Урок по русскому языку в 3 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Открытый урок по русскому языку
«Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
Учитель высшей категории:
Чурюкина Галина Сергеевна
Курск
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Цели: закреплять умения: правильно писать слова с проверяемой гласной в корне, подбирать проверочные слова;
работать над развитием: речи, фонематического слуха, орфографической зоркости, памяти, внимания, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения устанавливать смысловую связь, проводить мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения;
повышать интерес к изучению русского языка и чтению художественных произведений.
Задачи: развивать умения выстраивать алгоритм учебного действия, развивать умения устанавливать порядок действий для написания буквы безударного гласного в корне слова.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
– Добрый день!
– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний.
– Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…)
- С какими произведениями по литературному чтению мы познакомились на уроке, где узнали о профессиях путешественника, изыскателя? (С. Голицы «Сорок изыскателей») (Профессии: топографы, гидрологи, ботаники, геологи, зоологи и др.)
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!
Работа в тетради.
– Каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).
- Я думаю, что мы будем работать, совершать открытия «засучив рукава».
- Что это за выражение? (это фразеологизм)
- Когда так говорят?
II. Актуализация знаний.
– Внимание на доску! Перед вами пирамида. Какую работу можно выполнить со словами, включенными в пирамиду? (Вставить пропущенную букву).
– Что для этого нужно знать? (Правило о написании безударных гласных).
– Кто может объяснить, как проверить безударный гласный в корне? Приведите примеры.
Рассказ «Работать спустя и засучив рукава»
Игра “Пирамида”.
К_ток
В_дро
П_вар
В_сна
Спос_б
Ст_нал
Зел_нь
Р.ссказ
– Приготовьте сигнальные карточки с буквами. Показываем пропущенную букву, называем проверочное слово, записать.
Рассказ - не подходит к нашей орфограмме, т.к. гласная в приставке.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
III. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, чем будем сегодня заниматься на уроке?
– Назовите тему урока.
– Работать будем под девизом:
“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.
IV. Словарно-орфографическая работа
1) Работа с группой слов. Орфографическое чтение.
– На предыдущих уроках мы познакомились с группой словарных слов.
- Почему они словарные? (написание надо запомнить)
Тракт.р
М.шина
Тр.мвай
.втобус
- Какие же буквы надо вставить? (объяснить, написать)
- Какой вопрос можно задать к этим словам?
(- На какой вопрос отвечают?
- Что объединяет эти слова? Это наземный транспорт. Помним о том, что он ездит по дорогам, а мы переходим дорогу.
- На какой сигнал?
- О чем нам говорит красный свет? Желтый свет?
Физкультминутка
Поиграем.
Я показываю зеленый сигнал светофора.
- Что нужно делать? (идти)
Шагаем на месте.
Зеленый свет открыл дорогу,
Переходить ребята могут.
- Красный свет (стоим)
Красный свет нам говорит:
«Стой, опасно, путь закрыт!»
- Желтый свет (повороты туловища)
Желтый свет – предупрежденье,
Жди сигнала для движения.
- Если вы будите соблюдать ПДД, то никакое происшествие с вами не произойдет.
2) Знакомство с новым словарным словом.
– Назовите новое слово для запоминания. Для этого соедините последние буквы слов с проверяемыми гласными из пирамиды.
– Какое получится слово? (Корабль).
- Корабль можно отнести к транспорту?
Работа СПРАВОЧНОГО БЮРО (работа с толковым словарем, с этимологическим словарем).
– Что такое корабль?
- Крупное морское судно, а также военно-морское судно.
- Летательный аппарат большой мощности.
– Для чего предназначаются корабли? (Для перевозки грузов и людей по воде).
– Какие ещё бывают корабли? (Космические. На них летают в космос).
На доске разместить иллюстрации разных кораблей.
- Какой фразеологизм со словом корабль вы знаете? (Сжигать свои корабли)
- Когда так говорят? (Делать решительный шаг, после которого нет возврата к прежнему)
3) Фонетический разбор слова
Корабль [к а р а б, л,] - 2 слога, 7 б., 6 зв. (дать характеристику 2-ого, последнего звуков)
- А вы любите путешествовать?
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай поднимем парус и прямо в океан!
Ведь и для нас осталось ещё немало стран
Пока что не открытых или давно забытых!
Дорог в морях немало – смелее у штурвала!
Звучит музыка (шум моря).
– Я надеюсь, что вы приложите все усилия и ваша дружба, взаимопомощь помогут нам достигнуть цели.
V. Минутка чистописания
Разминка для пальчиков (поднимаем парус, начинаем вращать штурвал).
– Начинаем наше путешествие по Орфографическому морю. На море небольшое волнение, как в этих строчках.
- Почему мы прописываем эти буквы?
- Прочитайте предложение
Большому кораблю – большое плавание.
– Объясните смысл пословицы. (Человеку с большими способностями, с большим талантом надо дать большие возможности, чтобы он мог и дальше их развивать и достигать успехов).
– Какое задание можно выполнить с этой пословицей в соответствии с темой урока? (Найти слова с проверяемой безударной гласной).
– Выполним это задание.
Большому кораблю – большое плавание.
– Повторное чтение пословицы.
– Запишите пословицу по памяти
– Обменяйтесь тетрадями. Проверьте карандашом у своего товарища.
Взаимопроверка.
– Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок.
VI. Работа по теме урока
- Работа с учебником.
– Мы путешествуем по Орфографическому морю.
- Откройте учебник на стр. 96 упр. 110
Задание: выписать слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением. Подобрать проверочное.
- Составьте с любым из слов предложение.
- Молодцы! На корабле с таким экипажем можно путешествовать по любому морю
2) Дифференцированная работа учащихся.
– Продолжаем путешествие. Читаем текст.
Ветер на м.ре гуляет
И кораблик подг.няет
Он б.жит себе в в.лнах
На раздутых п.русах.
– Какое задание вы хотели бы выполнить с данным текстом? ( - Из какого произведения эти строки? – Кто автор?)
– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).
- Работа в парах (на карточках)
- Вставить пропущенные буквы. (кто готов, поднимает руку)
- Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
- Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
- И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.
- С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
- Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
- Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда г_рит.
Я проверю ваши работы и оценю.
VII. Подведение итогов урока
– В завершении нашего путешествия по огромному Орфографическому морю ответьте на вопросы:
- Над закреплением какой орфограммы мы работали?
- Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?
- Под каким девизом мы работали? (“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.)
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. (оценки)
VIII. Домашнее задание
– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, выполняет задание 1 уровня и оправляется в самостоятельное плавание на лодке.
1 уровень – учебник упр. 116 стр. 99
2 уровень – написать 5 фразеологизмов и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударную гласную, подобрать проверочное слово)
IX. Рефлексия.
Оцените свою и мою работу на уроке (выбрать подходящий ответ)
Таблица по рефлексии
| Активно / пассивно |
| Доволен / не доволен |
| Коротким / длинным |
| Не устал / устал |
| Стало лучше / стало хуже |
| Понятен / не понятен Интересен / скучен Легким / трудным |
| Интересно / не интересно |
- Огромное спасибо за сотрудничество.
- Урок окончен.
- Я уверена, что вы работали, засучив рукава.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».
Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...
Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".
Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....
Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс
Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.
Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет- ресу...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: "БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА, ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ"
Учебное занятие с применением ИКТ (ЦОР), компетентностно – ориентированных заданий сократило время на подготовку дидактического материала, на смену наглядности, обеспечило быстрое оценивание кач...
Карточки по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением".
Карточки по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова проверяемые и непроверяемые ударением"....