Распределительные диктанты в начальной школе
картотека по русскому языку на тему
Без диктантов не обходится ни один учитель, обучая русскому языку. Это касается и обучения и в начальных, и в средних, и в старших классах. Современная методика может предложить разнообразные виды диктантов. Учителя знают их. Я хочу остановиться на распределительном диктанте. На мой взгляд, он хорошо может помочь понять и усвоить новый материал, закрепить его. В моей методической копилке много заданий, которые используются при проведении такого типа диктантов. Это отдельная картотека. Карточки в ней сгруппированы по темам, разделам, классам. Обычно я начинаю проводить эти диктанты со II-III четверти 1 класса, с заданий связанных с изучением букв, звуков, слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_provedenii_raspredelitelnyh_diktantov_v_nachalnoy_shkole.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
О проведении распределительных диктантов в начальной школе
Без диктантов не обходится ни один учитель, обучая русскому языку. Это касается и обучения и в начальных, и в средних, и в старших классах. Современная методика может предложить разнообразные виды диктантов. Учителя знают их. Я хочу остановиться на распределительном диктанте. На мой взгляд, он хорошо может помочь понять и усвоить новый материал, закрепить его. Провожу его часто. В моей методической копилке много заданий, которые используются при проведении такого типа диктантов. Это отдельная картотека. Карточки в ней сгруппированы по темам, разделам, классам. Обычно я начинаю проводить эти диктанты со II-III четверти 1 класса, с заданий связанных с изучением букв, звуков, слогов.
Проанализировав программу по русскому языку, учебники 1, 2, 3, 4 классов, я пришла к выводу, что весь материал, поддается систематизации. На каждое правило теперь составлены отдельные карточки. Для работы над тем или иным правилом удалось подобрать от 1-го до 4-5 видов заданий. На карточках я записываю название темы, затем идет инструкция, в столбиках же учащиеся распределяют слова, которые диктую им вразброс.
Смысл всех инструкций подчиняется учебной цели, поставленной на уроке. Во многих случаях, составляя инструкцию, ставится не одна цель. Вернее было бы сказать так, ставится цель закрепить, повторить не одну, а две-три темы.
После выполнения упражнения у меня есть возможность проверить, кто из детей насколько прочно усвоил материал. Проверку удается провести быстро: один читает слова из столбика, а остальные дети проверяют. После этого обычно провожу работу над правилом.
Ниже приведу подборку заданий к наиболее важным темам. Слова к заданиям приводятся в готовом, т.е. в выполненном виде(чтобы облегчить учителю восприятие о характере материала, который отбирается для диктанта). А учителя нужно диктовать слова для записи спонтанно, как мы говорим «вперемежку», не так, как они даны ниже.
Раздел I. Фонетика, графика, орфоэпия
Карточка 1
Темы: «Гласные буквы», «Гласные звуки»
Инструкция: запиши в первый столбик гласные буквы, которые передают один звук, а во второй столбик - гласные, которые передают два звука
Один звук а о у ы и э
Два звука е ё ю я
Карточка 2
Темы: «Звуки», «Буквы», «Согласные буквы», «Согласные звуки», «Гласные буквы», «Гласные звуки»
Инструкция: запиши слева гласные буквы, справа- согласные
Гласные: а, о, у, ы, э, и,
Согласные: б, в, к, д, л, р, с
Карточка 3
Темы: «Гласные буквы», «Гласные звуки»
Инструкция: запишите в первый столбик слова, в которых гласная буква обозначает два звука, а во второй столбик – слова, в которых гласная буква обозначает один звук и указывает на мягкость впереди стоящего согласного.
Два звука | Один звук |
ель съел пью ёж пою | сел вёл мял пел спят |
Карточка 4
Темы: «Слоги», «Перенос слов»
Инструкция: запиши сначала односложные, затем двусложные и, наконец, трехсложные слова. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Один слог | Два слова | Три слога |
слон пень Дон сом вал | Оля сойка килька Тая ванна | осенний около талия осьминог |
Карточка 5
Темы: «Правописание глухих и звонких согласных в слове»
Инструкция: запиши слова в первый столбик, в которых происходит озвончение глухого согласного звука, а во второй - слова, которых происходит оглушение согласного звука.
Озвончение просьба молотьба рюкзак отжил вокзал сбил | Оглушение дуб пробка ловкий резкий рог лаз |
Карточка 6
Темы: «Звонкие и глухие согласные в середине слова»
Инструкция: сначала запиши слова, в которых требуется написание звонких согласных в середине слова, а затем – глухих согласных в середине слова.
Звонкие морозный могли резкий кувшин свадьба лезть буравчик | Глухие косьба могли молотьба кафтан лестница рюкзак анекдот |
Задание по своему характеру сложнее, чем все остальные, связанные с написанием звонких и глухих согласных, поскольку здесь учащиеся должны проявить знания по орфоэпии, грамматике. Знать о способности согласных звуков влиять друг на друга. Следовательно, здесь они столкнуться с различием в написании и произношении, что вызовет трудности. Каждое слово требует время на обдумывание, поэтому диктант следует проводить медленнее. Также его можно использовать в качестве индивидуальной работы с сильными учащимися
Раздел II. Словообразование
Карточка 1
Темы: «Состав слова», «Корень», «Суффикс», «Окончание»
Инструкция: запиши слова соответственно моделям
Корень+суффикс | Корень+суфф.+суфф | Корень+ окончание |
лесок снежок тракторист ключик сыночек | бежал купил морозил | сила флейты стадо луга книги |
Карточка 2
Темы: «Состав слова», «Приставка», «Корень», «Суффикс», «Окончание»
Инструкция: данные слова распределить по столбикам. Слова должны соответствовать схемам.
Приставка+корень | Пристав.+корень+суфф. | Корень+суфф.+оконч. |
залез подъезд поезд | перекрёсток обломок подстаканник подоклнник | глубина корчица горлица мерзкий |
Карточка 3
Темы: «Состав слова», «Приставка», «Корень»
Инструкция: сначала запиши слова, в состав которых входит приставка, а затем слова, в которых приставки нет. Для этого сначала выдели в словах корни.
Есть приставка | Нет приставки |
отторгнуть связал подушка охладить подчинение подъезд свергать сверху росчерк свесить | свинья охотник подхалим позвонок здоровье свежий сварливый сверчок позиция свёкла |
Раздел III. Морфология
Карточка 1
Темы: «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие признаки», «Слова, обозначающие действия» (1 класс)
Инструкция: слова, обозначающие предметы запиши в 1ый столбик, признаки – во 2ой столбик, действия – в 3ий.
предметы | признаки | действия |
клюква лицей облако медведь весло | высокий яркая целое осеннее большой свежая | дышать класть звонить платить ловить работать |
Карточка 2
Темы: «Части речи», «Имя прилагательное», «Имя существительное», «Глагол» (2 класс)
Инструкция: запиши сначала существительные, затем прилагательные, глаголы.
существительные | прилагательные | глаголы |
шмель картина ребенок тетрадь город сумка животное | тихий красное светлое твердый спокойный ручной скромная | сидеть дышать цвести расти кушать идти пить |
Карточка 3
Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Инструкция: запишите сначала одушевленные имена существительные, а затем неодушевленные.
одушевленные | неодушевленные |
хозяин мальчик корова жучок человек | герань торжество радость массаж олимпиада |
Карточка 4
Тема: «Собственные имена существительные»
Инструкции: запиши сначала имена, затем отчества, клички животных.
имена | отчества | клички |
Елена Софья Игорь Алексей Роберт | Ильинична Александровна Николаевич Максимович Саввович | Джек Кеша Трезорка Кузя Зорька |
Карточка 5
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
собственные | нарицательные |
Обь Пушкин Байкал Анна Павловна Лондон | горе человек кошка свет хотьба |
Каточка 6
Тема: «Род имён существительных»
Инструкция: распредели имена существительные по столбикам в зависимости от рода.
Женский род | Мужской род | Средний род |
ива девочка комната вешалка книга | капитан учитель палец ветер учебник | окно дитя ремесло весло море |
Карточка 7
Тема: «Число имен существительных»
Инструкция: выбери из предложений сначала имена существительные единственного числа, а затем – множественного. (Учитель диктует предложения, а учащиеся выбирают на слух)
1.Утреннее солнце лениво подымалось… 2.Председатель постучал карандашом. 3. Ведь были ж схватки боевые. 4.Северный ветер дышал стужей в тёмные окна. 5.Мелькают разъезды. 6.Женщины оказались на редкость приветливы. 7.Сосны вершинами машут приветливо. 8.Маленикие домики спят беспробудно. 9.Ночь была звездная. 10.Ямщики свистят по-степному.
Ед. число | Мн. число |
солнце председатель ветер ночь | схватки окна разъезды женщины вершины сосны домики ямщики |
Карточка 8
Тема: «Склонение имён существительных»
Инструкция: распредели имена существительные по столбикам в зависимости от типа склонения.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
диета батюшка дядя нота радуга | иней джаз диво горе дикарь | пыль тень ось дочь площадь |
Карточка 9
Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных»
Инструкция: выбери из предложений и запиши сначала имена существительные в именительном падеже, которые являются подлежащими, а затем имена существительные, которые являются второстепенными членами.
Охотники зажгли большой костер. В солнечный день ребята решили пойти на каток. Зимний морозец приятно щипал лицо. Метель занесла высокий дуб снегом. Путники перешли снежный перевал.
И. п. | В. п. |
Охотники ребята морозец путники метель | костер на каток дуб перевал лицо |
Карточка 10
Темы: «Глагол», «Неопределенная форма глагола», «Изменение глагола по временам»
Инструкция: запиши глаголы в неопределенной форме в 1ый столбик, прошедшего времени – во 2ой, настоящего – в 3ий, будущего – в 4ый.
Неопред. форма | Прош. время | Наст. время | Буд. время |
любить кормить стоять купить водить | кусал пахло решала висело оценила | страдает кипит спит страдает обнимает | Будет видеть запоёт подметёт будет гнать сходит |
Карточка 11
Тема: «Изменение глаголов по лицам и числам»
Инструкция: из данных слов выбери и распредели по столбикам глаголы в зависимости от лица и числа.
1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
спешим хворают дремлем шепчу болею | говоришь читаете пугаешь стираете печёте | мечтает собирают лепят купает стучит |
Тема: «Спряжение глаголов»
Инструкция: запиши глаголы 1го спряжения слева, а 2го – справа.
1-е спряжение | 2-е спряжение |
тереть катать колоть умывать | строить рубить держать слышать вертеть смотреть |
Система распределительных упражнений, о которых рассказывалось выше, предусматривает проверку знаний. Умений и навыков учащихся на трёх основных этапах изучения любой темы: первичное усвоение, последующее закрепление и активное оперирование усвоенным материалом. Это во-первых. Во-вторых, эту работу можно проводить на разных языковых уровнях, отражённых в названиях разделов. В-третьих, проведение такого вида диктантов даёт возможность рационально и эффективно использовать время на каждом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарные диктанты в начальной школе по английскому языку
Словарные диктанты в начальной школе по английскому языку для проверки лексики в 1 четверти для 3 и 4 классов. Разработчик: учитель английского языка МБОУ г. Кургана СОШ № 41 Самкова С.В....
Математические диктанты для начальной школы.
Математические диктанты на разрезных карточках....
Математические диктанты в начальной школе
Возможные варианты математических диктантов по темам: «Нумерация»,«Сложение и вычитание чисел»....
Диктанты, изложения (начальная школа)
Диктанты, изложения (начальная школа)...
Статья "Зрительные диктанты в начальной школе"
помощь учителям начальных классов...
Входные контрольные диктанты для начальной школы
Входные контрольные диктанты для начальной школы (с 1 по 4 класс)....
Учебно-методическое пособие "Математические диктанты" для начальной школы
Сборник заданий для устного счёта в начальных классах...