Памятка для работы над ошибками по русскому языку
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему

Использование памятки поможет ученику выполнить работу над ошибками в письменной работе. Необходимо после распечатывания материала выделить орфограммы зеленой ручкой так, как этого требует учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_raboty_nad_oshibkami_po_russkomu_yazyku.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для работы над ошибками по русскому языку ___________________________

1.        Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2.        Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Делай так: Звонок, ученик.

3.        Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель - 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4.        Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: Оси-на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5.        Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2

слова с этой орфограммой.

Например: Ель_, тень_, пень, коньки, мальчик, пальто.

6.        Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Малыши, карандаши, ежи, роща, туча_.

7.        Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2слова с этой орфограммой.

Например: Дочка, речка, мощный.

8.        Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например: Алфавит, азбука, портфель. Передай ритм слова с помощью стука.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так:      Сады - сад

                         волна – волны

                         червивый - червь.

     10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением

Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11.        Проверяемые согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: Морозы – мороз, ягода - ягодка.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12.        Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13.        Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например: Вьюга, листъя, соловьи.            Запомни! Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14.        Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную. Делай так: Группа, груп-па, групповой, подгруппа.

15.        Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ...).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

 Например: Слава нашей Родине!  Слава труду!

16.        Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

сущ.        глаг.

Делай так: Седые туманы                    к облакам.(Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

17.        Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например:  Поездка.

 Запиши 1-2 однокоренных слова, выделив в них корень

18.    Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь  

непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так:    Звезда, звёздочка, звёздный. Честь - честный.

19.        Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.

      Например:    Полетели, побежали, потянули;

отнёс, отбежал, отлетел.

20.        Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: Заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21.        Правописание   предлога   со   словом   (орфограмма - пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму - пробел.

                               Пр.

Делай так: К _   берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом.

Помни!    У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от _ берега.

22.        Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: Cъезд,  объявление, объем.

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23.        Мягкий   знак   ь   на   конце   существительных   после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, товарищ. Ночь (ж. р.), мощь, тишь.

24.        Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.

 Делай так: Водовоз, самолёт.

25.        Не с глаголом (орфограмма - пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                                глаг.                         глаг.                    глаг.

Например: Не _ пришёл, не _ выучил, не _ знал.

26.        Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ -   =,   = ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ -   =  и  = ].

27.        Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так:  На опушк е  (на земл е , 1 скл., П.п.),

на полянк е  (на земл е , 1 скл., П.п.),

у речк и (у земл и , 1 скл., Р.п.).

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: К лесу (какому ?) дальн ему - м.р., ед.ч., Д.п.).

29.        Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

пр.          пр.           пр.

Например: У _ нас, ко _ мне, с _ тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30.        Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Например: Пишешь, решаешь, читаешь (наст. вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31.        Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: Пишет – писать, глаг., I спр., (-е, -ут, -ют).

                   Ставит – ставить, глаг., II спр., (-и, -ат, -ят).

       32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [ =  - ], [ =  - ].

33.        Предложение с прямой речью.

       Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания. 

       Например:  

      Князь   печально   отвечает:    „Грусть-тоска   меня съедает".   А: „П. "  

       Или:  

      „А ты кем будешь на карнавале?" – спросил Мишка.   „П?" – а.

34.        Мягкий   знак   в   неопределенной    форме    глагола.  (-ться, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Например: Пытаться (н.ф., что делать,?);  беречь,_ (что делать?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...

Памятка " Как работать над ошибками по русскому языку" 2 класс

Проверяя работу в тетрадях по русскому языку, я выношу на поля номер, соответствующий ошибке. Пользуясь памяткой, дети учатся различать орфограммы и правильно выполнять работу над ошибками. Очень удоб...

памятка для работы над ошибками по русскому языку

Памятка как работать над ошибками.Лучше начинать работать над ошибками с 1 класса....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку.

Памятка предназначена для учащихся 2-3 классов для выполнения самостоятельной работы над ошибками по русскому языку....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку и предназначена для учащихся 1-4 классов. Удобна в обращении. Распечатав страницы, её очень легко превратить в книжку. Памятка ...

Памятка при работе над ошибками по русскому языку. 3 класс.

Памятка включает в себя все виды орфограмм, изучаемых в 3 классе. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками....