Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "В словари-за частями речи!" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока "Русский язык"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата:
Школа:
Класс:
Студент: Никольская А.В.
Группа: 401нк
Учитель:
Тема урока «Проектная задача "В словари-за частями речи"»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.
Задачи урока Дидактические:
- формировать умение работать со словарями, искать и выделять необходимую информацию;
- создать условия для повторения понятия “словарь”, типов словарей.
Развивающие:
- развивать умения формулировать собственное мнение и позицию;
- развивать зрительную память при выполнении упражнений.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику и книгам.
Этап | Образ. цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидакт. средства и интеракт. оборудование |
Самоопр еделение к деятельн ости (1-2 мин) | Включен ие в учеб. деят-ть на личност но-значи мом уровне | Формы: фронталь ная, индивиду альная Словесн ый метод: беседа | Проверка готовности обучающихся к уроку - Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь. -А теперь откройте свои тетради, положите тетрадь правильно, запишите число-сегодня 26 апреля, классная работа. | Показывают готовность к уроку. | Л:Самоопределение; К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Пред: Знать правила русского языка при оформлении записи в тетради; уметь видеть орфограммы | Презентация |
Актуализ ация знаний и мотивац ия (4-5 мин) | Готовно сть мышлен ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й | Формы: фронталь ная, индивиду альная Словесн ый метод: беседа Практич еский метод: упражнен ие Проблем ный метод: подводящ ий диалог | -Запишем небольшой словарный диктант. -Автобус, берёза, ветер, воробей, ворона, герой, город, завтрак, заяц, иней. -как вы думаете, с помощью чего мы можем проверить словарные слова? -верно! Открываем словарь и проверяем по образцу. Подчеркиваем опасное место. -Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку. Если непонятно слово, Если, как писать, не знаю, Нету выхода иного – Эту книгу открываю. Здесь все четко, все правдиво... Что за книга? Вот уж диво! Нет, не диво, даже встарь Был составлен тот... | Записывают слова под диктовку -В словаре Проверяют записанные слова с помощью словаря Отгадывают загадку -Словарь | П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; П: Подведение под понятие; Пред: | Презентация |
Постано вка учебной задачи (4-5 мин) | Выявлен ие места и причины затрудне ния, постано вка цели урока | Формы: фронталь ная, индивиду альная Словесны й метод: беседа | -Предположите тему нашего урока? -Предположите, какие цели мы с вами должны поставить перед собой? -Совершенно, верно. | -«В словари – за частями речи» -Познакомимся со словарями, научимся работать со словарями. | П: Осознанное построение речевого высказывания; самостоятельное формулирование познавательной цели. Р: Целеполагание; | Презентация |
"Открыт ие" нового знания (7-8 мин) | Построе ние детьми нового способа действи й и формиро вание способн ости к его выполне нию | Формы: фронталь ная, индивиду альная Словесн ый метод: беседа | -Ребята, скажите, что такое словарь? -Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. -Какие виды словарей вы знаете? -Вы можете подойти и посмотреть словари. -Давайте вспомним какие части речи мы изучили. -что вы знаете о имени существительном? -что такое глагол? -что такое прилагательное? | -Словарь – это источник информации, в котором собраны устойчивые выражения с понятиями. -Толковый словарь, орфографический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов. -Имя сущ-е, прил-ное, предлог, глагол, местоим-е -Имя сущ-е – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?» -Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» -Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на | П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Пред: Знать способ определения числа прилагательного. | Презентация Учебник: стр. 92 |
-что такое синонимы? Приведите примеры. -что такое антонимы? Приведите несколько примеров - Что такое однокоренные слова? Динамическая пауза | вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». -Синонимы, это слова, которые произносятся и пишутся по – разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Смелый – храбрый. -Антонимы – это слова, которые имеют противоположные лексические значения. Добрый - злой, большой - маленький, жара - холод. -Однокоренные слова - слова, которые близкие по значению и имеют одинаковый корень | |||||
Первичн ое закрепле ние (4-5 мин) | Усвоени е нового материа ла. | Формы: работа в парах, фронталь ная Словесны й метод: беседа Наглядны й метод: просмотр способа действия | -Сегодня мы с вами будем работать с 6-ью словарями: толковым, орфографическим, словарем синонимов /антонимов, орфоэпическим и словарем однокоренных слов. -Ребята, а умеете ли вы работать со словарями? -Откройте учебники на стр. 114. -Сейчас вы будете работать в группах и разрабатывать проект. -А что же такое проект? | Слушают учителя -Да -Проект — это самостоятельное, развёрнутое решение группой учеников какой - либо проблемы научно - исследов-го, творческого/практического | П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Пред: Уметь склонять имена прилагательные. | Учебник: стр. 92 упр. 158 |
-Совершенно, верно. -Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним правила работы в группе. - Совершенно, верно. | характера. -Работаем вполголоса, чтобы не мешать другим, в группе работают все, выслушиваем мнение каждого. | |||||
Самосто ятельная работа с самопров еркой (4-5 мин) | Интерио ризация нового способа действи й, индивид уальная рефлекс ия достиже ния цели, создание ситуаци и успеха | Формы: индивиду альная Практич еский метод: самостоят ельная работа. | -Работаем мы как обычно, в группах по 4 чел-ка. -1 группа – у вас будет работа с толковым словарем; 2 группа – орфографический словарь; 3 группа – словарь синонимов; 4 группа – словарь антонимов; 5 группа – орфоэпический словарь; 6 группа – словарь однокоренных слов. -Сейчас я даю вам минутку, чтобы вы ознакомились с заданиями и задали вопросы. -У кого есть вопросы? -Словарики в конце учебника. Все нашли свой словарь? -На выполнение этой работы у вас есть 15 минут. Листы для работы я вам раздала. Постарайтесь сделать ваш проект не только познавательным, но и творческим. -Приступайте. -Заканчиваем. | Делятся на группы Принимают установку учителя. -Нет. -Да. Выполняют работу. | П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Пред: Уметь склонять имена прил-ые . | Раздаточный материал, учебник: стр. 93 упр. 159 |
Включен ие в систему знаний, повторен ие (7-8 мин) | Включен ие «открыт ия» в систему знаний, повторе ние и закрепле | Форма: фронталь ная, индивиду альная, парная | -Давайте начнем проверять. -Первая группа, вы работали с каким словарем вы работали? -Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово? | -С толковым словарем. -Смекалка - сообразит-ть, догадливость, способность быстро понять, смекнуть. Имя существительное. | П: Обобщение и структурирование знаний в речи К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; | Презентация |
ние ранее изученн ого. | -Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову? Догадливый, сообразительный, смекалистый. -Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. -Молодцы! Вторая группа. С каким словарем вы работали? -Найдите в словаре имена сущ-ные – названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ. -Третья группа. У вас был словарь синонимов. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов. -Какие из записанных имен прилагательных вы чаще употребляете в речи? -Составьте предложения со словами любой пары синонимов. Отлично. | -Смекалистый. -Хоть моему брату всего три годика, но он очень смекалистый. -С орфографическим словарем. -Деревья: береза, осина, яблоня. -Ягоды: земляника, малина, ягода. -Овощи: капуста, морковь, щавель. -Фрукты: яблоко. -Голубой – лазурный, жёлтый – золотой, зелёный
васильковый, фиолетовый
-Голубой, желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, фиолетовый. -У неё были большие | Пред: Уметь находить и определять число имен прилагательных. |
-Четвертая группа работала со словарем антонимов.
Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать – мешать, одобрять – осуждать. -Составьте предложения со словами любой пары антонимов. Замечательно. -Пятая группа. Найдите слова – названия людей по роду их занятий. -К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены?
| васильковые глаза. 1. Встречать – провожать, хвалить – ругать, говорить – молчать, любить – ненавидеть, радовать – огорчать. 2. Помогать – содейств-ть чему-то. Мешать - создавать препятствия, помехи. Ободрять – признавать, принимать, соглашаться. Осуждать – порицать, не соглашаться. -Мы любили встречать поезда. -Орфоэпический словарь. -Директор, директора. Инженер, инженеры. Столяр, столяры. Шофер шоферы. -Эти слова относятся к именам сущ-ным. Они употреблены в ед. и мн. числах. -Зима, зимний, зимовье, зимовать. -Зимним днём ребят ждут веселые забавы во дворе |
Рефлекси я деят-ти (2-3 мин) | Самооце нка результа тов деятельн ости, осознан ие метода построе ния, границ примене ния нового знания | Форма: фронталь ная, индивиду альная Словесн ый метод: беседа | Ваше домашнее задание будет творческим. Составить свои задания по любому из словарей. Красиво их оформить, и мы создадим свои задания по разным словарям. -Скажите, как называлась тема нашего урока? -какую цель мы ставили вначале урока? Достигли ли мы ее? -Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! -Продолжите фразы на слайде: На уроке я узнал… У меня получилось… У меня не получилось… Урок окончен. Спасибо за работу | Записывают домашнее задание -Проект «В словари - за частями речи» -Познакомиться со словарями и научиться с ними работать. Да Анализируют свою деятельность на уроке. | П: Доказательство качества выполнения задания; К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Пред: Уметь грамотно построить свою речь | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России». Класс 1.
Материал к уроку обучения грамоте по изучению буквы Ж....
Технологическая карта по русскому языку "Глагол как часть речи" (УМК "Школа России 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:1) формировать умение распознавать глаголы;2) форм...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о частях речи.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение определять части речи;Формировать умение списывать и пров...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"
Цель урока: формирование понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с глаголом как частью речи;Учить находить глаголы ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)
Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...
Технологическая карта урока русского языка "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" 3 класс, УМК: Школа России
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий о новой части речи «Местоимение», его значении и употреблении в речи.Задачи урока Дидактические:1. Формир...
Технологическая карта урока математики "Величина и ее часть" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умения определять часть величиныЗадачи урокаДидактические:формировать умение определять время по часам;формировать умение находить часть величины.Развиваю...