Урок закрепления и открытия новых знаний «Язык – главный помощник в общении» , русский язык, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».
Задачи урока:
Личностные:
- осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;
- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Предметные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;
Метапредметные:
Познавательные:
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
- использовать словари для нахождения нужной информации.
Регулятивные:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_yazyk_-_glavnyy_pomoshchnik_v_obshchenii.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок закрепления и открытия новых знаний
«Язык – главный помощник в общении»
3В класс, учитель Малышева Е.В.
Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».
Задачи урока:
Личностные:
- осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;
- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Предметные:
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;
Метапредметные:
Познавательные:
- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;
- использовать словари для нахождения нужной информации.
Регулятивные:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть, начинаем наш урок! (Презентация.)
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
(К.Д.Бальмонт).
- Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.
II. Актуализация знаний.
- Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.
Работа по учебнику.
Упр. 36, с. 31 – минутка чистописания.
- Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
(А.Н.Толстой).
- От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).
III. Словарная работа.
- Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).
Минус- плюс, огонь- вода,
Дерзкий- осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны. (В. Синицын).
Синонимы близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!
- Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое изучаются в разделе «лексика».
- Запишите слова в алфавитном порядке:
Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.
- Закончите определения:
Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… (синонимы).
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… (антонимы).
Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… (омонимы).
- Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).
- А что такое словосочетания?
- Замените словосочетания одним словом – синонимом (дети записывают в тетрадь):
Очень сильный дождь - … (проливной), очень тёмные тучи- … (мрачные), очень неаккуратный вид - … (неряшливый).
- Спишите, заменив прилагательные антонимами:
Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.
(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).
- Почему в предложениях мысль выражена не точно:
Принесите лук. (Овощ или оружие?).
Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).
- Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:
Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.
III. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?
-Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).
-Назовите лексическое значение слова.
-Составьте предложение с этим словом.
-Слово имеет и переносное значение. Колыбель- место возникновения, зарождения кого – либо «Возвращаются птицы в лесные свои колыбели…» - в каком значении употребляется слово?
-Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.
-Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.
-Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.
-Запишите под диктовку.
Всё она
Колыбель вам кто качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки кто дарит?
Мама золотая.
И. Косяков
-Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? (Золотая мама.)
Работа по учебнику С.31
-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? (Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей.) Нам это тоже знакомо.
-Чем занимаются учёные лингвисты?
-Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? (Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).
IV. Первичное закрепление знаний.
Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.А.Есенина):
С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)
VI. Самостоятельная работа.
Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».
(Выборочная проверка).
VII. Физкультминутка.
Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.
VIII. Закрепление изученного материала.
- Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?
- Что такое определить лексическое значение слова?
- Что такое переносное значение слова?
- Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?
- На что нужно обращать внимание при написании сочинения?
IX. Подведение итогов урока.
- Кому сегодня было трудно?
- Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
Х. Рефлексия.
- Кто доволен своей работой?
- Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?
XI. Задание на дом.
Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).
- Спасибо за работу на уроке! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа №2 "Язык-главный помощник в общении", 3 класс
Проверочная работа №2 "Язык - главный помощник в общении", 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок «открытия» нового знания Сравнение дробей. Урок математики в 4-м классе
Знания, добытые самими учащимся закрепятся прочно и надолго. Урок будет интересен не только для начальной школы, но и учителям математики 5 классов...
План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива
1. Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2. Тип урока: к...
План-конспект урока по теме: Главный помощник в общении – родной язык
План-конспект урока по теме: Главный помощник в общении – родной языкКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания...
Презентация по теме "Язык - главный помощник в общении" русский язык, "Перспектива" 3 класс
Учитель может использовать презентацию на этапе актуализации знаний учащихся по теме "Язык - главние средство общения", и даёт задание орфографической минутки....
Методические рекомендации к уроку. Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс
Методические рекомендации к уроку. Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс...
В мире общения. Русский язык 1 класс. Урок 1.
УМК Перспектива. Русский язык 1 класс. Урок 1 "В мире общения" стр.3-7. Наглябные пособия из учебника и рабочей тетради. Полный конспект-презентация к уроку....