Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Предложение, как группа слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Олейникова Светлана Алексеевна

Методическая  разработка  урока  русского  языка  в  1  классе  к  УМК  "Школа  России"   по  теме  "Предложение,  как  группа  слов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ  Бутурлиновская  СОШ

Конспект урока
русского языка

в 1 классе

 

На тему: «Предложение,  как  группа  слов,

 выражающих  законченную  мысль».

                                                                             Разработала  и  провела:

                                                                             учитель  начальных  классов:

                                                                             Олейникова Светлана  Алексеевна

                                                                                                           2016 год.

Цель: обобщить представление о понятиях текст;

         дать представление о  понятии  предложение;

         познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме.

Метопредметные. Учащиеся разовьют свои коммуникативные навыки по средствам работы в парах. Научаться оценивать свою деятельность и деятельность других учеников. Обогатят словарный запас. Разовьют художественно-эстетический вкус и воображение.

Оборудование: учебники- УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, русский язык1 класс, меловая доска, интерактивная доска, ватман, иллюстрации, карточки с заданиями, конверты с предложениями, карточки для составления схем предложений и слов.

Этапы урока:

Ход урока:

Примечания:

I)Орг. момент.

-Доброе утро дети.  У нас на уроке сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.

-Проверьте готовность к уроку, на столе должны лежать: тетрадь, учебник, пенал, конверт и карточки с заданиями.

-Подровняйтесь, садитесь на места.

(Слайды 1,2,3)

 

II) Актуализация имеющихся знаний.

-Откройте тетради по русскому языку.

Приготовьтесь к письму.

-Какие правила нужно соблюдать при письме?

-Проверьте, правильно ли вы сидите за партой?

- Отступите нужное количество строк.

 -Запишите: число, классная работа.

-Кто справился, ручку на локоток и я сразу вижу, что вы готовы.

-Как называется наш урок?

-Для  чего  мы  изучаем  этот  предмет?

Хорошо!

-Давайте  запишем  название  нашего  предмета,  но  прежде  скажите,  что  нужно  помнить  при  написании  этих  слов?

-Сегодня у нас необычный урок.

-Чтобы узнать чем мы будем заниматься, и каков будет итог  урока, нужно «Поработать  шифровальщиками» и нам откроется ключевое слово.

Итак:

Первой  будет  буква,  которая  3-я  в  русском  алфавите,  это…

Запишите  эту  букву.

Следующая  буква,  начинает  слово,  которым  называется  это  дерево.

Что  это  за  дерево?

-Давайте  запишем  эту  букву рядом  с  буквой  «В».

Послушайте  загадку

Не  говорит,не  поёт,

А  кто  к  хозяину  идёт –

Она  знать  даёт.

-Кто  это?

- Разбейте  слово  на  слоги.

- Из  первого  слога  назовите  согласную  букву.

-Давайте  запишем  эту  букву рядом  с  буквой  «е».

Следующая  буква  похожа  на  «Лесенку».  На  ней  можно  сидеть  и  рапевать  песенки.

-Что  это  за  буква?

-Давайте  запишем  эту  букву рядом  с  буквой  «с».

Последняя  буква  в  старославянском  алфавите  называлась   Аз.

 Как  она  называется  в  современном  алфавите?   

-Давайте  запишем  эту  букву рядом  с  буквой  «н».

-Какое слово у нас получилось?

-Что  это  такое?

-На  прошлом  уроке русского  языка мы  с  вами  рисовали  картины  на  тему  «Весна».

-Расскажите ,  как  мы  это  делали  и  что  для  этого  использовали?

_ Что  же  мы  научились  составлять  из  слов?

-Что  же  такое  текст?

-Давайте ка посмотрим как  вы  научились  отличать  текст  от  просто  набора  предложений.

Прочтите  то,  что  написано  под  номерами  

№1

Хорошо  весной  в  лесу!

Лес  полон  звуков.В  каждом  гнёздышке птенцы.

Они  пищат, пищу  просят.

Берегите  эти  цветы!

№2

Хорошо  весной  в  лесу!

Лес  полон  звуков.В  каждом  гнёздышке птенцы.

Они  пищат, пищу  просят.

Не  разоряйте  гнёзда!

-Под  каким  номером  текст,  покажите  ответ  на  «ромашках».

-Почему же  вы  решили  что  «Текст»  под  №2?

Молодцы!

Подведём  итог  сказанному.

При  помощи  слов  был  создан    о  весне ____________ ?

-При  помощи  какой  речи  он  изображён?

-Сколько  в  нём  предложений?

 

14 марта.

 Классная работа.

Русский язык

Русский язык

ель

Собака

эс

эн

а

Весна

При  помощи  слов

Тексты

Ответы  детей

Читают

Ответы  детей

Ответы  детей

Текст

Письменной  речи.

(Слайд 4,5)

(Слайд6)

(Слайд6)

(Слайд7)

(Слайд8)

(Слайд9)

(Слайд10)

(Слайд10)

(Слайд10)

(Слайд10)

(Слайд11)

III)

Самоопределение  к  деятельности.

-Сегодня мы  более подробно узнаем, что такое …. (слайд 12)

разлетевшееся от  появившихся  неожиданно  ПТИЦ  слово .

-Давайте  восстановим  это  слово.

 -А как  грамотно  показать  при  письме,  что  написано  предложение?

- А  как  вы  думаете,  конец  предложения  показывают  только  точкой?

-А  какие  знаки  вы  ещё  знаете?

-Отгадайте  о  каких  знаках  идёт  речь  в  загадках?

Вечно  думая  над  смыслом,

Изогнулся  коромыслом.

Назовите его  покажите  под  каким  он  номером  на  слайде .

Загораживает  путь.

Предлагает  отдохнуть.

Назовите его  покажите  под  каким  он  номером  на  слайде .

Бурным  чувствам  нет  конца:

Пылкий  нрав  у  молодца!

Назовите его  покажите  под  каким  он  номером  на  слайде .

Минутка чистописания.

-Давайте  вернёмся  к  слайду  с  драчливыми  птицами.

-Помним о том, что ответы принимаются только с поднятой рукой.

-Как  называется  птица,  которая  нападает  на  птенца?

-Как  называется  птица,  которая  защищает  своего  птенца?

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит …

Молодцы!

-Что вы знаете об этих птицах?

-Прочитаем, что сообщает нам словарь.

-Что общего в написании этих двух слов?

-Какой звук в этих словах первый?

-Какой буквой он обозначается?

-Посмотрите на доску из каких элементов состоит эта буква?

-Запишем заглавную и строчную буквы Вв,  как  показано  на  доске.

Словарная работа.

-Запишем  названия  этих  птиц( ворона, воробей) в  тетрадь и  запомним, как  они  пишутся.

-Какие места в этих словах опасны, где можно допустить ошибку?

-Давайте  подчеркнём  опасные  места.

- Опасные места в словах называются орфограммами.

-Эти  слова нельзя проверить.

Их  написание  нужно  запоминать  и

 называются они  словарными.

-Разделим слова на слоги и поставим ударение.

-Откроем учебник на стр.12 , найдём  эти слова там и убедимся в том, что мы не ошиблись.

Написание  этих  слов  можно  найти  в орфографическом  словаре вашего учебника на странице 13.  

Дети  собирают  слово:

«Предложение».

1)правильно  показывать  начало  предложений;

2)  писать  слова  в  предложении   отдельно  друг  от  друга;

3)правильно ставить  знак  препинания в  конце  предложения,показывая  границы  предложений.

Ответы  детей

Ответы  детей

Ответы  детей

Ответы  детей

Ворона

Воробей

воробей

ворона

(слайд 12)

(слайд 13)

(слайд 14)

На интерактивной доске появляется слайд с правильным написание букв Вв

(слайд 15)

IV) Работа над новым материалом.

V) Закрепление изученного.

VI)Рефлексия

.

Работа с учебником.

-Выполняем  упр.5 на стр.12

-Знакомимся  с  информацией  для  детей  «Запомни!»  на  стр.13.

Физминутка.

- Прочитайте задание  к  упражнению 4.

-Давайте  выполним  это  задание,  т.е. прочтём  то,  что  написано  ниже  под  ним.

-Легко ли  вам было?

-Что  вы  поняли?

-Почему  ничего  не  поняли?

-Что  нужно  сделать,  чтобы  стало  понятно?

-Работая  в  парах  ,  разделите  предложения  на   отдельные  слова.

-Давайте  проверим.

-Сколько  слов  1 предложении?

-Назовите 1?2?3?

-Аналогично  разбирается  второе  предложение  и  потом  проверяется.

- Где  здесь  скороговорка,  а  где  поговорка?

-Нам  нужно  записать  скороговорку  и  поговорку  в  тетрадь.

-Какой  знак  поставим  в  конце  скороговорки?

-Назовите  и покажите  номер  знака  на  слайде, который  нужно  поставить  в  конце  скороговорки.

-Какой  знак  поставим  в  конце  поговорки?

-Назовите  и покажите  номер  знака  на  слайде, который  нужно  поставить  в  конце  поговорки.

-Запишите скороговорку  и  поговорку.

-Оцените на полях свою запись.

  Нарисуйте подходящий смайлик.

Физминутка.

Продолжение  работы  по  учебнику.

Стр.13  Упр.6

Работа  по  заданию  учебника.

1)Объяснение  учителя;

2)  потом  дети,  работая  в  парах  пробуют  самостоятельно  найти границы  предложений;

Работаем в парах, кто готов берёт соседа за руку и поднимает вверх.

3) коллективная  проверка;

4) Самостоятельно списать  3 предложения.

Игра  «Знаки  препинания»

Наш  урок  подходит  к  концу.

Но  мне  бы  хотелось  с  вами  вернуться  к  началу  урока  и  вспомнить  слово,  которое  мы  расшифровали.

Это  было  слово …

Сама  ПРИРОДА  создала  прекрасные  весенние  картины.

А  покажите  вы, мне,  как  вы  уже  научились  грамотно  и  красиво  создавать  при  помощи  слов  и  знаков  «рисовать  творческие  картины  природы»

 На и.д.  написан  текст  без  знаков  препинаний.  Превратите  его  в  правильный текст,  расставив  знаки  препинания и исправив буквы

наступило весеннее утро

тёплые лучи солнца растопили лёд

у берёзы весело зашумела стайка воробьёв

гордая ворона уселась на ветви дуба

весь лес пробудился

-Поставьте  знаки  препинания  в  конце  предложений. (Работа  в  группах  на  листочках)

-Давайте  прочтём  полученный  текст.

-Чья  группа желает  прочитать?

-Молодцы! Вот наша картина и ожила.

Выберите  смайлик  который  соответствуе  вашему  настроению  в  конце  урока.

Объяните  своё  самооценивание.

Читают с.12.упр.4

Разделить  на  отдельные  слова.

Делят  на  отдельные  слова, работая  в  парах.

Проворонила  ворона  воронёнка.

Воробей  и  на  кошку  чирикает.

Весна

Учащиеся  выходят  к  доске и  ставят  нужные  знаки.

Слайд16

Слайд17

Слайд18

Слайд19

VII)Итог урока.

-Подведём итоги урока:

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Что узнали нового?

-Что получилось лучше всего?

-Что запомнилось больше всего?

-Что было трудно?

-Спасибо за урок! Урок окончен. Встаньте и поблагодарите гостей.

Слайд20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский прект натему "Школьный ранец"

Содержание   Введение 1.1. Почему я стала заниматься этим проектом? Школьный ранец и правильная осанка ребёнка 2.1. Этимологический анализ слова «портфель», «ранец» ...

доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"

В докладе говорится  как реализовывать принципы  в работе с одарёнными детьми....

Описание картины художника Натана Альтмана "Портрет Анны Ахматовой"

Художественная иллюстрация - это важнейший элемент, играющий большую роль не только в познавательном значении, но и в эстетическом воздействии на  личность обучающихся. Иллюстрации помогают...