Конспект урока "Строчная буква "ю""
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Верещак Виктория Владимировна

Тема: «Строчная буква «ю»»

Цели деятельности учителя: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «ю»; учить анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; формировать умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способствовать развитию умения и навыка правописания прописной буквы «ю»; развивать способность различать письменную строчную букву «ю» от других письменных букв.
  • Личностные: учиться правильной посадке и пользованию письменными принадлежностями; учиться понимать, анализировать полученную информацию

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.11.2015г.                                                                                                Методист: Зубарева Н.С.
Школа № 95                                                                                                        Учитель: Худякова Ю.В.
Класс – 1-Б                                                                                                        Студентка: Верещак Виктория, 43 гр.
Урок письма
Кабинет №

Тема: «Строчная буква «ю»»

Цели деятельности учителя: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «ю»; учить анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; формировать умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способствовать развитию умения и навыка правописания прописной буквы «ю»; развивать способность различать письменную строчную букву «ю» от других письменных букв.
  • Личностные: учиться правильной посадке и пользованию письменными принадлежностями; учиться понимать, анализировать полученную информацию

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Тетрадь по письму Н.Г. Агаркова, 1 класс; учебная презентация; карточки с элементами; листочки для рефлексии

Этап

Метод-прием

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

10:00-10:01

Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь. Давайте проверим, кто сядет тише: мальчики или девочки. Тихонько садятся девочки, а теперь – мальчики.

Меня зовут Виктория Владимировна и я проведу у вас урок письма.

Приветствуют учителя

Мотивационный

Словесный – слово учителя

Словесный – учебный диалог

10:01 – 10:03

Прослушайте загадку и догадайтесь, какую букву мы будем учиться писать на уроке.

Чтобы О не укатилось,

 Крепко к столбику прибью.

 Ой, смотри-ка,

 Что случилось:

 Получилась… буква Ю.

Молодцы.

Скажите, пожалуйста, а что вы знаете о звуке «ю»? Почему этот звук гласный? А какие буквы ю вы изучили на прошлом уроке? (печатные: заглавная и строчная)

А как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Ребята, а вы хотите научиться писать строчную букву «ю»?

Поставьте главные цели на сегодняшний урок.(узнать элементы, писать элементы, писать букву).

Отгадывают загадку

Настраиваются на учебную деятельность

Отвечают на вопросы, вспоминают тему прошлого урока

Формулируют тему и цели урока

К: слушать и воспринимать речь других на слух

П: осознанно строить ответ в устной форме

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу

Актуализация знаний

Словесный – учебный диалог

Практический - разбор буквы на звуки

Наглядный – работа с презентацией

10:03 – 10:06

Вспомните слова, которые начинаются с буквы «ю». (юра, юла, юля, юбка, юрист)

Посмотрите на слайд со словами, которые начинаются на букву «ю». Подумайте и скажите, какая здесь допущена ошибка?

А почему слова «юра» и «юля» написаны неверно?

Правильно, потому что это имена. А как нам известно, имена пишутся с заглавной буквы.

Скажите, какие звуки обозначает буква «ю» в начале слова? (звуки [й]и [у])

Вспомните, в каких еще случаях буква «ю» обозначает два звука? (после другого гласного)

Приведите примеры слов, в которых буква «стоит» после гласной буквы. (пою, красивую, лаю)

Вспомните слова, в которых буква «ю» стоит после согласного(хрюшка, Любовь)

Какой звук обозначает буква «ю» после согласного?(звук [у] и мягкость предшествующего согласного)

Приводят примеры слов с буквой «ю»

Разбирают букву по звукам

Вспоминают случаи употребления звуков

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнение одноклассников

Постановка учебной задачи

Наглядный – работа с презентацией

Практический – сравнительный анализ букв

Словесный – эвристическая беседа

Практический – работа в прописи; работа в парах; составление буквы из элементов

Наглядный – работа по карточкам

10:06 – 10:10

Посмотрите на слайд. Здесь вы видите две буквы «ю». Скажите, чем они похожи? А чем эти буквы отличаются?

Подумайте и скажите, какая из этих букв является строчной буквой «ю»?

Посмотрите на строчную букву «ю». Как вы думаете, из каких элементов она состоит?(короткая наклонная прямая, короткая горизонтальная прямая, малый овал)

Поднимите руку, кто запомнил элементы буквы «ю».

Кто может самостоятельно назвать элементы?

Хорошо.

Ребята, откройте свои прописи на странице 17.

Наверху вы видите элементы письменных букв. Рассмотрите и обведите карандашом только те, из которых состоит строчная буква «ю».

Молодцы.

Сейчас я раздам вам элементы строчной буквы «ю». Ваша задача – составить букву «ю» из элементов. Выполните это задание в парах, со своим соседом по парте.

Молодцы, вы все справились с этим заданием

Сравнивают буквы

Называют элементы буквы

Обводят элементы в прописи

Работают в парах, составляют букву из элементов

П: осознанно строить ответ в устной форме

Р: анализируют буквы

Л: осознанная оценка личности

К:умение сотрудничать с соседом по парте

Решение частных задач

Наглядный – пед. показ учителя

Практический – написание элемента буквы

Словесный – объяснение учителя

Наглядный – пед. показ учителя

Практический – написание элемента буквы

Словесный – объяснение учителя

Наглядный – пед. показ учителя

Практический – написание элементов буквы

Словесный – объяснение учителя

10:10 – 10:12

10:12 – 10:14

10:14-10:16

10:16 – 10:19

Ребята, посмотрите, как я напишу первый элемент. Ставлю точку в начало работы, пишу короткую наклонную прямую, касаюсь нижней линии рабочей строки.

Итак, теперь сядьте правильно. Спинку выпрямили, ножки вместе, руку на локоток. Покажите, как вы умеете правильно держать ручку. Молодцы!

Приготовьтесь писать первый элемент в воздухе вместе со мной. Найдите условную точку начала работы и поставьте туда ручку. Ребята, мы работаем только кистью, рука в воздухе не летает. Пишем вместе со мной: пишу короткую наклонную вниз. А теперь под счет. Поставьте ручку в условную точку начала работы, работает только кисть. Пишем под счет: раз. Теперь я посмотрю, как вы пишите первый элемент. Поставьте ручку в точку начала работы, пишем: раз.

Замечательно!

А теперь подвиньте к себе прописи. Сядьте правильно. Найдите рабочую строку. Поставьте ручку в точку начала работы. Пишем под мой счет: раз.

А посмотрите, как я напишу второй элемент. Ставлю точку в нижнюю линию рабочей строки, возвращаюсь вверх по наклонной прямой, дохожу до середины, пишу короткую горизонтальную прямую.. Приготовьтесь писать второй элемент в воздухе вместе со мной. Найдите условную точку начала работы и поставьте туда ручку. Пишем вместе со мной под счет: и-и. Теперь я посмотрю, как вы пишите второй элемент. Поставьте ручку в точку начала работы, пишем: и-и. Молодцы.

А теперь подвиньте к себе прописи. Сядьте правильно. Найдите рабочую строку. Поставьте ручку в точку начала работы. Пишем под мой счет: и-и.

А теперь посмотрите, как я напишу третий элемент буквы. Ставлю точку в середине рабочей строки, пишу малый овал, касаюсь нижней линии рабочей строки. Приготовьтесь писать третий элемент в воздухе вместе со мной. Найдите условную точку начала работы строки и поставьте туда ручку. Пишем вместе со мной под счет: два-и-три. Теперь я посмотрю, как вы пишите третий элемент. Поставьте ручку в точку начала работы, пишем: два-и-три. Подвиньте к себе прописи, найдите третий элемент. Сядьте ровно, возьмите ручку правильно. Пишем под мой счет: два-и-три.

Молодцы, ребята!

Давайте теперь соединим элементы. Для начала, соединим между собой первый и второй элементы. Посмотрите, как я соединю эти два элемента. Пишу короткую наклонную прямую, касаюсь нижней линии рабочей строки, возвращаюсь в середину наклонной прямой и пишу короткую горизонтальную прямую.

Ребята, возьмите ручки, поставьте в точку начала работы. Напоминаю, работает только кисть. Пишем вместе со мной под счет: раз-и-и. Теперь я посмотрю, как вы пишете два элемента вместе. Поставьте ручку в точку начала работы, пишем под мой счет: раз-и-и. Хорошо.

Пододвиньте к себе прописи. Найдите пунктирное соединение элементов буквы «ю». Соедините элементы у себя в прописях, и обведите малый овал под мой счет: два-и-три.  Молодцы.

Давайте теперь к этим двум элементам присоединим третий элемент. Посмотрите, как я выполню соединение. Пишу короткую наклонную прямую, касаюсь нижней линии рабочей строки, возвращаюсь в середину наклонной прямой и пишу короткую горизонтальную прямую, веду вниз от короткой горизонтально прямой, касаюсь нижней линии рабочей строки, закругляю и соединяю овал.

Ребята, возьмите ручки,  поставьте в точку начала работы. Пишем в месте со мной под счет: раз-и-и-два-и-три. Теперь я посмотрю, как вы напишите самостоятельно строчную букву «ю» в воздухе. Поставьте ручку в точку начала работы, пишем под мой счет: раз-и-и-два-и-три.

Отлично!

Пододвиньте к себе прописи. Найдите пунктиром всю букву «ю». Пишем в прописях букву «ю», обводим пунктирную линию. Ребята, проговаривайте счет шепотом, каждый сам себе. Молодцы, вы очень красиво написали строчную букву «ю».

Слушают объяснение учителя

Пишут элемент в воздухе

Пишут элемент в тетради

Слушают объяснение учителя

Пишут элемент в воздухе

Пишут элемент в тетради

Соединяют элементы буквы

Пишут в воздухе

Пишут в прописи

Самостоятельно пишут букву

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выполнение учебного действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

П: самостоятельное выполнение работы

Л: самооценивание

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выполнение учебного действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

П: самостоятельное выполнение работы

Л: самооценивание

Физминтука

10:19 – 10:20

Ребята, давайте сыграем в игру. Я буду рассказывать вам стихотворение, и показывать действия, а вы повторяйте за мной. Приготовьте свои руки.

На горе мы видим дом(сложить домик из ладоней)

Много зелени кругом(волнооборазные движения руками)

Вот деревья, вот кусты(сначала показываем пальцы во всю длину, а потом сжимаем их)

Вот душистые цветы(делаем бутон из ладоней)

Окружает все забор(сделать забор из пальцев)

За забором – чистый двор(погладить воздух руками)

Мы ворота открываем(изобразить открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем(бежим пальчиками повоздуху)

В дверь стучимся: тук-тук-тук(стучим кулачками)

Кто-то к нам идет на стук?(прикладываем ладонь к уху)

В гости к другу мы пришли,

И гостинцы принесли(протягиваем руки вперед)

Выполняют упражнения

Решение частных задач

Практический – тренируются в написании буквы

Словесный – отвечают на вопросы

Практический – тренируются в написании буквы

Словесный – отвечают на вопросы

Практический – тренируются в написании слогов

10:20 – 10:25

10:25 – 10:28

Приготовьтесь к письму. Возьмите ручку правильно. Ручку нужно держать, зажав ее между большим и средним пальцем, а указательный - положить на нее сверху. Сядьте правильно. Между животом и партой должен помещаться кулачок.

Найдите первую строку для письма строчной буквы «ю». Сейчас, ребята, вы самостоятельно пропишите эту строку до конца. Обратите внимание, сначала, вам необходимо прописать элементы строчной буквы «ю», затем соединения элементов, а потом уже целую букву «ю». В конце, напишите букву самостоятельно, без пунктирных линий.

Поднимите руку, кому непонятно задание. Приступайте к работе. Обязательно проговаривайте про себя счет для письма.

Ребята, я наблюдала за вашей работой. У вас хорошо получается писать строчную букву «ю», но нужно еще постараться, чтобы писать ее на отлично!

Посмотрите на строку ниже. Скажите, Какие буквы необходимо написать на этой строке?

Ребята, сегодня мы знакомимся с строчной буквой «ю», как вы думаете, для чего нужна здесь буква «у»?

Правильно, ведь буква «ю» дает 2 звука: [й][у] и [у].

Хорошо, пропишите эти буквы у себя в прописях. Не забываем держать спинку ровно, ручку правильно.

А сейчас, ребята, мы будем соединять между собой буквы. Найдите первые две буквы. Кто желает прочитать этот слог?

Скажите, какие соединения вы знаете? Верхнее и нижнее, верно. Скажите, а каким соединением нужно воспользоваться нам, чтобы написать этот слог? Правильно, верхним соединением. Возьмите ручки, поставьте ручку в точку начала работы, напишите этот слог. Используйте верхнее соединение.

Посмотрите на следующий слог. Кто желает прочитать этот слог? Каким соединением нам нужно воспользоваться? Нижним, правильно! Выпрямите спинки, возьмите ручки, поставьте в точку начала работы. Напишите слог с нижним соединением. Хорошо.
А теперь посмотрите на третий слог. Кто желает прочитать? Посмотрите, каким соединением нам необходимо воспользоваться? Нижним, верно. Сядьте правильно, возьмите ручки. Пишем этот слог с нижним соединением.

Молодцы!

Пишут букву в прописи, продолжают строку

Самостоятельно пишут буквы

Отвечают на вопросы

Самостоятельно записывают слог

Р: принимают и сохраняют учеб. задачу

П: выполнение практического действия

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков

П:осознанно строить речевой ответ

П: выполнение практического действия

Физминутка

10:28 – 10:29

Ребята, давайте встанем и немного разомнемся.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
Мы топаем ногами, топ, топ
Качаем головой
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

Садитесь на свои места.

Решение частных задач

Словесный – слово учителя; чтение вслух

Наглядный – работа с планом разбора

Практический – работа в парах; анализ слова

Практический – выделение общих элементов

Словесный – учебный диалог

10:29 – 10:36

10:36 – 10:39

А сейчас, ребята, мы будем писать слова. Посмотрите на первое слово. Кто прочитает это слово. Хорошо.

Сейчас, ребята, мы будем разбирать слово по плану. Посмотрите на слайд, здесь вы видите план для разбора. Кто сможет выразительно и громко прочитать весь этот план?

  1. Сколько букв в слове?
  2. Сколько звуков?
  3. Сколько слогов?
  4. Какой слог ударный?
  5. Какие виды соединений использованы?)

Сейчас, будем разбирать каждое слово по этому плану. Но делать вы это будете в парах с соседом по парте.

Давайте для примера разберем имя «Юля».

  1. 3 буквы
  2. 4 звука
  3. 2 слога
  4. Первый
  5. нижние)

Поднимите руку ребята с первого варианта. Сейчас ваша задача рассказать своему соседу по парте о слове юла, по этому плану. А задача ребят со второго варианта, слушать и подмечать ошибки своего соседа, если они есть.

Поднимите руку, кому не понятно задание.

Кто желает поделиться своим разбором слова? Посмотрите на слайд. Здесь вы видите разбор слова «юла». Кто желает прочитать разбор? Поднимите руку, кто нашел ошибку в ответе? А теперь возьмите ручки и запишите слово «юла» в свои прописи.

Кто желает прочитать следующее слово в прописи?

Поменяйтесь ролями, теперь ребята со второго варианта будут разбирать слово «мою» по плану, а ребята с первого варианта, будут внимательно слушать. Кто желает поделиться своим разбором слова? Посмотрите на слайд. Здесь вы видите разбор слова «мою». Кто желает прочитать разбор? Поднимите руку, кто нашел ошибку в ответе? А теперь возьмите ручки и запишите слово «мою» в прописи.

(то же самое с остальными словами)

Посмотрите, ребята, какие буквы записал Вопрос Вопросыч? Посмотрите на первую группу слов. Найдите в них общий элемент.(длинная наклонная прямая с закруглением внизу вправо)

Посмотрите на элементы у подчеркнутых букв. Есть ли в них похожие элементы?

Ребята, у этих букв нет похожих элементов. У буквы М – длинная прямая с большим наклоном и закруглением внизу влево. А у буквы У – длинная прямая с меньшим наклоном и закруглением внизу влево.

Посмотрите на следующую группу слов. Укажите слова с общим элементом. Что это за элемент? (малый овал: Я, ю, а, о)

Назовите подчеркнутые буквы. Скажите, чем отличаются эти буквы? (я – малый полуовал, О – большой овал)

Молодцы!

Читают план разбора

Разбирают слово по примеру, фронтально

Работают в парах

Разбирают слова

Выделяют общие элементы в буквах

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выполнение учебного действия

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

К: умение сотрудничать с соседом по парте

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков

П: строят речевое высказывание

Домашнее задание

10:39 – 10:40

Ребята, дома вам нужно дорисовать узор внизу на стр. 17.

Рефлексия

Словесный – слово учителя

Практический – выполнение рисунка

Наглядный – листочки для рефлексии

10:40 – 10:45

Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на уроке? Вспомните, какие цели мы ставили на урок?

Что вам больше всего запомнилось на уроке? Что показалось трудным?

У каждого из вас на столе лежит листочек. Если вы считаете, что урок был полезен для вас, то нарисуйте на нем солнышко, а если вы считаете, что у вас были какие-то затруднения, то нарисуйте тучку.

Ребята, поднимите над головой свои рисунки

Саша и Маша, подойдите ко мне.

Саша сосчитай количество солнышек.

Маша, сосчитай количество тучек.

Чего получилось больше?

Какой вывод мы можем сделать?

Спасибо за урок. До свидания!

Оценивают свою деятельность на уроке

П: строить речевое высказывание

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Буква Е в начале слова" 1 класс

интегрированный урок по обучению грамоте и письма в 1 классе...

Конспект урока "Буквы Ш, ш" и презентация к уроку

Задача  урока состоит не только в том, чтобы ввести новую букву, но и в том, чтобы познакомить с особым правилом обозначения буквой ударного гласного в слоге [шы]....

Конспект урока "Буква Ш, звук [ш] по ФГОС.1 класс

Конспект урока "Буква Ш" по ФГОС, литературное чтение 1 класс....

Конспект урока "Буква Ю. Чтение слов с буквой Ю" (предмет "Графика и письмо")

Цель урока - повторить знания о букве Ю. Учить читать слова с буквой Ю....

Конспект урока " Буква Л,л. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой, написание буквы Лл"

урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:Предметные: уметь выделять и ...