Обеспечение в тренировочной работе формирования у учащихся умения определять падеж.
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

   В системе обучения орфографии знание падежей и умение их определять позволяет школьнику сознательно контролировать свои действия при решении орфографической задачи (правильное написание падежного окончания имени существительного).
    Решить задачу во время письма экономнее путём подставки проверочного слова, но потом доказать своё решение ученик должен уметь и вторым способом: указать падеж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obespechenie_v_trenirovochnoy_rabote.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение в тренировочной работе

формирования у учащихся умения определять падеж.

       В системе обучения орфографии знание падежей и умение их определять позволяет школьнику сознательно контролировать свои действия при решении орфографической задачи (правильное написание падежного окончания имени существительного).

    Решить задачу во время письма экономнее путём подставки проверочного слова, но потом доказать своё решение ученик должен уметь и вторым способом: указать падеж.

    В качестве средства опознания предполагаются вопрос и предлог, к ним добавляются ещё и слова – подсказки, благодаря им облегчается запоминание падежей.

     Для определения падежа необходимо выполнять следующие действия:

  1. Найди то слово, которое именем существительным командует.
  2. Задай от слова – командира нужный вопрос.
  3. Узнай и назови падеж.

     Отработка такого способа действий приучает детей ставить смысловые вопросы к существительным. Самой удобной языковой единицей для тренировки в установленной связи слов является словосочетание.  

Пример:

1. Наблюдение за изменением имени существительного лиса.

  Учитель читает предложение о лисе. Вызванный к доске ученик записывает только слово лиса в той форме, в которой оно встречается в предложении.  

 В лесу живёт лиса. У лисы пушистая шубка. К лисе близко подойти невозможно, так как она хорошо слышит. Я видел лису только в зоопарке – долго любовался лисой.  В книге я прочитал много  интересного о лисе.     

      Затем учитель во второй раз читает эти предложения. В том месте, где встречается существительное лиса, учитель делает паузу, а  ученики, ставя вопрос по смыслу, называют это слово в той форме, в которой оно стоит в этом предложении.

     В нашем лесу живёт (кто?) лиса. Пушистая шубка у (кого?) лисы. Подойти невозможно к (кому?) лисе. Я видел в зоопарке (кого?) лису – и долго любовался (кем?) лисой. В сказке я много читал (о ком?) о лисе.

   Приписав к каждому слову вопрос, учитель спрашивает у учеников:

 -  При изменении существительного лиса по вопросам, какая часть слова изменяется? (Окончание.)

2. Наблюдение за изменением существительного  весна.

     Аналогичную работу проводят с существительным весна.

- Как изменялись существительные весна и лиса? (По вопросам.)

- При изменении существительных по вопросам, какая часть слова изменялась? (Окончание.)

- Как называется изменение имён существительных по вопросам? (Чтение правила из учебника).

3. Составление опорного конспекта.

и                          по                                с

з                      падежам                          к

м                                                              л

е                                                               о

н                                                              н

я                                                              я

ю                                                             ю

т                                                              т

с                                                              с

я                                                              я

4. Знакомство с названием падежей.

 - Для того, чтобы удобно было ставить вопрос к именам существительным, люди их разбили на 6 групп и каждой группе дали имя. Так и получились падежи:

  • именительный;
  • родительный;
  • дательный;
  • винительный;
  • творительный;
  • предложный.

 

Сказка Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:

 Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать

именительный.

        Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

        Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

        Он был ещё и большим озорником, за всякие его проделки его винили, и он стал винительным.

        Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным.

         Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

… У падежей как–то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

- Указываем на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды) и так далее.

       

- Прочитаем о них в таблице учебника.

- Какие вопросы взял себе именительный падеж? (кто? что?)

- Родительный (кого? чего?) и т.д.

Учитель прикрепляет к словам на доске названия падежей в сокращении.

И. кто? что?                 лиса, весна

Р. кого? чего?              лисы, весны

Д. кому? чему?           лисе, весне

В. кого? что?              лису, весну

Т.  кем? чем?              лисой, весной

П.  о ком? о чём?       о лисе, о весне

- Есть ли падежи, у которых совпадают вопросы? (В родительном и винительном падеже (кого?); в именительном и винительном (что?)

- Помните! Определить падеж существительного более точно можно только при помощи двух вопросов.

5. Составление опорного конспекта. 

и          по                         с                                И. кто? что?

з       падежам                  к                                Р. кого? чего?

м                                       л                               Д. кому? чему?

е                                       о                                В. кого? что?

н                                       н                                Т. кем? чем?

я                                       я                                 П. о ком? о чём?

6.  Наблюдение над предлогами.

- Рассмотрите таблицу в учебнике.

- С какими падежами употребляются данные предлоги?

 Работа на доске.

  Предлоги ничего не обозначают, но имеют большую силу. Они связывают по смыслу имена существительные с другими частями речи в предложении.

 - Прочитайте предложения на доске и вставьте предлоги по смыслу.

..рекой летят птицы. Лодка плывёт … реке. Вчера мы ходили … реку. Мальчики купались … реке.

- Но и предлоги живут по своим законам. Каждому падежу соответствует своя группа предлогов.

7. Составление опорного конспекта.

И. кто? что?

Р. кого? чего?                      от, до, из, без, у, для, около

Д. кому? чему?                    по, к

В. кого? что?                       в, во, на, в, за, про, через

Т. кем? чем?                        с, со, за, под, над, между, перед

П. о ком? о чём?                 о, об, в, на, при

 

8. Употребление предлогов, определение рода и падежа.

 Словарная работа.

     Из метро, по городу, над деревней, за народ, за завтраком, перед девочкой, с карандашом, над картиной, по квартире, с одежды.

  Отработка способа действий, необходимого определения падежа, происходит непрерывно на протяжении третьего (III четверть) и четвёртого классов.

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация- тренажёр: определи падеж существительного

Данная презентация содержит тренажёр для обучения определению падежа имён существительных....

3-4 класс. Интерактивный тренажёр «Определи падеж имени существительного»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3189080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"351","width":"469"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3189081","at...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Формирование умения определять склонение в именах существительных

Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный те...

Конспект урока “Формирование умения определять падеж имен существительных”

Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...

Презентация к уроку русского языка "Формирование умения определять падеж имён существительных".

Цель урока: Развитие умения определять падеж имен существительных, умение правильно употреблять имена существительные в речи. Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной ф...

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить характер недостающей информации

Обучающие задания по работе с информацией, направленных на формирование умения ориентироваться в источнике информации; умения определить характер требуемой информации и извлечь ее; умения определить х...