Урок по русск.яз. 3класс Изменение имен прилагательных по родам в ед.ч
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему
конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_3sht.docx | 14.39 КБ |
konspekt_uroka.docx | 22.93 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция:
1. Прочитайте словосочетание;
2. Определите род имён существительных, надпишите.
3. Задайте вопрос к именам прилагательным;
4. По роду имён существительных определите род имён прилагательных, надпишите.
5. Выделите у имён прилагательных окончания.
6. Составьте схему-правило по вашему роду (впишите нужные слова).
Алгоритм рассуждения:
1. Мы работали со словосочетанием…
2. По … роду имени существительного определили род имён прилагательных. Это …. род.
3. Мы узнали, что в …. роде имена прилагательные отвечают на вопрос ______________ и имеют окончания__________________.
Предварительный просмотр:
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ (В ЕД.ЧИСЛЕ) 3 класс
Педагогическая цель: содействовать формированию навыков определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по родам, наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы и рода имени существительного.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий; решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные результаты: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народы, культур и религий; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, имеют представление о причинах успеха в учебе, осознают роль языка в речи и жизни людей.
УУД (метапредметные): Познавательные – осуществляют поиск необходимой информации в учебном тексте; Логические - осуществляют сравнение, делают выводы.
Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Коммуникативные – проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Основное содержание темы, понятия, термины: Имя прилагательное, Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний), Ударные и безударные окончания имен прилагательных, Словосочетание.
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» В.П.Канакина , таблица «Изменение имен прилагательных по родам».
ХОД УРОКА.
I. Орг.момент (Пальчиковая гимнастика, запись числа, кл.работа)
Вводная беседа:
- В природе наступила чудесная пора. А какая, вы назовете сами:
ТАЕТ СНЕЖОК, ОЖИЛ ЛУЖОК.
ДЕНЬ ПРИБЫВАЕТ. КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (ВЕСНОЙ)
Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает от зимнего сна. И я надеюсь, что сегодня на уроке весна вам прибавит легкости, уверенности в том, что у вас все получится.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте слоги (на доске): ПОД, ПЕЛЬ, КА, СНЕЖ, СОЛ, НИК, ТЁП, НЦЕ, ЛОЕ.
- Какие слова можно составить из данных слогов:
КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ТЁПЛОЕ.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Эти слова являются признаками какого времени года? (Весны)
- Объясните лексическое значение слова «ПОДСНЕЖНИК» (Это первый весенний цветок)
- Правильно. Существует древняя легенда об этих цветах: Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды.
А сейчас давайте вернемся к русскому языку и разберем слово ПОДСНЕЖНИК по составу. (ученик у доски, остальные – в тетради)
- Назовите лишнее слово (ТЕПЛОЕ). Почему? (это имя прилагательное , а остальные слова – имена существительные).
- Определите род и число данных имен существительных. (КАПЕЛЬ –Ж.Р., ПОДСНЕЖНИК – М.Р., СОЛНЦЕ – СР.Р. ЕД.Ч.)
- Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)
III. Постановка проблемной ситуации.
- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали лишним. (ТЕПЛОЕ)
- Определите род этого слова. (Не можем)
- Почему возникло затруднение? (другая часть речи – имя прилагательное)
- А могут ли изменяться имена прилагательные по родам? Предположите какова тема сегодняшнего урока? (ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ) (вывешиваю тему на доску)
- Ребята, определите свои знания по этой теме на ЛЕСЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ с помощью человечков. (выходят, прикрепляют в начало)
- Что бы вы хотели узнать по этой теме? (НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОД ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)
- Сегодня мы и попытаемся достигнуть этой цели.
IV. Гимнастика для глаз.
V. «Открытие» нового знания.
- Какой частью речи является слово «ТЕПЛЫЙ»? (Именем прилагательным)
- Что вы уже знаете об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Связаны с именем существительном, украшают нашу речь, выделяют волнистой линией, может изменяться по числам)
- А вот могут ли изменяться имена прилагательные по родам, вам сейчас предстоит это выяснить в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах (работаем дружно, не ссоримся, выслушиваем мнения каждого участника группы, не перебиваем друг друга).
У каждой группы есть пошаговая инструкция по выполнению задания, само задание и алгоритм рассуждения выступающего.
Выбираем следящего за временем и выступающего от вашей группы. Начинайте работу. (7 минут)
(По мере выступления открывается таблица изменения имен прилагательных по родам).
- Какой признак взяли имена прилагательные у имен существительных? (РОД)
- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? (ДА)
- Всегда ли у имен прилагательных одинаковые окончания? (НЕТ)
- От чего это зависит? (От рода, в котором находится это имя прилагательное)
Давайте вернемся к прилагательному «ТЕПЛОЕ». Можете ли вы сейчас определить род этого слова? (ДА, надо задать вопрос (какое?) и по окончанию -ое узнать, что это средний род)
- Укажите в тетрадях род этого слова.
VI. Первичное закрепление.
1) с.72,73 правило, таблица.
2) Игра «Найди пару»
У каждого из вас слово, определите его часть речи. Поднимите у кого, имена существительные, имена прилагательные.
Сначала называем существительное, а к нему подбираем имя прилагательное.
3) Работа по учебнику: с.73 упр.126. (по цепочке с места, запись в тетрадях)
VII. Рефлексия.
- Какая тема урока?
- Достигли целей урока?
- Самоанализ учеников.
- Определите с помощью своих человечков уровень достигнутых вами знаний на сегодняшнем уроке.
Дом.задание. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОД, ПЕЛЬ, КА, СНЕЖ, СОЛ, НИК, ТЁП, НЦЕ, ЛОЕ КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ТЁПЛОЕ .
КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ТЁПЛОЕ .
ТЁПЛЫЙ
Изменение имён прилагательных по родам мужской род как ой ? как ая ? как ое ? женский род средний род - ОЕ, -ЕЕ - АЯ, -ЯЯ - ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ
ТЁПЛЫЙ
Домашнее задание : с.72-73 повторить правило, р.т . с.47 упр.103 или упр.104 (на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
Урок русского языка на тему: "Изменение имен прилагательных по родам и числам"
Можно использовать в различных УМК....
Урок русского языка " Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Изменение имени прилагательного по родам"
Урок-закрепление....
Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).
Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по родам"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об изменении имен прилагательных по родам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением им...