Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
рабочая программа по чтению
Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennoe_slovo.docx | 387.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
«Рассмотрено» «Согласовано» на заседании МО зам. директора по УР учителей начальных классов _____Л.А. Лазарева протокол №_1 «30» августа 2020 г. от 29 августа 2020г. Председатель МО _____________Т.П. Гайдовская | Утверждена педагогическим советом школы Протокол от 30.08.2020 №1 Приказ директора школы от 30.08.2020 №582 __________ О.С. Серебренникова
|
«_____» ____________ 20__ г.
г. Нижневартовск
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Художественное слово»
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами изученияпрограммы являются:
- общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических ), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.
В коммуникативной сфере:
- Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
- Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
- Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
- умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.
В ценностно-ориентационной сфере.
- представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
- приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
- развитие чувства прекрасного;
- умение следовать плану в своём учебном труде
- Содержание программы.
4 класс (34 часа)
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1.Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, илиКое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9.О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22.Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слов, а уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26.Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.(1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27.Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».(1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковойпаронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28.Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология.(1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена?(1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32. Древнерусские имена.(1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33. Отчество и фамилия.(1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34.Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Приложение
к тематическому планированию
3.Календарно-тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | ||||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | 2.09 | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | 09.09 | |
3 | Звуки не буквы! | 1 | 16.09 | |
4 | Звучащая строка. | 1 | 23.09 | |
5 | Банты и шарфы. | 1 | 30.09 | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | 7.10 | |
7 | Кис- кис! Мяу!,или кое- что о звукоподражаниях. | 1 | 14.10 | |
8 | Имена вещей. | 1 | 21.10 | |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | 28.10 | |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | 11.11 | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | 18.11 | |
12 | Многозначность слова. | 1 | 25.11 | |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 2.12 | |
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | 19.12 | |
15 | Как возникают названия. | 1 | 16.12 | |
16 | Слова – антиподы. | 1 | 23.12 | |
17 | Фразеологические обороты. | 1 | 13.01 | |
18 | Словари «чужих» слов. | 1 | 20.01 | |
19 | Капитан и капуста. | 1 | 27.01 | |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | 3.02 | |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | 10.02 | |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | 17.02 | |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | 24.02 | |
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 | 2.03 | |
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | 09.03 | |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | 16.03 | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | 30.03 | |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | 6.04 | |
29 | Словарь- грамотей. | 1 | 13.04 | |
30 | Научная этимология. | 1 | 20.04 | |
31 | Какие бывают имена? | 1 | 27.04 | |
32 | Древнерусские имена. | 1 | 4.05 | |
33 | Отчество и фамилия. | 1 | 11.05 | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | 18.05 | |
Итого 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Удивительный мир слов"
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его по...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс
Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс
Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Вин...