Прошедшее время глагола
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Горбунова Юлия Михайловна

Конспект урока по теме: Прошедшее время глагола. Настоящее время дети уже изучали, будущее ещё нет. Новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прошедшее время глагола69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изменение глагола по времени: прошедшее время. Роль глагола в речи»

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени.

Задачи: 
1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия о временных формах глагола.
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной  и фронтальной работы, воспитывать в учащихся познавательный  интерес, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие о глаголе; имеют представление о об изменении глаголов по временам; формировать навык; умеют находить  глаголов в тексте и употребление в речи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Выполнять правила работы в паре.
Личностные результаты: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Основные понятия: Глагол. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее время.

Оборудование: тетради, мультимедийная аппаратура, карточки с алгоритмами.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι.Мотивация

Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Михайловна. Сегодня урок русского языка у вас буду проводить я. А как вас зовут, я уже вижу. Вот мы и познакомились.

А ну-ка посмотри, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Коммуникативные: умение слушать и понимать других;

Регулятивные: умение мобилизовать силы и энергию;

Личностные: умение контролировать свои действия в соответствии с требованиями учителя;

ΙΙ.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

-Записываем в тетради:

Четырнадцатое апреля

Классная работа

Хором проговариваем, какая гласная пишется первой в слове апреля? Хором

А сколько букв с пишется в слове классная? хором.

Вижу дружный класс у меня сегодня.

Каллиграфия с орфографическим заданием (на доске буквы)

- Найдите букву, отличную от других:    

Е    О    И    М    Ю    У

 -Дайте ей характеристику. ( Согласная, непарная, звук обозначает звонкий мягкий или твердый)

Прописать на доске, проговаривая стихотворение:

-То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М, -
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.              
(С.Маршак)

МмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМ

Записываем слована букву М:

_осква,     _инск,     _ак,     _етро,    

- Какие слова вы написали с заглавной буквы? Почему?

3. Словарная работа.

Учитель вывешивает  карточки со словами на магнитную доску, дети записывают слова в тетрадь в столбик:

Д _ журный ,   м _  роз ,   _ дежда ,                     

 Проверка: вызванный к доске ученик, вставляет магнитные буквы.

Что это за слова, ребята? Почему мы вставляем в них буквы и никак их на проверяем? (это словарные слова)

 - Ребята, для чего мы учим словарные слова? ( Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

  - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

-А теперь измените эти слова так,  чтобы они отвечали на вопрос:  Что делать?

Все пишут у себя в тетради самостоятельно, а к доске я вызову кое-кого (шёпотом приглашает  учеников по очереди к доске)

дежурный – дежурить
мороз – морозить
одежда – одевать

 - Как назовем слова по парам, которые получились? (однокоренные)

-Совершенно верно.

А вот на следующий  вопрос вы должны ответить хором, но только по моему сигналу.  Слушайте внимательно:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Все расскажет нам ... (глагол)!
Молодцы! Вот это слово (вывешивает на доску слово «Глагол»)

А я продолжаю. Будьте внимательны

Ох, и хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», - кричит  сегодня.
« А вчера, - кричит, -  ушел.»
«Завтра , - скажет, - я  уйду!»
Позавидуйте ему!

На какое слово в этом стихотворении я сделала логическое ударение? (Время)

- Совершенно верно. И вот это слово (вывешивает на доску второе слово «Время»)

-А теперь мы попробуем  вами совершить невозможное. Оглянитесь-ка назад. А вот и не так. Оглянуться нужно не в пространстве, а во времени. А что значит оглянуться назад во времени? (Вспомнить то, что было….)

-А  когда это могло быть…? (вчера, в прошлом году)

- Правильно в прошлом, то есть нужно вспомнить, что уже прошло.

Ребята, а знаете в русском языке  то, что уже прошло, можно назвать одни простым словом ПРОШЕДШЕЕ (вывешивет на доску слово «Прошедшее»

- Давайте попробуем соединить в одно словосочетание три этих слова

Прошедшее время глагола.

Дописать к слову «Глагол» окончание А

- Вот вы и сформулировали сами тему нашего урока

 

Личностные: мотивация на целенаправленную познавательную деятельность; развитие умений каллиграфии

Коммуникативные: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной  задачей; оформление своих мыслей в устной форме;

Познавательные: извлечение информации из представленного тезиса; понимание заданного понятия;

Регулятивные: умение осуществлять выбор ответа на основе имеющегося опыта;

IΙΙ. Совместное открытие знаний.

Применение знаний.

А за это у меня для  вас сюрприз – задачки, которые приготовил для нас  сам дядюшка Глагол:

Он попросил меня прочитать вам одно маленькое стихотворение, а вы постарайтесь услышать в нём глаголы и записать их в красивы ровный столбик с прописной буква. Приготовились, начали:

Бросил в землю зерно Человек,
А 
укрыл его бережно Снег.
Дождь весною поля 
оросил –
У росточка 
прибавилось  сил
Вызвать на каждое слово по одному ученику.
В слове «оросил» проверить безударную гласной в корне, записать рядом проверочное слово!).

- Под столбиком давайте напишем вопрос, на который отвечают эти глаголы

Что сделал?

Ребята, а все те действия, о которых нам говорят эти глаголы, происходят сейчас или они уже произошли? (произошли)

То есть они заставляют нас оглянуться назад? (да)

Как вы думаете, в каком времени стоят эти глаголы? (в прошедшем)

А почему?  (они уже прошли)

А на какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?(Что сделал?)

А могут глаголы прошедшего времени отвечать на вопрос Что делать? (да)

Приведите примеры.

Давайте хором повторим вопросы глаголов прошедшего времени? (Что сделал? Что делал?)

-Какая буква стоит на конце вопроса? Л

-А теперь проверьте, есть ли буква Л на конце выписанных нами глаголов (есть)

-А кто-то может мне ответить, какой частью слова является эта буква (суффиксом)

- Вот этот суффикс вам подсказка, для определения времени глагола.

Есть в глаголе суффикс Л, значит это глагол прошедшего времени.

Повторить хором: Суффикс Л в прошедшем времени глагола.

Молодцы! А если представить, что из языка исчезли все глаголы, что бы произошло? Так нам нужны глаголы? А зачем глаголы прошедшего времени в речи? (обозначать прошедшие действия)

- Ого, смотрите-ка, ребята, что это за коробочка. Это кто-то из вас оставил? (нет)

А ну-ка, я посмотрю, что в ней.

Письмо какое-то.

«Юлия Михайловна! Передайте мои подсказки всем ребятам 2 класса. Дядюшка Глагол»

Ура, ребята, дядюшка Глагол прислал каждому из вас подсказки, чтобы вы могли правильно определять прошедшее  время у глагола: Но снача-ала будет, сейчас будет… физкультминутка.

Проводится физкультминутка

На каждое слово, отвечающее на вопрос «Что делала?» повторяйте движения вслед за мной.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

После физкультминутки раздать карточки-алгоритмы и прочитать его детям вслух пошагово.

Алгоритм - карточка

1 шаг - Прочти слово правильно.

2 шаг - Подумай, обозначает ли оно действие?

3 шаг – Да. Это глагол

4 шаг – Задай к слову вопрос?

5 шаг – Посмотри, есть ли на конце вопроса и глагола суффикс Л?

6 шаг - Есть, это глагол прошедшего времени

А какое время глагола нам ещё известно? (настоящее)

На какой вопрос отвечает это время глагола? (что делает?)

 Вот сейчас и потренируемся по нашим подсказкам. Откроем учебник и выполним упражнение.

Задание из учебника 3- 4 слова(выписываем слова, определяем время и образуем форму настоящего времени)

Молодцы.

- Ребята, дядюшка Глагол и я очень довольны вашей работой и поэтому теперь предлагаем поиграть в игру , которая называется «Аккуратный почтальон».

3 ряда – это 3 команды.

Глагол настоящего времени

Глагол прошедшего времени

Не глагол

    
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

- Ребята, но есть ещё одна хитрость у нашего дядюшки глагола. Сейчас вы мне попробуете сами рассказать, что это за хитрость

Выполняем часть задания в рабочей тетради на изменение по родам

(выписать глаголы, отвечающие на вопросы что делал? делала? делало?)

- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Регулятивные: умение контролировать и корректировать запись. осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: умение понимать информацию, представленную в форме алгоритма; пользоваться материалами учебника; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом:

Коммуникативные: умение осознавать устные и письменные задания как способ устного и письменного общения с учителем; участвовать в диалоге, в общей беседе, стараться строить свои высказывания;

Личностные:  положительное отношение к изучению русского языка, появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

IV. Закрепление знаний

Тест:

1. Что обозначают глаголы:

  • признак предмета;
  • предмет;
  • действие предмета.

2.Укажите строку, в которой приведены только глаголы:

  • Купание, находка
  • Рыбный, пушистый
  • Побелить, играть.

3. Укажите строку, в которой приведены глаголы только прошедшего времени:

  • Видел, играют
  • Знать, готовить
  • Пел, рисовал,

4. Можно ли выражать мысли без глаголов:

  • да
  • нет
  • не знаю

Правильные ответы на тест вывешиваются на доске.

Теперь поменяйтесь тестами и проверьте работы друг друга.

Что делал? Что  сделал? – что это за вопросы? (вопросы глагола прошедшего времени)

Какой суффикс есть в глаголах прошедшего времени?

Для чего в речи нужны глаголы прошедшего времени? (для обозначения действий, которые уже прошли)

Домашнее задание

Т с. 35 № 57

Познавательные:

умение строить логические цепочки рассуждений и доказательство; умения выполнять действия по алгоритму

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

V.Рефлексия.

И в завершение урока мы с дядюшкой Глаголом не можем вас отпустить просто так. Поиграем напоследок. Главное условие игры: только хором громко отвечать на все мои вопросы только одним словом «ДА!».

Договорились? (ДА!)

Мы глаголы изучали? (ДА!)

Что-то новое узнали? (ДА!)

Значит, будем много знать? (ДА!)

Время можем различать? (ДА!)

Всё прошедшее ушло? (ДА!)

На душе у вас светло? (ДА!)

Вы вернётесь сюда снова? (ДА!)

Передать привет глаголу? (ДА!)

Обязательно  ребята я передам от вас привет дядюшке Глаголу, а он вместе со мной не прощается с вами, а говорит вам: «До свидания!»

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные:

формируем умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прошедшее время глагола.

Урок русского языка в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века", цель которого создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации через формирование уни...

Урок "Прошедшее время глаголов" 4 класс

Урок "Прошедшее время глаголов" 4 класс...

Прошедшее время глагола

Задачи: обучающие – совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа, закреплять знания о написании глаголов на - чь; р...

Урок по русскому языку "Прошедшее время глаголов" 4 класс

Урок по русскому языку  в 4 классе 3 четверть по учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой с презентацией....

Урок русского языка 4 класс. Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов....

Глагол: "Прошедшее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация разработана к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме 2Прошедшее время глагола"....

Дидактическая игра по русскому языку "Настоящее и прошедшее время глагола"

Презентация анимированная. Задача учащихся определить куда отправить глагол -  в корзину - глаголы прошедшего времени и вкоробку - глаголы настоящего времени. Лишние слова "улетают"....