Спряжение глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ануфриева Екатерина Владимировна

Ознакомление глаголов по лицам и числам; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagolov.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Спряжение глаголов.

Цель: ознакомление глаголов по лицам и числам; формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму;

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Релакс. массаж

Ребята, я очень рада видеть вас и думаю, что вы порадуете меня своими ответами.

У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

  1. Минутка чистописания

Идти  я  проспект  сумка   рыжий  еда   жевать  нести   ежевика.

Прочитайте слова расположенные на доске, что объединяет все эти слова? ( Все они написаны в начальной форме).

В минутке чистописания мы напишем первые буквы слов.

и я п с р е ж н е

Спишите так же красиво, как дано на доске.

Нам из этих слов нужно составить предложение. Что для этого нам нужно будет сделать? (Изменить форму слов и добавить служебные части речи)

Какие служебные части речи вы уже знаете? (Союзы, предлоги, частицы)

Я иду по проспекту и несу рыжую сумку с едой, и жую ежевику.

Вариативное задание

Я вам предлагаю на выбор задания, вы выбираете любое одно и выполняете его

  • Синтаксический разбор предложения (комментирование у доски)
  • Разбор всех слов по составу
  • Морфологический разбор всех слов (Упрощенный)

Самопроверка по записям на доске. Если ребенок, работающий у доски, допустил ошибки, то разбираем коллективно, если без ошибок прошу прокомментировать одно из слов.

  1. Словарно-орфографическая работа

  1. Фронтальная работа с классом

Догадайтесь, о чем идет речь, записать отгаданное слово.

Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (ж е л а т ь)

Желать - хотеть.

Найдите в словах орфограммы  и проверьте их.

Как называются данные слова? (синонимы – слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)

- Сиять ярким, искристым прерывистым светом (с в е р к а т ь)

К слову с в е р к а т ь подобрать однокоренное слово, для этого в этом слове замените данный суффикс на суффикс “ну” (сверкнуть)

Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?

Значение однократности выражается с помощью суффикса “ну”

Найди ошибку. (повышенной трудности)

Сверкала - сверкнуть

Сверкала - сверкать

К слову “сверкать” подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть)

Записать синоним г о р е т ь по звуковой схеме [ гар’эт’]

Что обозначает буква Е в данном слове?

Придумать словосочетание или предложение со словом Г О Р Е Т Ь в разных значениях.

  1. Индивидуальная работа

Карточки

  1. Из данных глаголов образуй глаголы неопределенной формы.

Любит, делает, сверкает, блестят, смотрел.

Разбери глаголы неопределенной формы по составу.

  1. От данных слов образуй глаголы неопределенной формы.

Пляс, красный, улыбка, свет, делаю, победа.

Разбери глаголы неопределенной формы по составу.

  1. Придумай и запиши по 1-2 глагола неопределенной формы с суффиксами

-ну-, -и-, -е-, -ыва-, (-ива-).

  1. Актуализация знаний. Формулирование темы занятия

Что объединяет все эти слова? (Это глаголы)

А что может рассказать о себе глагол?

-… часть речи

-… отвечаю на вопросы: что делать? что сделать?

- …изменяюсь по временам и числам

-   совершений и несовершенный виды
-…прошедшем времени в единственном числе изменяюсь по родам

-…имею начальную форму(неопределенную) или инфинитив

-… в предложении чаще всего бываю сказуемым.

- … спряжение

Последнее слово остается закрытым. Вам интересно, какая надпись скрывается на последнем листике. Вы можете узнать это, если расшифруете нашу минутку чистописания.(пример математический)

Что за слово у вас получилось? Интересно, а что такое спряжение,

Итак, первая учебная задача, выяснить, что такое спряжение.

  1. Работа по теме
  1. Раскрытие понятия спряжение глагола

Посмотрите на доску.

Спряжение

Г      М

Догадайтесь что это за человечки? (Глагол и местоимение)

Что можно о них сказать? (Это часть речи)

С глаголом мы уже поработали, перейдем к местоимению.

Что вы можете рассказать о местоимении? Вместо каких частей речи употребляются местоимения?

Вместо какой части речи употребляются данные местоимения? Как называются такие местоимения?

Что вы можете рассказать о личных местоимениях?

Выберите местоимения 1 лица (я и мы) и т. д.

Что объединят местоимения я, ты, он? (местоимения в ед.ч.)

Что объединят местоимения мы, вы, они? (местоимения в мн.ч.)

А теперь глаголы блестеть, идти измените по лицам и числам. Образуйте глаголы настоящего времени в единственном числе. (Блещу, иду). Запишите в тетрадь.

Получается такая запись на доске и в тетрадях.

Ед.ч

Мн.ч

1 л.

я

Блещу, иду

мы

Блестим, идем

2 л.

Ты

Блестишь, идешь

вы

Блестите, идете

3 л.

Он

Блестит, идет

они

Блестят, идут

Как изменяли глаголы? (По лицам и числам)

Какая часть слова изменялась? (Окончание)

Выделим окончания в глаголах.

Ребята мы с вами проспрягали глаголы? Кто уже догадался, что значит, проспрягали глаголы? (Проспрягали, т. е. изменяли окончания глаголов по лицам и числам)

Значит что такое спряжение? (это изменения окончания глагола по числам и лицам.)

 Проверим наш вывод с выводом в учебнике

Спряжение == изменение                 = лицо  + число

Как вы думаете, зачем нам нужно уметь спрягать глаголы?

И на самом деле, если заглянуть в этимологию слова спряжение, мы выясним,  что буквально оно обозначает «связывание»: древнерусское "прячи" имело смысл "вязать"; «запрягать" лошадь - как бы завязывать ее в сбрую, также как и с латинского – соединять, сопрягать – вязать.

Мы с вами спрягали глаголы в настоящем времени, давайте проверим, спрягаются ли глаголы в будущем времени.

От какого глагола неопределенной формы образуется временная форма будущего простого времени?

Я вам предлагаю 2 глагола в начальной форме несовершенного вида. Превратите данные глаголы в нач. форму совершенного вида? С помощью чего вы их получили? (Приставка или суффикс) Как по-другому можно назвать данные слова? (однокоренные)

Самостоятельно проспрягайте глаголы  загореть, принести.

Группа девочек получает задание проспрягать глаголы в прошедшем времени.

Ребята, к какому выводу вы пришли? Докажите.

А девочки у нас пытались проспрягать глаголы в прошедшем времени. Послушаем, какие у них результаты и к каким выводам они пришли.

Итак, сделаем вывод. Какие глаголы «умеют» спрягаться и что значит проспрягать глагол?

Чтобы вы лучше это запомнили, расскажу вам одну реальную историю, которая случилась в г. С.-Петербурге.

Шел как-то такой же урок русского языка в школе и учитель сообщил детям, что глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам, а в прошедшем – нет. И вдруг прозвучала реплика двоечника: «Естественно. Ведь в прошлом человек ничего изменить не может, а настоящее и будущее зависит от него самого».

Физминутка

Дети имитируют движения из след. упр.

  1. Распознавание лица и числа глагола

-Вторая учебная задача, вторая проблема, которую мы должны разрешить. Как определить лицо и число глагола? Сейчас мы будем учиться определять лицо и число глаголов.

 – А учиться будем на вот этих примерах. Кто мне скажет, откуда я взяла эти строки?

  • Чем вы, гости торг ведете

И куда теперь плывете.

  • Остров на море лежит,  

Град на острове стоит.

  • Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

  • Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.

Выпишите глаголы, выделите окончания.

- Чтобы правильно определить лицо и число глаголов, что для этого необходимо сделать? Как вы думаете? (подставить местоимение)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

Сравним наш вывод с выводом учебника.

Коллективно выполняем задание.

  1. Закрепление

Самостоятельная работа

Определите время,  лицо и число у каждого глагола.

Ф.И.

 

 Время, лицо, число

1.

Мы любим походы в лес и поля.

 

2.

Расцветает яблонька в молодом саду.

 

3.

Я от этой яблоньки глаз не отведу.

 

4.

Утром из дома вышел,

слышу песенку дроздов.

 

5.

Вижу – ласточки под крышей

лепят новое гнездо.

 

6.

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

 

ОЦЕНКА:

 

Взаимопроверка

Упражнение «Запишите свой глагол»

Учащиеся 1 ряда выписывают только глаголы 1 лица, 2 ряда – глаголы 2 лица, 3 ряда – глаголы 3 лица

Мечтаешь, колет, сажает, рыдает, нападаете, мелькаешь, посолю, зимуем, съест, провожают, окружаете, нападаешь, молвит, лечите, рыдаем, кушает, пожелаешь, кусаю, стираем, выстирывают, жалеешь, жалеем, жалеют.

Какие глаголы записали ребята из первого ряда? ( Колем, посолю, зимуем, рыдаем, кусаю, стираем, жалеем.)

Какие глаголы записали ребята из второго ряда? ( Мечтаешь, нападаете, мелькаешь, окружаете, лечите, пожелаешь, жалеешь.)

Какие глаголы записали ребята из третьего ряда? ( Сажает, рыдают, съест, провожают, молвит, кушает, выстирывают, жалеют.)

Самопроверка

Задания повышенной сложности (по желанию) найти ошибки

Однажды я с моей мамой пошёл (1 л., ед.ч.) на завод. Там мама показала (1 л., ед.ч.) мне много интересных машин В заводской газете я увидел(1 л., ед.ч.) статью о маме. О ней уже раньше писали (3 л., мн.ч.). Я горжусь( 1л., ед.ч.) своей мамой. Ходите (2 л., ед.ч. ) только по тротуарам или по левому краю дороги.  Без труда не вынешь (2 л., ед.ч.)  и рыбки из пруда. Зима ещё хлопочет (3 л., ед.ч.) и на весну ворчит( 3 л., ед.ч.). Громкое пенье соловья иногда будет (2 л., ед.ч.)нас ночью. Одной рукой узла не завяжешь (2 л., ед.ч.).

  1. Итог урока.

Ребята, глагол и местоимение, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданиями, которые они предлагают, то узнаете, с каким настроением, прощаясь с нами, они покидают наш урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный, записав в тетради цифрами 1 или 2.

  • Глаголы:

Склоняются-1,

Спрягаются-2

  • У глаголов при спряжении изменяется:

Окончание-1,

Основа-2

  • Укажите глаголы 2—го лица:

Летит-1,

Бродишь-2

  • Лицо глагола определяют:

По местоимению-1,

По предлогу-2

Я показываю табличку с правильными ответами: 2121, переворачивает ее, и дети читают: Мы рады!

- Что нового вы узнали о глаголе?

IX. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...