Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в слово"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности «Путешествие в слово» способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учеников. В рамках урока не всегда удаётся увидеть способности и интерес учащихся к определённым видам деятельности, развить желание у детей к активной продуктивной деятельности, научить детей самостоятельной организации своего свободного времени. Познавательно - творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного сотрудничества одноклассников, что несомненно является воспитательным эффектом. Данная программа предусматривает участие любого ученика, детей с разным уровнем интеллектуального развития. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности младших школьников, ориентированной на общеинтеллектуальное направление духовно-нравственного воспитания, обусловлена тем, что в младшем возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.
Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в ориентации в первую очередь на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное развитие и воспитание школьников, а уже потом – на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Путешествие в слово”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа помогает сформировать ту речевую базу, которая в дальнейшем поможет усвоить правила русского языка. Что же подразумевается под такой базой?
Это, во-первых, достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребёнком смыслового значения слов и, во-вторых, устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи. А в дальнейшем письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.
Также данная программа имеет цель социально адаптировать детей в новых социально – экономических условиях. В настоящее время особое место отводится воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время, человек становится личностью только в общественной, в совместной деятельности. И его воспитание не должно быть абстрактным, личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Социально - педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которых участвуют дети в рамках программы, основываются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для учащихся познавательных, социальных и духовных потребностях, так как цели и задачи проектно - исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность учащихся в рамках реализации этой программы направлена не только на повышение уровня знаний в определённых областях, не только на развитие речи, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс внеурочной деятельности «Путешествие в слово» педагогически целесообразен, так как способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учеников. В рамках урока не всегда удаётся увидеть способности и интерес учащихся к определённым видам деятельности, развить желание у детей к активной продуктивной деятельности, научить детей самостоятельной организации своего свободного времени. Познавательно - творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного сотрудничества одноклассников, что несомненно является воспитательным эффектом. Данная программа предусматривает участие любого ученика, детей с разным уровнем интеллектуального развития. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Этот курс может быть реализован как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Данная программа направлена на формирование готовности и способности детей к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Развитие всех видов речи (устной, письменной), познавательных способностей, умение общаться со сверстниками, с учителями наиболее актуально именно в начальной школе. На второй ступени обучения ребёнок уже должен уметь отстаивать свою точку зрения, уметь находить ответы на вопросы самостоятельно, получать необходимую информацию и преобразовывать её, пользуясь справочной литературой, современными информационными технологиями. Развитие учащихся происходит только в процессе деятельности. Как известно, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Следовательно, обучение должно строиться с позиции деятельностного подхода.
Данный курс позволяет выявлять склонности детей к тем или иным видам деятельности. Он формирует систему знаний, умений, навыков в избранном направлении, расширяет общий кругозор, коммуникативные умения школьников. Также он развивает опыт неформального общения, сотрудничества учеников.
Вся программа строится на следующих принципах:
- доступность, познавательность, наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- дифференцированный индивидуальный подход;
- психологическая комфортность.
В программе предусмотрены различные виды деятельности:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно- выработанным правилам).
Совместно - распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (составление проектов, написание мини-сказок, стихов).
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи: регулярная фиксация школьником своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. Привычка оценивать свое настроение важна и для ребёнка, она является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Цель и задачи курса
Цель данного курса: развитие устной речи и профилактика дизорфографии на основе комплексной системы развивающих занятий, а также формирование у младших школьников способов коммуникации, которые соответствуют принятым для определённой ситуации нормам и является эффективными.
Задачи:
- 1. На фонетическом уровне предполагается решение следующих задач:
- - развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);
- - развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
- - работа над слухоречевой памятью (развитие объёма слухоречевой памяти).
- 2. На лексическом уровне предполагается решение следующих задач:
- количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
- качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
- формирование культуры речи (избавление от слов – паразитов, искажённых, просторечных, жаргонных слов);
- развитие слогового анализа и синтеза;
- наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
3. На синтаксическом уровне предполагается решение следующих задач:
- усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
- обогащение фразовой речи учеников.
Система представленных на занятиях по развитию речи задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Описание места курса в учебном плане
Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 на курс внеурочной деятельности «Путешествие в слово» отводится 17 часов. 1 час в неделю во втором полугодии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из письменной формы в устную: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ выразительно читать и пересказывать текст слушателям;
∙ договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки, следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название раздела (главы) | Количество часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1-3 | Обучение орфографическому проговариванию | 3 | Упражнения в орфографическом проговаривании. Отличие орфографического и орфоэпического чтения. |
3-4 | Уточнение и расширение словарного запаса (синонимы, антонимы) | 2 | Рассказ о синонимах и антонимах. Нахождение в связном тексте слов близких по значению (синонимов). Игра с мячом «Скажи наоборот» |
5-7 | Устный диктант | 3 | Упражнения на кодирование/декодирование информации. |
8 | Многозначные слова | 1 | Работа со словарём (объяснение лексического значения многозначных слов). |
9 | Ударение в слове | 1 | Игры со словами - омонимами. Игра «Я редактор» (исправление ударений в словах). Упражнения на развитие дикции (скороговорки, пословицы). |
10-12 | Безударные гласные | 3 | Работа по расширению словарного запаса при подборе проверочных слов. |
13 | Родственные слова | 1 | Игра с мячом «Продолжи ряд слов». Шарады. Работа со словарём |
14 | Образование новых слов | 1 | Игры по образованию новых слов. Работа со словарем. |
15 | Занимательные правила | 1 | Мнемотехника. Знакомство с приёмами запоминания орфографических правил. |
16-17 | Словарные слова | 2 | Приём ассоциации при запоминании словарных слов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок - 1
Компьютер - 1
Мультимедийный проектор - 1
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи в соответствии с программой курса.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Рабочая программа курса.
Практические работы.
Наглядный демонстрационный материал.
Разработки игр, викторин, олимпиад.
Словари. Материал для проектно- исследовательской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Выготский Л.С. «Психология умственно-отсталого школьника», “Просвещение”, 1965г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема урока | Универсальные учебные действия | Формы контроля | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||||
1-3 | Обучение орфографическому проговариванию | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | текущий | 3 | 14.01.16. 21.01.16. 28.01.16. | |
3-4 | Уточнение и расширение словарного запаса (синонимы, антонимы) | Регулятивные: планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: формирование широкой мотивационной основы деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; | текущий | 2 | 04.02.16. 11.02.16. | |
5-7 | Устный диктант | Регулятивные: планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные: формирование широкой мотивационной основы деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; | текущий | 3 | 18.02.16. 25.02.16. 03.03.16. | |
8 | Многозначные слова | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | текущий | 1 | 10.03.16. | |
9 | Ударение в слове | Регулятивные: планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
| текущий | 1 | 17.03.16. | |
10-12 | Безударные гласные | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | текущий | 3 | 24.03.16. 07.04.16. 14.04.16. | |
13 | Родственные слова | Регулятивные: планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные: формирование широкой мотивационной основы деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; | текущий | 1 | 21.04.16. | |
14 | Образование новых слов | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | текущий | 1 | 28.04.16. | |
15 | Занимательные правила | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Личностные: формирование широкой мотивационной основы деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности; | текущий | 1 | 05.04.16. | |
16-17 | Словарные слова | Регулятивные: планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; | текущий | 2 | 12.04.16. 19.05.16. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
В основу программы заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной р...

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Художественное слово»
рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово" для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального образования для обучающихся с ЗПР....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово»
Цели программы:развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;включение обучающихся в культурно-языковое пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"...