Снова о значении слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_e.v._snova_o_znachenii_slova.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
12.02.2016 г.
Учитель Кузнецова Е.В.
2 класс
Тема: Снова о значении слова
Цель: создание условий для формирования умения решать орфографические задачи в корне в зависимости от значения слова.
Задачи:
- Предметные:
- повторить способы решения орфографических задач в корне;
- познакомить со словами, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от значения;
- способствовать формированию умения подбирать проверочные слова, объясняя значение слова.
2. Метапредметные:
Познавательные:
- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать и выбирать критерии для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы; применять методы информационного поиска; искать и выделять необходимую информацию.
Регулятивные:
- способствовать формированию умения формулировать тему и определять учебную задачу урока; составлять план и определять последовательность действий;
- содействовать формированию умения осуществлять самоконтроль, давать оценку собственной деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- содействовать развитию диалогической и монологической речи (с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать учителя и одноклассников).
3. Личностные:
- способствовать формированию познавательного интереса к работе со словом, его значением;
- способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
- помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| - Проверьте вашу готовность к уроку русского языка. - Садитесь за парты. Вспомните, как правильно надо сидеть при письме. Откройте тетради. 2 строки вниз. Запишите число и «Классная работа». | Проверяют готовность к уроку. Садятся за парты. Записывают в тетрадях число и слова «Классная работа». | Регулятивные - Осуществлять самоконтроль. |
| На экране страницы из книги «В стране Невыученных Уроков». - Кто узнал, из какой книги эти страницы? - Как зовут этого мальчика? - Почему Витя никак не мог съесть то, что хотел? - Что пришлось исправлять Вите в стране Невыученных Уроков (далее СНУ)? - Сегодня утром мне пришло тревожное сообщение от нашего друга – мальчика-иностранца Макса. Прочитаем его. - Как вы поняли, о какой помощи просит нас Макс? - А что же надо решить, чтобы исправить ошибки в словах? - Кто хочет помочь Максу и навести порядок в СНУ? - В первую очередь спасателям надо размяться и выяснить, какую именно проблему предстоит решить. Записываем под диктовку слова: храбрец, крикун, мясной, [лук]. - Какое слово «лишнее» и почему? - Проверим, как вы записали слова: 1. Читаете слово. 2. Называете орфограмму. 3. Называете букву. 4. Проверочное слово. 5. Способ проверки. - Можно ли точно определить, какую букву написать на конце слова [лук]? Почему? - Какое значение может быть у слова [лук]? - Подберём проверочное слово к каждому из вариантов значений слова [лук]. | - «В стране Невыученных Уроков». - Витя Перестукин. - Не мог правильно написать слова. - Свои ошибки. Один из учеников читает сообщение на экране: «Ребята, я попал в cтрану Невыученных Уроков! Похоже, я сделал какие-то ошибки в словах, и теперь из-за меня здесь происходят беспорядки. Жители этой страны на меня очень сердятся. Помогите, пожалуйста, я очень хочу выбраться отсюда!!!» - Найти и исправить ошибки в словах. - Решить орфографические задачи. Записывают слова под диктовку. - [лук] – 1 слог, орфограмма парный согласный на конце слова. - Мясной – называет признак. Называют слово, орфограмму, букву, проверочное слово, способ проверки. Могут появиться разные варианты в слове лук-луг. - Растение; оружие; участок, покрытый травой. Подбирают проверочные слова. | Познавательные - Анализировать. - Сравнивать и выбирать критерии для сравнения слов. Коммуникативные - Слушать учителя. - Слушать одноклассников. - Высказывать и обосновывать своё мнение. Регулятивные - Осуществлять самоконтроль. Личностные - Познавательный интерес к работе со словом, его значением. - Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| - От чего же зависит буква согласного на конце в слове [лук]? - О чём сегодня мы будем снова размышлять, решая орфографические задачи? | - От значения слова. - Снова о значении слова. | Регулятивные - Формулировать тему и определять учебную задачу урока. |
| - Прежде чем начать спасательную операцию, определим план наших действий: 1. Если в слове, как в слове [лук], на месте орфограммы могут быть разные буквы, то что сначала следует определить? 2. Какое наше следующее действие, чтобы решить орфографическую задачу? 3. Что сделаем, узнав букву в проверочном слове? - Посмотрим, какие ошибки допустил Макс и к чему это привело в СНУ. - Прочитайте предложение на экране. - Посмотрите на картинку. Ошибка в каком слове привела к таким последствиям? - На месте какой буквы Макс мог допустить ошибку? - Что по этой картинке обозначает слово слизал? - Докажите, что если мы в слове слизал пишем букву и, то оно означает слизал языком (подберите проверочное слово). - Запишите проверочное слово слижет, поставьте ударение, подчеркните букву и двумя чертами, поставьте тире, запишите слово слизал, подчеркните одной чертой букву и. - В каком же значении Макс хотел употребить слово? - Подберите проверочное слово, чтобы узнать букву гласного. - Запишите проверочное слово лезет, поставьте ударение, подчеркните букву е двумя чертами, поставьте тире, запишите слово слезал, подчеркните одной чертой букву е. Далее аналогично ведётся работа в предложениях: Мальчик полоскал собачку. Маша хочет сорвать с дерева плот и съесть его. Приходи с мечом, поиграем в футбол. Мак в цирке показывал фокусы. - Макс посетил в нашем городе много достопримечательностей. В Русском музее его особенно впечатлила эта картина Ивана Айвазовского. Прочитайте её название. - Предположите, что может означать слово вал. - Где мы можем уточнить значение слова? - По старинным представлениям, именно 9-я волна во время шторма самая высокая и бурная, роковая для мореплавателей. Макс, рассматривая картину, вспомнил произошедшую с ним однажды историю и прочитайте, что написал в сочинении. Работа, аналогичная работе с предыдущими предложениями. - Итак, от чего может зависеть выбор проверочного слова и буквы на месте орфограммы? - Что произойдёт, если неверно выберем букву? | - Определить значение слова. - В зависимости от значения, подобрать проверочное слово. - Узнав букву в проверочном слове, написать ту же букву в проверяемом. - Все уже спустились с горы, а Витя всё слизал. Отвечают на вопросы учителя. Записывают проверочное и проверяемое слова. Отвечают на вопросы учителя. Записывают проверочное и проверяемое слова. - Девятый вал. Один из учеников читает в толковом словаре значение слова вал – очень высокая волна. - Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. - От значения слова. - Может измениться значение слова, нас неправильно поймут. | Познавательные - Анализировать, сравнивать. - Делать выводы. - Обращаться к толковому словарю. - Устанавливать причинно-следственные связи. - Доказывать. Коммуникативные - Слушать учителя. - Слушать одноклассников. - Высказывать и обосновывать своё мнение. Регулятивные - Составлять план и последовательность действий. Личностные - Познавательный интерес к работе со словом, его значением. - Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. |
ФИЗМИНУТКА Полоскали мы бельё, В цирке представление всем на удивление. Поласкали кошку. Слова волшебные шепча Поиграть с мячом в саду Маг острых два схватил меча. Успели мы немножко. Взмахнул руками вверх и вниз Как весёлый звонкий мячик, И вдруг откуда ни возьмись На одной ноге поскачем. С круглым маленьким мячом И пройдёмся мы немного. Сел голубь магу на плечо. И вернёмся вновь к уроку. Как весёлый звонкий мячик, На одной ноге поскачем. Отдохнули мы немного. И вернёмся вновь к уроку. | |||
| - Мы устранили беспорядки в СНУ, но Макс не сможет оттуда вернуться, пока сам правильно не выполнит задание. Давайте его подготовим. ТПО с. 35 упр. 403. - В чём секрет этих слов? - Прочитайте вопрос, который возник у Макса. - Сейчас вы поработаете в паре. Возьмите карточки, которые лежат на ваших партах. Многие слова пришли в наш язык из других языков. Слева напечатаны греческие слова, как они произносятся, а справа их перевод на русский язык. Выберите подходящие 2 греческих слова и на оставленной внизу строке запишите получившееся у вас название слов, которые пишутся по-разному, но одинаково звучат. - Какое слово у вас получилось? - Кто может объяснить, что же такое омофоны? - В олимпиаде «Русский медвежонок» встречаются задания с омофонами. Объявляется олимпиадная минутка. Прочитайте задание из «Русского медвежонка» на экране. - Пришло время Максу самостоятельно выполнить задание, а вам – проверить. Но, прежде чем проверять, вам самим надо с этим заданием поработать. Внимание на экран. Прочитайте пары слов. На экране слова: пруд – прут обижать – обежать - Одинаковые ли слова собраны в пары? - Докажите. - Я предлагаю вам задание на выбор: 1. Записать каждое слово со своим проверочным (проверочное – проверяемое). 2. Выбрать одну пару слов и составить с ними по одному предложению. - Макс сдал работу, давайте проверять. Внимание на экран. Объясняем значение слова и называем проверочное. - Кто составил предложения? - Прочитайте, что у вас получилось, какую букву выбрали. - От Макса пришло новое сообщение. Прочитаем его. | Выполняют задание в ТПО самостоятельно. Выполняют проверку. - Слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному, имеют разное значение. - А как называются такие слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Работают в паре со словами на карточке: [омо] – одинаковый [анти] – против [графо] - писать [онома] - имя [фон] – звук - Омофоны. - Омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Читают и выполняют задание: Маша протянула младшему брату леденец и сказала: «Л…жи и молчи!» Какими буквами можно заполнить пропуск? (А) только е; (Б) только и; (В) только о; (Г) только е и и; (Д) е, и, о - Разные. - Они отличаются одной буквой. Выполняют задание самостоятельно. Выполняют самопроверку. Один из учеников читает сообщение на экране: «Ура! Я вернулся! Большое вам спасибо от меня и от жителей cтраны Невыученных Уроков! Теперь я понял, что слова могут звучать одинаково, но их написание зависит от их значения». | Познавательные - Искать и выделять необходимую информацию. - Анализировать, сравнивать. - Делать выводы. Регулятивные - Осуществлять самоконтроль. Коммуникативные - Слушать учителя. - Слушать одноклассников. - Высказывать и обосновывать своё мнение. Личностные - Познавательный интерес к работе со словом, его значением. |
| - Молодцы! Подведём итог нашего урока. | Высказываются, опираясь на слова на экране: Узнал… Научился… Расскажу дома о… | Регулятивные - Давать оценку собственной деятельности на уроке. Коммуникативные - С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - Слушать одноклассников. Личностные - Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Тип урока - урок общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:- Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)".
Открытый урок по русскому языку в 4классе УМК "Гармония"...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме " Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»)"
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК Гармония...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)
Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...