультимедийная презентация + правило + карточки)

Тема: «What’s the time?». Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:Практические:- отработать звук [t];- ввести и первично закрепить речевые структуры: at 7 am; at 9 pm; it’s a quarter; it’...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Подготовка к умножению" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Подготовка к умножению»Цели деятельности учителя: формировать представление о конкретном смысле действия умножения; способствовать ознакомлению с соответствующей математическо...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Домашние опастности. Пожар" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Наша дружная семья" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Наша дружная семья» и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс

Дисциплина:  изобразительное искусствоТема урока:  Русский храм  (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...