Урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Соколова Людмила Вячеславовна

Тема урока: Личные местоимения

Предметные цели:  создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, познакомиться с группой личных местоимений; упражнять в определении лица, числа местоимений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lichnye_mestoimeniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Учебное занятие по русскому языку

 «Личные местоимения»

4 класс

(УМК «Начальная школа 21 века»)

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Личные местоимения

Предметные цели:  создать условия для формирования умений находить местоимения в тексте, познакомиться с группой личных местоимений; упражнять в определении лица, числа местоимений.

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;  осуществлять само- и взаимопроверку работ,  оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Составлять план выполнения заданий на уроках; воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:  формирование умения  ориентироваться в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах, использовать преобразование словесной информации в условные модели предъявлять результаты работы. Анализировать, сравнивать, группировать, активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Личностные:  сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слайд  Ребята, девизом нашего урока будут слова: Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Как вы думаете почему? Слайд  Как называются такие местоимения? На какой вопрос они отвечают.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд  Давайте вспомним,  как надо работать в группе.

Думать, рассуждать,  слушать друг друга,  работать дружно.

- Сегодня на уроке нам предстоит серьёзная и интересная работа. А результат работы вы будете фиксировать в оценочном листе.

Оценочный лист  

  1. Исследовательская карточка
  2. Работа в группе
  3. Индивидуальная работа
  4. Работа в паре
  5. Составление интеллект-карты
  6. Рефлексия

Рефлексия

Обсудите, что вы уже знаете  о местоимении? А для этого   заполните исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

1. Местоимения  не называют предмет, а – _________________________

2.Употребляется вместо-________________________________________

3.Местоимения отвечают на вопросы - ____________________________

4. Личные местоимения- _______________________________________

  1. Выявление места и причины затруднения

Слайд Вы ответили на все  вопросы? Кто догадался,  какая тема урока? Тема нашего урока: «Личные местоимения». Какие  цели вы поставите на этом уроке.

План урока

1. Какие личные местоимения.

2. На что указывают.

3. Как изменяются.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Выполните упр. 4 на с.163 и заполните таблицу (работа в паре)

Тот, кто говорит

Тот, кто слушает

Тот, о ком говорят

  1. Реализация построенного проекта

Давайте проверим ваше исследование. 

      1-е лицо                           2 –е лицо                              3-е лицо

Тот, кто говорит

Тот, кто слушает

Тот, о ком говорят

я, мы

ты, вы

 она

- Как называются такие местоимения?

- На что же указывают эти местоимения? (Они указывают на определенное  лицо или лица).

- Значит,  местоимения – существительные можно назвать личными.

Личные местоимения имеют 3 лица.

К 1 – му лицу относятся – я, мы.

Ко 2 –му лицу – ты, вы.

К 3-му лицу – он, она, оно, они.

  1. Физминутка двигательная
  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу и сделать вывод.

Карточка – помощник.

1 лицо

Ед. число: я — указывает на говорящего.

Мн. число: мы — указывает на группу лиц, включая говорящего.

 2 лицо

Ед. число: ты — указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

Мн. число: вы — указывает на группу лиц вместе с собеседником.

 3 лицо

Ед. число: ононаоно — указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

Мн. число: они — указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч.

1-е

2-е

3-е

  1. Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону

Прочитай предложения. Какие слова вы поставите вместо точек?

1группа

  1.  ____ люблю русскую берёзу.
  2. Недавно _______ были в берёзовом лесу.
  3.  Ваня,  ______ молодец! Столько подберёзовиков  нашёл!
  4. А ______, сколько нашли?

2 группа

1) Вот выглянуло солнце из-за тучи.  ______ осветило землю.

2) Вот на ветку дерева села ворона. _______ громко закаркала.

3) На другой ветке сидел воробей. _______чистил свои пёрышки.

4) Мы любим наблюдать за птицами, _____ помогают нам узнавать новое.

3 группа

      1) Знаете ли _______, что люди издавна употребляют в пищу цветы.

      2) В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ______  очень душистое.

      3) А в Китае варят лилии в молоке. ______ придают блюду особый аромат.

      4) В Индии любят компот из цветков банана. ______ полезный и приятный на вкус.

9. Включение в систему знаний и повторение

-Ребята, я предлагаю вам составить интеллект – карту, в которой  главное  слово – местоимение.  Поделитесь своими мыслями с ребятами.

Защита работы

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Достигли мы поставленных целей? Слайд

- Что    у    вас    получилось лучше всего?

- В чём  испытали  затруднения?

Оцените свою работу. Выберите смайлик.

     Я понял, что такое личные местоимения,

 и могу это объяснить одноклассникам.

   Я понял, что  такое личные местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

  Я не совсем понял, что такое

личные местоимения.

Подсчитайте количество набранных баллов за урок в оценочном листе и выставите оценку.

Мне очень понравилось,  как вы работали. Вы были активны, внимательны, старались, а самое главное вы работали дружно.

Д/з. по выбору

        Списать 3 предложения, где встречаются личные местоимения.

        Составить 3 предложения с личными местоимениями.

Приложение

Заполни таблицу

Тот, кто говорит

Тот, кто слушает

Тот, о ком говорят

Карточка-помощник

1 лицо

Ед. число: я — указывает на говорящего.

Мн. число: мы — указывает на группу лиц, включая говорящего.

 

2 лицо

Ед. число: ты — указывает на собеседника, к кому обращаются с речью.

Мн. число: вы — указывает на группу лиц вместе с собеседником.

 

3 лицо

Ед. число: ононаоно — указывают на лицо, не участвующее в речи, т. е. на того, о ком идёт речь.

Мн. число: они — указывает на группу лиц, не участвующую в речи, но о которой идёт речь.

Прочитай предложения. Какие слова вы поставите вместо точек?

1группа

  1.  ____ люблю русскую берёзу.
  2. Недавно _______ были в берёзовом лесу.
  3.  Ваня,  ______ молодец! Столько подберёзовиков  нашёл!
  4. А ______, сколько нашли?

2 группа

1) Вот выглянуло солнце из-за тучи.  ______ осветило землю.

2) Вот на ветку дерева села ворона. _______ громко закаркала.

3) На другой ветке сидел воробей. _______чистил свои пёрышки.

4) Мы любим наблюдать за птицами, _____ помогают нам узнавать новое.

3 группа

      1) Знаете ли _______, что люди издавна употребляют в пищу цветы.

      2) В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ______  очень душистое.

      3) А в Китае варят лилии в молоке. ______ придают блюду особый аромат.

      4) В Индии любят компот из цветков банана. ______ полезный и приятный на вкус.

Оценочный лист    __________________________________________

  1. Исследовательская карточка

  1. Работа в группе

  1. Индивидуальная работа

  1. Работа в паре

  1. Составление интеллект-карты

  1. Рефлексия

Итого

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...