Конспекты уроков русского языка и литературного чтения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Уроки русского языка и литературного чтения соответствуют ФГОС УМК "Школа России", 3 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
в 3 – а классе, 26 февраля 2015г.
Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В.Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве В.В.Бианки, выставка книг писателя, рабочие тетради.
Ход урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Речевая разминка – 3 мин.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Грош – старинная русская монета достоинством 2 копейки.
- Прочитайте скороговорку медленно, грустно, весело, громко, тихо, очень быстро.
- Актуализация знаний. Введение в тему – 3 мин.
- Отгадайте загадку.
- Как вы думаете, кто будет главным героем произведения, с которым мы сегодня познакомимся?
- Расшифруйте имя писателя.
йилатиВ чивонитнелаВ икнаиБ (Виталий Валентинович Бианки)
- Работа по теме урока – 9 мин.
- Откройте учебники и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. («Мышонок Пик»)
- Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки)
- О жизни и творчесте Бианки вам расскажут ребята _________________________
Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.
Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.
Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.
«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В.В.Бианки.
В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.
Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
- О «Лесной газете» нам расскажет __________________ ____________
Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
V. Физминутка – 1 мин.
Раз-два! Выше голова!
Три-четыре! Руки шире!
Пять-шесть! Тихо сесть.
Семь-восемь! Лень отбросим!
VI. Работа по теме урока -
1. Беседа – 4 мин.
- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чём он?
- Прочитайте название 1 главы.
- Кто герой произведения? Как автор относится к нему?
- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?
2. Чтение 1 главы рассказа учителем – 5 мин.
- Так как же мышонок попал в мореплаватели?
- Прочитайте название 2 главы.
- Стало ли вам страшно за мышонка? Подумайте, что может с ним случиться?
3. Чтение 2 главы рассказа хорошо читающими детьми – 8 мин.
- Что вы испытали во время чтения этой главы?
- Что вы думаете о детях?
- Автор пишет, что ребята сыгралис мышонком злую шутку, а вы как считаете?
- Понравился ли вам этот рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше?
- Прочитайте все приключения мышонка до конца. Можете взять эту книгу в библиотеке.
VII. Рефлексия – 3 мин.
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что похвалили ли бы себя?
- Что вам захотелосьсделать после этого урока?
VIII. Подведение итогов урока – 1 мин.
- Что автор хотел сказать нам этим произведением?
IX. Домашнее задание. Выставление оценок за урок – 2 мин.
Прочитать весь рассказ.
Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Понятие о простом и сложном предложении
– Формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: групповая, фронтальная.
Оборудование: карта «Острова сокровищ»; презентация к уроку, учебник.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Этапы урока | Ход урока | № слайда |
Ι. Организационный момент | - Прозвенел звонок, Начинается урок! - Здравствуйте, ребята! - Я проведу для вас урок русского языка. - Надеюсь, вы мне поможите и у нас всё получится! | |
ΙΙ. Формулирование проблемы III.Чистописание IV.Словарная работа V. Подводящий к теме диалог. | - Посмотрите на доску. Что необычного вы там заметили? - Давайте её прочитаем.
- Ребята посмотрите вокруг. Вы видете где-нибудь карту? -Наверное, должна быть где-то инструкция как её найти. Учитель читает инструкцию: Карта находится в классе. Станьте спиной к двери, сделайте вперед 3 шага, повернитесь направо, откройте доску.) - Ребята, что это? (Карта) - Как вы думаете, что на карте отмечено крестиком? (Клад) - А какой клад вы бы хотели найти? - Давайте рассмотрим карту. - Как будем искать клад? - Чтобы отправиться на поиски клада нужно основательно подготовиться. - Начнем незамедлительно. - Все путешественники в пути ведут записи. Давайте мы будем делать так же. - Откройте свои тетради запишите сегодняшнюю дату и Классная работа. - По какому пути мы будем двигаться в поисках клада? (По морскому) - Какой первый звук слышится в слове морской? - Какой буквой обозначен звук м на письме. - Запишите букву Мм и сочетание букв мор всю строчку, чередуя их. - На второй строчке запишем однокоренные слова с корнем – мор-, выделим корень. - Как называется человек, который ходит по морю? (Мореход) - Запишите это слово, выделите корень. - Что заметили? - Какие слова называются сложными? - Приведите примеры сложных слов. - Итак, маршрут определен. Нужно запастись провизией. - Что такое провизия? - В каких продуктах больше всего витаминов? - Среди наших запасов будут, конечно, овощи и фрукты. - А какие из них мы возьмём на корабль, попробуйте отгадать. - Отгадки запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы. Загадки (на слайде, читают дети)
- Поменяйтесь тетрадями. - Проверьте по слайду работу своего соседа по парте, исправляя ошибки простым карандашом. - Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? - Поставьте на полях плюс + - Поднимите руки, кто допустил 1-2 ошибки? - Поставьте на полях вопрос? - Поднимите руки, кто допустил 3 и более ошибок? - Поставьте на полях минус – - Наконец наш корабль отходит от пристани и отправляется навстречу приключениям. - Чтобы не заблудиться в пути нам поможет учебник. - Сегодня он будет нашим путеводителем. - Смотрите! На горизонте показался «Остров вопросов» - Высадимся на него, узнаем вопросы, которые помогут нам найти клад. - Откройте путеводитель – учебник на с. 150. - Прочитайте название раздела. - Какие вопросы у вас возникают? 1.Что такое простое предложение? 2.Что такое сложное предложение? 3.Как их отличить? - Какая тема нашего урока? - Выполним задание острова №437, с.150. | Слайд 1 Слайд2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
VI.Актуализация знаний. Поиск решения. VII. Физминутка | 1. Наблюдение и анализ материала. Упр. 437 . – Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие сложными? – Как это можно доказать? Подсказка: посмотрите, что изображено ниже, под цифрами 1), 2) и т.д. (Нужно выделить основы.) – Назовите основы в каждом предложении. – Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложными? – Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении? – Почему в 4-м и 5-м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части сложного предложения.) - Задания выполнены. - Мы покидаем «Остров вопросов» и движемся дальше. - Согласно карте, дальше нас ждет Бермудский треугольник. - Что это за место? - Чтобы оттуда выбраться, нужно всем подкачать мышцы. 2. Работа над определением, с. 151. - Теперь мы готовы. - Из Бермудского треугольника можно выбраться, только поработав с текстом на с.151. - Как иллюстрация на странице 150 помогает в изучении новой темы? -Мы выбрались из Бермудского треугольника и продолжаем наше морское приключение. | |
VIII. Развитие умений. | Работа в учебнике. - Наш путь лежит дальше к «Осторову ответов». - Он предлагает нам выполнить упр.№438, с.151. - Чтобы добраться до «Острова сокровищ» и клада осталось пройти только один риф. - Для этого поработаем со схемами на с.152. 2. Рассматривание образцов схем простого и сложного предложений (с. 153). – Что нового в схемах? – Чем отличаются схемы простого и сложного предложения? – В каких схемах есть запятые? Почему? – Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения? (Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.) – Найдите в предыдущем упражнении примеры к каждой из трёх схем. | Квадратные скобки – границы простого предложения, т.е. границы части сложного предложения.) (Две пары квадратных скобок.) |
9. Итог урока. | – Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока. 1.Что такое простое предложение? 2.Что такое сложное предложение? 3.Как их отличить? – Какие ещё задачи решали на уроке? - Вот он «Остров сокровищ»! - Каку же тайну он скрывает и где клад? - Давайте заглянем в глубь острова. - Прочитаю, что там написано? (Клад находится у того, кто каждый день даёт вам знания) - Кто же это? - Как вы думаете, что в этом сундуке? -Здесь для вас послание: «В жизни главное не деньги, а знания!» - Как вы понимаете это высказывание? - А что ещё лежит в сундуке? Оценки за урок. | Слайд 13 |
10. Домашнее задание | - Чтобы ваши знания умножились, выполните дома задание, которое написано у вас на листках, на столах. | Упр. 163 («Дидактический материал»). |
11. Рефлексия | - Ребята, наш урок заканчивается победой знаний. - Надеюсь, путешествие оставило у вас приятное впечатление. - Если вы хотите снова совершить такое же путешествие, поднимите кораблик, который лежит у вас на столах. - А если хотите остаться дома, поднимите домик. - Ребята, урок окончен. Встаньте! - Спасибо вам за урок! - До свидания! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
Огородное растение с крупными семенами – горошинами.
Без счёту одёжек и все без застёжек.
Был зелёным, маленьким, Стал большим и аленьким.
На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый.
Он в коричневом мундире, Сытнее овоща нет в мире. На грядке куст его цветёт, Сам под кустом в земле растёт.
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? .
Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки.
С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин - Это спелый …
Эта ягода лесная Нам лекарство заменяет - Если Вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с ...
Проверь! М о рковь, г о рох, к а пуста, п о м и дор, о гурец, к а ртоф е ль, л и мон, ябл о к о , а п е льсин, м а лина.
Вопросы к уроку. 1. По какому признаку предложения делятся на простые и сложные ? 2.Что такое простое предложение ? 3.Что такое сложное предложение ?
Тема урока: « Простые и сложные предложения»
Физминутка
Итог урока 1. По какому признаку предложения делятся на простые и сложные ? 2.Что такое простое предложение ? 3.Что такое сложное предложение ?
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника
В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК) Тема урока литературного чтения : Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна....