4 класс. Учебно-методический комплект по русскому языку по теме: "Повторение. Имя существительное" (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ситдикова Айсылу Раефовна

Тема: Повторение. Имя существительное

Класс: 4

Тип урока: комбинированный.

Цель: закрепить общие понятия об имени существительном, умение определять род, склонение.

Планируемые результаты:

Предметные:

- усовершенствуют навыки распознавания типа склонения имени существительного по роду;

- закрепят знания про часть речи  Имя существительное;

Личностные:

- прививать интерес к родному языку, к данной части речи;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Оборудование: презентация,  учебник: Т. Г. Рамзаева,  Русский язык, 4 класс, 2 часть, карточки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку                                                                                                

Тема: Повторение. Имя существительное

Класс: 4

Тип урока: комбинированный.

Цель: закрепить общие понятия об имени существительном, умение определять род, склонение.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- усовершенствуют навыки распознавания типа склонения имени существительного по роду;

- закрепят знания про часть речи  Имя существительное;

Личностные:

- прививать интерес к родному языку, к данной части речи;

- научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Оборудование: презентация,  учебник: Т. Г. Рамзаева,  Русский язык, 4 класс, 2 часть, карточки.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный

≈ 1 мин

- Здравствуйте, садитесь.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2.

Мотивационный

≈ 6-7 мин

Словарная работа:

- Отгадайте загадки.

 1) Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен,

И бензином бак наполнен. (Автобус)

2) Листы бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

3) Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

4) Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет -

Последний лист отпадет (Календарь)

5) Белое, да не снег,

Вкусное, да не мед.

От рогатого берут

И ребятам дают. (Молоко)

- Как вы узнали отгадку? Что вам помогло отгадать загадку?

 1 человек у доски записывает ответы. Остальные в тетради.

- Запишите словарные слова, подчеркните орфограммы.

- Что общего у этих слов? (они все существительные)

- Как вы определили?

- Сделайте обобщение, что называют существительным?

(существительное – часть речи, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы Кто? Что?)

Отгадывать загадки

Записывать словарные слова, находить и подчеркивать орфограмму

Находить основание для классификации слов

Записывать словарные слова

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

≈ 10-14 мин

- Скажите, к какой большой теме вы перешли? (Повторение)

-Как вы думаете, какую часть речи мы сегодня будем повторять? (имя существительное)

- Какие задачи  поставим?

- Что мы умеем определять у имен существительных? (род, число, падеж, склонение)

- Как определить род существительного?

(поставить местоимение, выделить окончание)

Давайте мы с вами определим род у наших словарных слов. Над словом подпишите, какого рода слово. (м., ж., ср., м., ср.)

- Распределите в 3 столбика

(мужской род, женский род,  средний род) слова. (Ночь, огород, картофель, поляна, село, календарь, деревня и т.п.)

- Какой постоянный признак еще есть у существительных? (склонение)

- Сколько склонений существительных вы знаете? (3 склонения)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2-му? К 3-му?

Таблица:

http://eleklim.ucoz.ru/_si/0/03233207.jpg

- Назовите слова – помощники каждого склонения.

1-Страна, земля          2-окно, конь          3-степь

- Найдите в учебнике на с. 130,  упражнение 544.

Что  сказано сделать? (определите склонение существительных. Напишите их в три столбика – по склонениям)

Взаимопроверка:

1 столбик – библиотека, победа, оборона, сеялка, беседа, линейка.

2 столбик – календарь, горизонт, комбайн,  тепловоз, инженер, хозяйство, килограмм, председатель, лагерь, билет.

3 столбик – площадь, пристань, вещь, смелость, радость, тетрадь, сталь.

- У кого нет ошибок, поднимите руку. Молодцы!

Формулировать тему урока

Ставить цели урока

Определять род существительных

Классифицировать слова по признакам - по родам

Формулировать

 

Выполнять упражнение 544.

Находить в чужой и собственной работе ошибки; объяснять их причины

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы 

П: осуществляют по учебнику поиск информации;

4.

Физминутка

≈ 1-2 мин

- Сделаем небольшую разминку.

- Садитесь, продолжаем урок.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

5.

Решение частных задач

≈ 10-13 мин

- Прочитайте упражнение 547 про себя. Что нужно сделать? (прочитать, определить текст по типу речи, озаглавить)

- Прочитайте текст, озаглавьте. Спишите текст, вставляя пропущенные окончания.

- Выполняем самостоятельно упражнение 547.

На доске 3 человека выписывают предложения, где пропущена орфограмма.

- Укажите карандашом сверху склонение, падеж.

Вопросы к 3 ученикам у доски: какие существительные относятся к 1 скл? Ко 2-му скл? К 3-му?

- Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. (неизвестных)

- Как  проверим? (поставим после непроизносимого согласного (т) гласную букву, например, неизвестен; или поставить согласные – Н, Л, Р)

- Приведите примеры на это правило.

- Давайте устно закончим текст 2-3 предложениями. Для чего нужен календарь?

Выполнять упражнение 547.

Находить слова с орфограммами

Анализировать грамматические признаки имён существительных

Находить слова с определённой орфограммой 

Подбирать примеры с заданным правилом: непроизносимое согласное

Формулировать

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

6.

Информация о домашнем задании

≈ 0,5-1 мин

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упражнение 546. Спишите тест, подготовьтесь  к диктанту.

Записывать домашнее задание

Регулятивные, коммуникативные

7.

Итог урока

Рефлексия

≈ 5 мин

- Ребята, какая была тема нашего урока? Что мы повторили?

- Кто считает, что достиг целей урока?

- Как изменяются существительные?

Давайте мы с вами в парах заполним таблицу.

- Урок был трудный? Что именно?

- Спасибо за урок! До свидания!

Подводить итог урока        

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение. Имя существительное. Какие задачи поставим? Закрепить …. Применять … Узнать…

Слайд 2

Имя существительное – это ? Что это? Что обозначает? Отвечает на какие вопросы? Часть речи Обозначает предмет, Отвечает на вопросы: Кто? Что?

Слайд 3

Род существительного. Мужской ( м.р .) Женский ( ж.р .) Средний ( ср.р .)

Слайд 4

Мужской род Женский род Средний род Календарь Огород Ночь Поляна Село Море Дедушка

Слайд 5

Склонение существительных 1 склонение 2 склонение 3 склонение М.р . Ж.р . М.р . Ср.р . Ж.р . а я о е с Ь на конце Земля Конь, окно Степь

Слайд 6

1 склонение 2 склонение 3 склонение библиотека, победа, оборона, сеялка, беседа, линейка календарь, горизонт, комбайн, тепловоз, инженер, хозяйство, килограмм, председатель, лагерь, билет площадь, пристань, вещь, смелость, радость, тетрадь, сталь

Слайд 7

, ч асть речи обозначающая , предмет отвечающая на вопросы: м М ________ . Кто? Что?

Слайд 8

У имени существительного есть постоянные признаки: род склонение 1 скл . М. р. Ж.р . а я 2 скл . М. р. Ср.р . о е 3 скл . Ж.р . С на конце ь Женский Средний Мужской



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация Русского Языка по теме "Повторение сведений о падежах имён существительных"

Урок Русского Языка в четвёртом классе УМК "Школа России" по теме "Повторение сведений о падежах имён существительных"...

Презентация. 2 класс. Русский язык по теме "Повторение. Предложение"

Данная презентация составлена в форме путешествия для 2 класса по теме "Повторение. Предложение."...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....

Презентация к уроку русского языка на тему: "Повторение имени существительного" 4 класс

В этой презентации дано много разных видов работ по теме...

Технологическая карта и презентация для урока русского языка по теме "Повторение. Корень и орфограммы", 4 класс

Здесь представлены технологическая карта и презентация для проведения урока по русскому языку на тему "Повторение. Корень и орфограммы" для 4 класса; УМК Перспектива....