Статья "Зрительные диктанты в начальной школе"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Адыя Ольга Борисовна

помощь учителям начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование зрительных диктантов

 в начальной школе»

Несколько лет назад, только начиная работать в начальной школе, в одном из журналов я встретила описание методики проведения зрительных диктантов профессора И.Т.Федоренко.

Одной из целей проведения таких диктантов является формирование навыка беглого чтения. Используя данную методику уже несколько лет, я глубоко убеждена, что проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти и является хорошим подспорьем для развития орфографической зоркости.

Некоторые учителя используют зрительные диктанты во 2 классе, другие в третьем. На мой взгляд, наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в 1 классе, когда как никогда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Сначала я использовала только те наборы профессора И.Т.Федоренко. Потом стала составлять свои, подбирая не просто разрозненные предложения, а объединяя их в тематические группы. Очень хорошо подходят пословицы и поговорки, а также предложения со словарными словами. Может показаться, что это усложняет написание зрительных диктантов. Однако, опыт показывает, что ребятишки справляются с выполнением данного задания. Кроме этого решаются задачи развития речи.

При индивидуальной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, орфограммы в словарных словах выделяю красным цветом. Такой подход позволяет ученикам быстрее запомнить написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Существует методика профессора И.Т. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие- то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не

должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Рассмотрим их:

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра - начинается игра, ры-ры-ры - у нас в руках шары, ру-ру-ру - бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умеренно:

арка арца

арта арда

 арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь - парь-жарь

дверь - зверь - червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

 Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто "Риголетто".

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж)        чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд - с гласным [о], 3 ряд - с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего - четвертого слова - забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

В каждом диктанте имеются шесть предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.

Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и предлагает ученику записать его в тетради.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами - это уже ничего не дает.

Надо стремиться достигнуть скорости 80 - 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делаю замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в "Таблицу достигнутых результатов".

Ребенок должен видеть свои достижения!

Дата

Скорость

чтения

Количество

ошибок

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.

Всячески поддерживаю, одобряю и хвалю, особенно неуверенного в себе ребенка.

В заключение подчеркну, что постоянно применяя эти «учительские секреты», результаты техники чтения и правильное письмо каждого ребенка будут ощутимые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные диктанты в начальной школе по английскому языку

Словарные диктанты в начальной школе по английскому языку для проверки лексики в 1 четверти для 3 и 4 классов. Разработчик: учитель английского языка МБОУ г. Кургана СОШ № 41 Самкова С.В....

Математические диктанты для начальной школы.

Математические диктанты на разрезных карточках....

Математические диктанты в начальной школе

Возможные варианты математических диктантов по темам: «Нумерация»,«Сложение и вычитание чисел»....

Диктанты, изложения (начальная школа)

Диктанты, изложения (начальная школа)...

Распределительные диктанты в начальной школе

Без диктантов не обходится ни один учитель, обучая русскому языку. Это касается и обучения и в начальных, и в средних, и в старших классах. Современная методика может предложить разнообразные ви...

Входные контрольные диктанты для начальной школы

Входные контрольные диктанты для начальной школы (с 1 по 4 класс)....

Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы

Сборник заданий для устного счёта в начальных классах...