Игры на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Игры на уроках русского языка
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь ввиду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны по их направлению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Основные виды игр, которые используются в начальной школе на уроках русского языка, определены в методической литературе. Это загадки, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды.
Шарада - это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар+ус, фа+соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.
Первое слово над чайником тает,
Второе – у папы растет над губой.
А целое – ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой. (Парус)
Первое – нота,
Второе – то же.
А в целом –
На горох похоже. (Фасоль)
Начало – нота,
Потом – оленя украшенье.
А вместе – место
Оживленного движенья. (Дорога)
Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (Задача)
Анаграмма – это игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово (кот-ток, соль-лось).
Под тенью у меня
Вы летом отдыхаете,
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в один момент
Я в столярный инструмент. (липа-пила)
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во сне увидишь что угодно. (нос-сон)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу колесу.
Если слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу. (насос - сосна)
Как зонт, могу прикрывать я многих
И в летний зной,и в непогоду.
Но поменяй местами слоги –
Я превращусь в период года. (навес-сосна)
В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу (цапля-капля, карта-парта, сорт-борт-торт).
С Г- ее на винт накрутят,
С Л – конечно, лает,
С М – одежда,но не греет,
С З – от волка убегает.
(гайка – лайка – майка - зайка)
С буквой Г – я по небу лечу,
С буквой В –детишек лечу. (грач-врач)
С Г – я выше облаков,
С Н – прячу я в себе зверьков. (гора-нора)
С глухим шипящим – кругл, как мяч,
Со звонким – как огонь, горячий. (Шар - жар)
С Л – я слезы вытираю,
С Ж – я по лесу летаю. (лук - жук)
С Ы – мы мчим вас что есть мочи,
С У – мы ноги вам промочим. (лыжи-лужи)
Логогрифы – в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога (кран - экран).
Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь Э – тогда
В кинотеатре найдется. (кран-экран)
На голове барана и быка
Ты можешь их найти.
А ноту лишь добавишь –
По ней сумеем мы пройти. (рога-дорога)
С буквой Р-подземный житель,
Без нее – мышей любитель (крот-кот)
Мы взрослых и детей
В часы досуга развлекаем.
Но если нам прибавить Т,
Мы всех ужасно напугаем. (игры-тигры)
Омограф - загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога на другой.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение –
И превращусь в конфету. (Ирис- ирИс)
Ставь на первом ударенье –
Будет зданье, без сомненья,
А поставь ты на втором –
Сохранит оно твой дом. (зАмок- замОк)
Омоним –загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.
Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу. (ключ)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Дидактические игры на уроках русского языка
В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра....
Презентация "Игра на уроках русского языка"
Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...
Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»
Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...
игры на уроках русского языка
Учителям начальнах классов...
"Карусель" Обучающая игра на уроках русского языка и риторики.
"Мы играем не потому, что бываем детьми,но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть." К.Гросс. Я считаю, что игра всегда была и будет одним из самым эффективных приёмов обу...