Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе на тему: «Когда я стану взрослым»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Стрижнева Ирина Анатольевна

Тема: «Когда я стану взрослым»

Цель: Закрепить знания детей о словообразовании.

Познакомить с суффиксами указывающими на название профессии.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, положительное отношение к учебному предмету.

Развивать внимание, умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений; организовывать свою деятельность; контролировать и анализировать собственную деятельность

Познавательные УУД: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; конструировать новое знание; применять знание на практике; излагать свое мнение; способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать состав слова; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kogda_ya_stanu_vzroslym.docx396.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Когда я стану взрослым»

Цель: Закрепить знания детей о словообразовании.

Познакомить с суффиксами указывающими на название профессии.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, положительное отношение к учебному предмету.

Развивать внимание, умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя тему урока и собственную цель; выявлять собственные затруднения; находить способы выхода из затруднений; организовывать свою деятельность; контролировать и анализировать собственную деятельность

Познавательные УУД: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; конструировать новое знание; применять знание на практике; излагать свое мнение; способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение вести познавательный диалог по теме урока, анализировать состав слова; уметь слышать товарища, не перебивать его; уметь отстаивать свою позицию.

Планируемые результаты :

1) предметные: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей;

2) метапредметные: развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать изучаемый материал; формировать способность составлять текст по заданному плану; добывать информацию из различных источников  

3) личностные: развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в группе; прививать положительное отношение к учебному предмету, уважительное отношение к людям разных профессий.

Ход занятия:

1. Мотивация

- Прозвенел звонок весёлый

Мы к занятию готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

 2. Актуализация знаний

- Чтобы узнать,  о чём у нас сегодня пойдёт разговор на занятии, возьмите синий лист с заданием. Вы должны прочитать слова. Для этого в каждом ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова рядом.

   ЦЛЁУБТЦГЧУИГБК   (лётчик)

  ЖСЕАДЛОВЖНЛИЕК  (садовник)

   ПЛНЕОТКЛОАТРНЬ  (пекарь)

  БЧГАСЕОЕВГЩБИК  (часовщик)

  ВУПЧМИПТВЕЛМЬ (учитель)

- Что объединяет все эти слова?(существительные, профессии)  

- Какое существительное можно добавить в этот ряд слов, чтобы оно объединило их общим понятием?

- Профессия (показ на слайде)

 Запишите, поставьте ударение, обозначьте орфограммы.

- Так о чём пойдет сегодня речь на занятии? (о профессиях)

- Что такое профессия?

Давайте об этом узнаем в толковом словаре.

- Обратите внимание на слово «трудовая», а что же такое труд?

- Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Всё что требуется усилий, стараний, заботы.

- Подберите слова синонимы к слову «профессия» (труд, работа, занятие)

- Когда люди начинают ходить на работу? (когда становятся взрослыми)

- Тема нашего занятия «Когда я стану взрослым», и вот когда вы станете взрослыми,  вам тоже придется выбирать работу.

- А какая профессия самая важная? (все профессии важны)

- Где вы об этом читали? (Михалков «А что у вас?», Джанни  Роддари «Чем пахнут ремесла?»)

3. Подготовка к активному и осмысленному усвоению знаний.

- Как же возникли профессии?

- Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?

- Мужчины изготавливали орудия для охоты-копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь диких козлов, оленей, кабанов, значит, профессии охотника и рыбака уже были.

- А чем занимались женщины?

- Они растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них одежду, занимались земледелием.

- Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные дела. А потом появились и новые профессии.

4. Открытие новых знаний.

У нас с вами внеклассное занятие по русскому языку,  и я предлагаю вам рассмотреть профессии с точки зрения русского языка. Приглашаю вас в город, где живут люди разных профессий. Рассмотрите улицу. Что необычного вы заметили?

Для того чтобы узнать, какие крыши были у домиков, и кто в них живет, давайте посмотрим, при помощи чего можно образовывать слова,  обозначающие  названия профессий.

1. Показ слайдов профессий людей

   Танцовщик

   Стекольщик

   Каменщик

   Экскаваторщик

- Чем похожи эти слова? (суффиксом - щик )

- Какой суффикс нам помог образовать эти слова?

-  Приведите свои примеры слов с суффиксом –щик.

2. - Кто водит самолёты? (лётчик)

   - Кто грузит грузы? (грузчик)

   - Что общего в этих словах? (суффикс -чик)

3.Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадях и в словах-отгадках выделитесуффиксы.

а) В сентябре и в январе

   Он хозяин во дворе.

Листья осенью сгребает,

Снег зимою убирает.

Быстро снег сгребёт лопатой

И каток зальёт ребятам,

Всех быстрее и проворней

Двор наш убирает …(дворник)

б)  Мастер в руки взял фуганок,

Остро наточил рубанок,

Взял сверло, шурупы взял,

Доски ловко просверлил,

Их шурупами свинтил,

Проработал долотом,

Сколотил всё молотком.

Получилась рама –

Загляденье прямо.

Прекрасный тот работник, зовётся просто …(плотник)

- Какие слова записали?

-Какие суффиксы вы выделили? (-ник)

 5.Физкультминутка с мячом

- Закончи предложение названием профессии.

   - В аптеке работает …(аптекарь)

  - В колокола звенит …(звонарь)

   - Траву косит …(косарь)

   - Хлеб печёт …(пекарь)

   - В воротах стоит …( вратарь)

   - Директору помогает …( секретарь)

  -С помощь чего образованы эти слова? (-арь)

4 этап: Закрепление новых знаний

- К именам существительным мужского рода допишите однокоренные существительные женского рода по указанному образцу.

Учитель – учительница

Писатель – писательница

Воспитатель – воспитательница

Колхозник – колхозница

- Какой суффикс услышали в этих словах? (-ниц)

Вывод: При помощи чего образованы эти слова-профессии?

Как называется такой способ словообразования?

Какие суффиксы указывают на слово-профессию? (вывесить табличку СУФФИКСАЛЬНЫЙ)

- Давайте мы посмотрим, как еще могут образовываться слова, называющие профессии

Назови одним словом:

Варит сталь

Варит кашу

Монтирует электрику

Ведет учет товара

Дует стекло

Вывод: 

- Разберите эти слова по составу

- Как они образованы?

- Есть ли в этих словах суффиксы?

- Как называется такой способ словообразования? (вывесить табличку СЛОЖНЫЕ СЛОВА)

- К слову кашевар подберите слова-синонимы (повар, кок)

Составь слово из частей и разбери их по составу:

Из, об, про, чик, ник, чик, воз, ход, вод

Вывод: С помощью чего образованы эти слова?

- Как называется такой способ словообразования? (вывесить табличку ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ)

             - Есть ли в словах суффиксы?

- Какие суффиксы указывают на профессию?

Общий вывод: Как образовываются названия профессий?

                           Какие суффиксы указывают на слово, называющее профессию?

- Из последнего задания выберите слово-профессию,  которая уже устарела

- Как думаете почему?

- Ваши предположения поможет проверить отрывок из мультфильма «Старая пластинка»

Вывод: В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются (примеры)

 

Итог урока:

- Обратите внимание на выставку рисунков, которые вы сделали. Многие из вас  уже мечтают кем-то стать. Когда ваша мечта сможет осуществиться?

- Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы сделаете свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой. Я считаю, что вы потрудились неплохо, вы попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Волшебной лестнице успеха».  Возьмите карандаш и обведите человечка на той ступени, где вы считаете должны находиться вы.http://fs00.infourok.ru/images/doc/136/158391/img22.jpg

Рефлексия: «Волшебная лестница успеха» 

Рабочий лист

«КОГДА Я СТАНУ ВЗРОСЛЫМ…»

http://www.babylonhobbies.com/ebay/pictures/CAS_26838.jpg ______________________________________________________________________

http://get182.com/image/5616e6f95be38.jpeg ______________________________________________________________________

http://gforcegroundworks.com/wp-content/uploads/2015/04/shutterstock_86219923.jpg _______________________________________________________________________

3.  - Кто водит самолёты? ____________________________________________

   - Кто грузит грузы? ________________________________________________

4 .К именам существительным мужского рода допишите однокоренные существительные женского рода по указанному образцу

Учитель – учительница

 Писатель – _______________________________________________________

Воспитатель – ______________________________________________________

 Колхозник – _______________________________________________________

5. Назови одним словом:

Варит сталь ________________________________________________________

Монтирует электрику________________________________________________

Ведет учет товара___________________________________________________

Дует стекло ________________________________________________________

6.Составь слово из частей:

Из, об, про, чик, ник, чик, воз, ход, вод

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

http://fs00.infourok.ru/images/doc/136/158391/img22.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...

Мастер-класс на тему " Когда мы станем взрослыми"

Мастер - класс по окружающему миру в 1 классе на тему "Когда мы станем взрослыми"....

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема: Удивительные слова русской речи. Антонимы.

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов поможет раскрыть многообразие слов русского языка, особенности происхождения и произношения некоторых слов и выражений; вызвать интерес учащихс...

Речевая конференция (проект) во 2 классе на тему "Когда мы станем взрослыми"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...

Презентация + конспект урока в 1 классе по теме "Когда мы станем взрослыми?" (УМК "Школа России")

Презентация + конспект урока окружающего мира по теме "Когда мы станем взрослыми?"...

Разработка урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Когда мы станем взрослыми"

Первоклассники расширят свои представления о времени, профессиях и состоянии окружающей среды....