Рабочая программа по произношению 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
Школа №2124( СП 28) «Центр коррекции и развития»
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО учителей решением МС учреждения
начальных классов Протокол № ___ от______
Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______
Руководитель МО______________ И.О. директора __________
Рабочая программа по произношению
2 класс
Срок реализации программы 2015-2016 год
Ледовская И.В., учитель начальных классов
ГКОУ школа № 2124(СП 28)
Первая квалификационная категория
Москва 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по произношению во 2 классе составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) школ для детей с нарушениями речи — раздел «Произношение», является результатом изучения и обобщения опыта работы ученых в области логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида.
Цели, задачи программы:
Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.
В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звучания и лексическим значением слова, между изменением грамматической формы и графическими знаками и т.п.
Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространенную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из общеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризуется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обусловило их неуспеваемость по русскому языку.
В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические принципы:
1.обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;
2 реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;
3 создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности;
4. обучение русскому языку на основе формирования практических языковых обобщений;
5. этапность и концентричность в подаче учебного материала.
Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой организации работы по формированию произношения является сочетание фронтальных занятий (уроков произношения) и индивидуальных логопедических занятий.
Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражнений, связанных с ней. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечивает поступательное развитие учащихся. На индивидуальных занятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уроки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определенного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.
Содержание работы по формированию произношения во 2 классе:
Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения звуков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно произносимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глухие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их многократного употребления в связной речи под контролем учителя. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Расширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции.
В учебнике для 2-го класса постепенно сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. Большое место отведено проведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов.
Уроки содержат больше упражнений и приемов, чем это необходимо для работы на 40 (45) минут, что дает возможность учителю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми и эффективными.
Учитывая особенности класса и результаты усвоения детьми учебного материала, можно сократить время, отведенное для прохождения всего курса, но не рекомендуется менять последовательность изучения тем раздела «Произношение».
Содержание каждого урока в учебнике является лишь одним из возможных: учитель может принять его целиком, использовать частично или составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один. Таким образом, учебник рассчитан на его творческое использование в процессе обучения и не ограничивает учителя в отборе материала, выборе формы его подачи, приемов и видов работ, определении композиционной структуры урока, его этапов и т.п.
Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (Выдержка из Программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение»)
Каждый ответ ученика должен оцениваться дифференцированно, с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения.
Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами речевой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением Педагогического совета с учетом сложностей структуры речевого дефекта.
Оценивая успехи детей с общим недоразвитием речи в формировании фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:
1умение правильно и четко произносить отработанные звуки в словах определенной слоговой сложности, предусмотренных программными требованиями;
2.сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отличать их от других звуков речи;
3. умение правильно и четко произносить слова той или иной слоговой сложности в объеме программы;
4. внятность и выразительность речи.
Надо исходить не только из программных требований, но и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Например, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном - первом классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно следует сформировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.
Учащиеся, зачисленные во 2 класс из общеобразовательной школы в начале учебного года, оцениваются индивидуально.
В заключение следует отметить, что работа с ребенком младшего школьного возраста по формированию полноценного звукопроизношения — это процесс тактичного, щадящего взаимодействия, исключающий авторитарность, требующий установления доверительных отношений и поощрительных оценок. Значительная часть учащихся имеет негативный опыт обучения и нуждается в нормализации учебной деятельности в целом.
Обязательным условием успешности формирования полноценной, выразительной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребенка уверенности в достижении цели, поощрение направленности на систематическое преодоление речевых затруднений.
В базисном учебном плане на уроки произношения во 2 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. В год 36 часов.
I четверть: 9 часов
II четверть: 7 часов.
III четверть: 10 часов.
IV четверть: 9 часов
I четверть – 9 часов 1. Закрепление правильного произношении гласных звуков. 2. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, выделение из слов. 3. Дифференциация звуков [ д - д' ] 4. Дифференциация звуков [ б - б' ] 5. Дифференциация звуков [ г - г' ] 6. Дифференциация звуков [ к - к' ] 7. Дифференциация звуков [ з - з ] 8. Дифференциация звуков [ с - с'] 9. Дифференциация звуков [ т - т' ] 10.Обобщающий урок | III четверть – 10 часов 1. Дифференциация звуков [ с - ш ] 2. Дифференциация звуков [ з – ж ] 3. Дифференциация звуков [ с '- щ ] 4. Дифференциация звуков [ ч - т' ] 5. Дифференциация звуков [ ч – щ ] 6. Дифференциация звуков [ ц – ч ] 7. Дифференциация звуков [ ц – щ ] 8. Дифференциация звуков [ ч - с' ] 9. Дифференциация звуков [ с – ц ] 10. Дифференциация звуков [ р – л ] |
II четверть – 7 часов 1. Правильное произношение [ j ] в положении после гласного и Ь 2-3. Звуки [ ж - ш ] Дифференциация [ ж - ш ] 4. Звук [ ч ] 5. Звук [ щ ] 6. Звук [ ц ] 7. Закрепление | IV четверть – 9 часов 1. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация [ б - п ] 2. Дифференциация звуков [ в - ф ] 3. Дифференциация звуков [ г -к ] 4. Дифференциация звуков [ д – т ] 5. Дифференциация звуков [ з – с ] 6. Дифференциация звуков [ ж – ш ] 7. Построение, четкое и слитное произношение предложений из слов, указанной сложности(из открытых и закрытых слогов со стечением согласных) с соблюдением правил интонации 8. Логическое ударение 9. Обобщающий урок |
Список учебно-методической литературы:
К программе прилагается учебник и методическое пособие по обучению произношению — Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями программы.
Календарно – тематическое планирование
Произношение - 1 четверть (9 часов)
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Виды, формы контроля |
1 | Закрепление правильного произношении гласных звуков. | 1 | 03.09.14 | Устный опрос. |
2 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков, выделение из слов. | 1 | 10.09.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
3 | Дифференциация звуков [ д - д' ] | 1 | 17.09.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
4 | Дифференциация звуков [ б - б' ] | 1 | 24.09.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
5 | Дифференциация звуков [ г - г' ] | 1 | 01.10.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
6 | Дифференциация звуков [ к - к' ] | 1 | 08.10.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
7 | Дифференциация звуков [ з - з' ] | 1 | 15.10.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
8 | Дифференциация звуков [ с - с'] | 1 | 22.10.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
9 | Дифференциация звуков [ т - т' ] Обобщающий урок | 1 | 29.10.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
Произношение - II четверть (7 часов)
№ | Тема урока | К-во часов | Дата | Виды, формы контроля |
1 | Правильное произношение [ j ] в положении после гласного и Ь | 1 | 13.11.13 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
2-3 | Звуки [ ж - ш ] Дифференциация [ ж - ш ] | 2 | 20.11.13 27.11.13 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
4 | Звук [ ч ] | 1 | 04.12.13 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
5 | Звук [ щ ] | 1 | 11.12.13 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
6 | Звук [ ц ] | 1 | 18.12.13 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
7 | Закрепление | 1 | 25.12.13 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
Произношение - III четверть (10 часов)
№ | Тема урока | К-во часов | Дата | Виды, формы контроля |
1 | Дифференциация звуков [ с - ш ] | 1 | 15.01.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
2 | Дифференциация звуков [ з – ж ] | 1 | 22.01.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
3 | Дифференциация звуков [ с '- щ ] | 1 | 29.01.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
4 | Дифференциация звуков [ ч - т' ] | 1 | 05.02.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
5 | Дифференциация звуков [ ч – щ ] | 1 | 12.02.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
6 | Дифференциация звуков [ ц – ч ] | 1 | 19.02.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
7 | Дифференциация звуков [ ц – щ ] | 1 | 26.02.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
8 | Дифференциация звуков [ ч - с' ] | 1 | 05.03.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
9 | Дифференциация звуков [ с – ц ] | 1 | 12.03.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
10 | Дифференциация звуков [ р – л ] Обобщающий урок. | 1 | 19.03.14 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
Произношение - IV четверть (9 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды, формы контроля |
1 | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация [ б - п ] | 1 | 01.04.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
2 | Дифференциация звуков [ в - ф ] | 1 | 08.04.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
3 | Дифференциация звуков [ г -к ] | 1 | 15.04.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
4 | Дифференциация звуков [ д – т ] | 1 | 22.04.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
5 | Дифференциация звуков [ з – с ] | 1 | 29.04.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
6 | Дифференциация звуков [ ж – ш ] | 1 | 06.05.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
7 | Построение, четкое и слитное произношение предложений из слов, указанной сложности(из открытых и закрытых слогов со стечением согласных) с соблюдением правил интонации | 1 | 13.05.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
8 | Логическое ударение | 1 | 20.05.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
9 | Обобщающий урок | 1 | 27.05.15 | Устный опрос. Групповая и индивидуальная работа по карточкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по произношению - 1 класс
Программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, основные требования к знаниям и умениям учащихся на уроках произношения, тематическое и календарно-тематическое плани...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа по произношению на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу: «Произношение» для 2 «Б» класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нар...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...