Урок "Прошедшее время глаголов" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку «Прошедшее время глаголов»
Автор: Рудакова Ирина Анатольевна
Место работы: ГБОУ СОШ №1324 с углубленным изучением иностранного языка
Должность: учитель начальных классов
Урок русского языка по теме: «Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени»
Цель:
• закрепить знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени; повторить правило о правописании слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне;
• развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение, речь учащихся;
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблицы, иллюстрации.
I. Соберём уже известную информацию о глаголе.
Игра «Блиц – опрос»
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
II.Повторение пройденного.
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите, определите у глаголов время, число, лицо.
- Чем похожи все глаголы в пословице? (Одинаковые морфологические признаки)
- Перечислите их. (Будущее время, 2 лицо, единственное число)
- Какой глагол лишний, почему? («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)
- Что называется начальной формой глагола? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?
- Измените глаголы с безударными окончаниями в начальной форме.
Запись: угадать, потерять (столбиком).
- Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать? (Основу начальной формы можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы -ть-, -ти-, -чь-)
Запишите рядом глаголы прошедшего времени и выделите основу.
угадать – угадал
потерять - потерял
Что заметили интересного? (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-).
III. Постановка цели урока.
Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.
Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.
Проверим вашу догадку, о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.
суффиксы, образующие слово - словообразующие
суффиксы, образующие форму - формоообразующие
- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?
- Дадим новое определение основы слова. Проверим правилом в учебнике стр.87
Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)
- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли?
мысл_л -
куш_л -
закле_л -
- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные, стоят в слабой позиции)
- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
ТАБЛИЦА. «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
IV.Первичное закрепление изученного( работа по карточкам)
Вставьте пропущенные суффиксы, напишите начальную форму, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род(Приложение 1)
1 группа. 2 группа.
пола_ла - … увид_л - ….
выдерж_л - … высуш_ла - …
выглад_ли - … замяук_ли - …
плак_ло - … сып_ло - …
Взаимопроверка.
V.Самостоятельная работа.
Тетрадь на печатной основе стр. 45 , №49
VI.Итог урока.
Карточки (дополните фразу) – приложение 2.
Прошедшее время глагола образуется от ________________________________________________при помощи суффикса____.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________________________________ перед суффиксом _______ .
VII.Домашнее задание: выучить правила, упр.70.
Приложение 1.
1 вариант. 2 вариант.
пола_ла - … увид_л - ….
выдерж_л - … высуш_ла - …
выглад_ли - … замяук_ли - …
плак_ло - … сып_ло - …
Приложение 2.
Вывод (дополните фразу)
1.Прошедшее время глагола образуется от ____________________________________
при помощи суффикса____.
2.В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________________________________ перед суффиксом _______ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс
Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу уроков является проблемным....
Презентация к уроку "Простое будущее время" 4 класс. Учебник М.З.Биболетова
Презентация к уроку 5 4 класс учебник М.З. Биболетова - содержит материал для фонетической и лексической разминки, грамматические задания и правила "Построение специальных вопросов"....
Время: Как человек научился считать время, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Как человек научился считать время"....
Решение задач на время.4 класс
Решение задач на время, повторение видов углов, и таблиц единиц длины, массы, площади....
Проверочная работа по теме "Время", 2 класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова
Проверочная работа по теме "Время" для 2 класса, система развивающего обучения Занкова. В работе два варианта, в каждом шесть заданий. Задание №1 (Реши задачу) обязательно для всех. Из остальных ...
Методическая разработка открытого урока по английскому "Простое прошедшее время" 4 класс
Методическая разработка открытого урока "Простое прошедшее время" включает в себя план-конспект к уроку и презентацию по уроку....
Контрольная работа "Будущее время" 4 класс по Биболетовой М.З.
Контрольная работа состоит из 6 заданий, которые включают в себя не только повторение грамматики, но и лексики. В работе используется лексика по теме: "Погода". Также есть задание на обобщение....