Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Светлана Тиде

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imyon_sushchestvitelnyh_po_padezham.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Изменение существительных по падежам.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: дать представление о склонении имён существительных.

Задачи:

  • Обучающие:

- знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей.

  • Развивающие:

- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.

  • Воспитательные:

- создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Формировать УУД:

  • Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

  • Познавательные:

- осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения.

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

      - принимать цели и задачи учебной деятельности

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Коммуникативные:

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами;

      - активно участвовать в обсуждении.

Оборудование: учебник Русский язык ч.1, Н.А. Чуракова, 3 класс, компьютер, методическое пособие для учителя Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 1 минута.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Здравствуйте ребята.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

  1. Поверка домашнего задания.

Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний и умений.

Метод: Словесный.

Приём: Фронтальный опрос.

Время: 2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

- Испытывали вы трудность при выполнении домашнего задания?

- Прочитайте слова, имеющие только форму множественного числа.

- Прочитайте слова, имеющие только форму единственного числа.

- Прочитайте слова, имеющие и форму множественного числа, и форму единственного числа.

- Молодцы! Вы хорошо справились дома с этой работой.

- Грабли, щипцы, трусы, очки.

- Молоко, сахар, мёд.

- Кольца, тетрадь, доска, число, шерсть, дорога, окна.

  1. Чистописание.

Цель: Формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Метод: Словесный. Практический.

Приём: Показ процесса письма буквы с объяснением на доске.

Время: 5минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Прочитайте написанные слова.

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

- Согласную «ф» мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква?

- Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква?

- Напишите ряд строчных букв «ф о е» до конца строки с нижним соединением.

- Сегодня мы будем писать букву «ф». Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

- Это буква «о». Она находится в приставке от прилагательного «отбойный».

- Это буква «е». Она является безударной гласной в корне «вез» глагола «привезти».

На слайде написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

  1. Мотивационный этап. Актуализация знаний.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения нового.

Метод: Словесный, проблемный.

Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

- В каких целях он используется людьми?

- Запишите слово телефон, поставьте ударение.

- В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон.

- Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно два слова: телефон, человек.

- Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

- Почему вы считаете, что это имена существительные?

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы знаем об имени существительном.

- Выберите только те слова, которые относятся к имени существительному.

- Какое слово для нас новое?

- Сегодня на уроке вы узнаете о еще одном грамматическом признаке имени  существительного.

- Это слово телефон.

- Телефон используется для разговора людей на расстоянии.

- Человек изобрел телефон. Человек разговаривает по телефон.

- Человек, телефон.

- Эти слова отвечают на вопросы «кто?», «что?» и обозначают предметы

- Слово «падеж».

ТЕма, ЛЕто, ФОНтан.  

На слайде карточка «ЗНАЮ»:

Что?, какой?, предмет, действие , род, признак, падеж, кто?, подлежащие, что делает?, число, одушевлённый, какой?

На слайде карточка «НЕ ЗНАЮ»: Падеж.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания.

Метод: Наблюдение над фактами языка.

Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским.

Время: 3 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Я получила письмо. Давайте прочитаем его. Маша, прочитай, пожалуйста, громко и выразительно.

- В письме допущены ошибки, мы их услышали. Попробуйте их исправить. Запишите слова, которые звучат некрасиво в столбик, начиная с первого предложения.

- Мне бы хотелось, чтобы вы смогли мне ответить на вопрос: Что не знал Матиас о секретах русского языка?

- Какие повторяющиеся имена существительные встретились в письме?

- Что изменяется в имени существительном?

- Почему изменялись окончания?

- А как называется такое изменение? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- На какой вопрос вы хотели бы ответить в ходе изучения этой темы?

-  Вы сможете сразу ответить на этот вопрос? Что нам для этого нужно сделать?

- Откройте учебник на странице 69. Прочитайте тему.

- А теперь, поработайте в парах и попробуйте составить план работы на уроке.

Ученик читает.

- Матиас не знал об окончаниях.

- Существительное «Москва».

-  В имени существительном изменялись окончания.

- Потому что они отвечали на разные вопросы. Вопросы изменялись.

- Изменение окончаний имён существительных по вопросам.

- Как изменяется окончание имён существительных.

- Нет.

- Составим план работы.

- Изменение существительных по падежам.

- Что означает слово «падеж».

Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении.

Информация о полученных результатах. Вывод.

На слайде письмо: Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас.

На слайде карточка «БУДУ ЗНАТЬ»: Как происходит изменение имён существительных по падежам?

На слайде:

Что означает слово «падеж».

Таблица падежей.

Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении.

Информация о полученных результатах. Вывод.

  1. Изучение нового материала.

Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Падеж имени существительного»

Метод: Наблюдение над фактами языка.

Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения.

Время: 10 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Прочитайте задание к упражнению № 58. Никита, прочитай предложения.

- В каком предложении слово «кошка» - подлежащее?

- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме?

- В каких предложениях «кошка» - второстепенный член предложения?

- Это слово стоит там в других формах?

- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях?

- В какие словосочетания входит слово «кошка»?

- На какие вопросы оно отвечает?

- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.

- Сколько предложений в тексте?

- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?

- Продолжите высказывания: Имена существительные могут отвечать на вопросы …

- При изменении существительного по вопросам изменяется его…

- Молодцы ребята.

- Прочитайте в учебнике на странице 70 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.

-  Какой вид работы мы с вами выполняли?

-  Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу?

- Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения?

- Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение.  Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам.

- Так для чего нужны падежи?

- Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей.

- Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

- Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

Читают задание.

Ученик читает.

- В первом предложении.

- Да.

- Во втором, в третьем, в четвёртом, в пятом и в шестом.

- Да, в других.

- По окончаниям и по вопросам.

- Привыкла кошка; скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.

- Без кого? кому? кого? с кем? о ком?

- Привыкла (Кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому?) кошке, напоил (кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?) о кошке.

- В тексте 6 предложений.

- К слову «кошка» поставлено 6 вопросов.

- Кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

- Окончание.

- Изменение имён существительных по вопросам.

- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

- Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение.

- Чтобы правильно изменять формы слов.

Задание в учебнике.

Кошка привыкла к Тиме.

Тима скучает без кошки.

Он налил кошке молока.

Мальчик напоил кошку.

Он подружился с кошкой.

Тима рассказал о кошке другу.

На слайде: Имена существительные могут отвечать на вопросы …

После ответа детей на слайде:  кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

На слайде: При изменении существительного по вопросам изменяется его…

После ответа детей на слайде: Окончание.

На слайде: Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам

На слайде: Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время 1-2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- А сейчас мы немного отдохнём и потанцуем.

Аудиозапись.  

  1. Первичное закрепление.

Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по падежам.

Метод: Упражнение.

Приём: Выполнение упражнений.

Время: 20 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение.

- На странице 71, изучите таблицы. Вам нужно узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

- Есть ли здесь одинаковые вопросы? В каких именно парах падежей?

- Упражнение 59. Работа с толковым словарём. Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет. Назови его формы И.п. и Р.п. Таблица в учебнике тебе будет помогать.

- Давайте вернёмся к упражнению 58 на странице 69. В каком предложении слово «кошка» стоит в родительном падеже? Миша считает, что во 2-м предложении, а Маша – что в 4-м предложении. Кто прав?

- Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно воспользоваться словами-помощниками: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.

- Какое окончание у слова «кошка» во 2-м предложении? А в 4-м?

- В каком же предложении слово «Кошка» стоит в Р.п.?

Чтобы определить падеж имени существительного нужно:

1.Определить словосочетание, в которое входит это слово «скучает без кошки»

2.Поставить к этому слово вопрос от слова-командира «Скучает (без кого?) без кошки».

3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. «Вопрос «кого?», могу подставить слово-помощник «нет кошки» окончание «И», значит это Р.п.».

- Давайте просклоняем слово  ум. Какая это часть речи? На какой вопрос оно отвечает?

- А теперь поработайте в парах.

- На слайде пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд».

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Именительный падеж – ЕСТЬ – Кто? Что?

Родительный падеж – НЕТ – Кого? Чего?

Дательный падеж – ДАМ – Кому? Чему?

Винительный падеж – ВИЖУ – Кого? Что?

Творительный падеж – ВОСХОЩАЮСЬ – Кем? Чем?

Предложный падеж – ДУМАЮ О – О ком? О чём?

- Есть. У И.п., у В.п. и у Р.п.

Выполняют задание.

Ответы детей.

- Во втором предложении окончание «И» - Р.п., а в четвёртом «У» - В.п.

- Во втором предложении.

- Ум. Это существительное. Отвечает на вопрос «Что?».

И.п. что? ум.

Р.п. чего? ума.

Д.п. чему? уму.

В.п. что? ум.

Тв.п. чем? умом.

П.п. о чем? об уме.

- Изменяется окончание.

- 5. Человек трудом красен.  (Т.п.)

1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3. По труду о человеке судят. (Д.п.)

4.Человек воспевает труд. (В.п.)

6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)

На слайде:

Именительный падеж – И.п.

Родительный падеж – Р.п.

Дательный падеж – Д.п.

Винительный падеж – В.п.

Творительный падеж – Т.п.

Предложный падеж – П.п.

Алгоритм «Как определить падеж существительного»

1.Определить словосочетание, в которое входит это слово.

2.Поставить к этому слово вопрос от слова-командира.

3. Проверить, какой именно это падежный вопрос.

На слайде:

И.п. - Ум да разум надоумят сразу.

Р.п. - Нет ума, считай калека.

Д.п. - Сила уму уступает.

В.п. - Старость придет – веселье на ум не пойдет.

Т.п. - Всяк живи своим умом.

П.п. - Что на уме, то и на языке

На слайде:

Человек трудом красен.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

По труду о человеке судят.

Человек воспевает труд.

 Есть много пословиц о труде.

Проверка. На слайде меняются цветом окончания и приписывается падеж:

5. Человек трудом красен.  (Т.п.)

1.    Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

2.  Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3.По труду о человеке судят. (Д.п.)

4.Человек воспевает труд. (В.п.)

6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)

  1. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Цель: Выявление уяснения нового материала. Дать установку на тренировку определённых умений.

Метод: Словесный.

Приём: Беседа.

Время: 5 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Давайте вернемся к письму Матиаса. Теперь мы можем сказать, какой секрет русского языка не знал мальчик из Германии?

- Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока.

- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах.

- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам».

- Домашнее задание на слайде.

- Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения:

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

- Шесть падежей. Имена существительные склоняются.

- ЗНАЮ: Что такое «падеж», «склонение»; как называются падежи; вопросы падежей; приёмы запоминания падежей.

- УЗНАЛ: Что нужно делать, чтобы правильно определять падеж имён существительных.

На слайде таблица:

ЗНАЮ.

УЗНАЛ.

ХОЧУ УЗНАТЬ.

На слайде:

1.​ Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.

2.​ Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

3.​Вспомнить алгоритм определения падежей.

На слайде:

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...

Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Болото и его обитатели.Цели деятельности учителя: формирование  представлений учащихся о болоте как о природном сообществе; формирование знаний о способах обр...

Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Поле и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Формирование зн...

Конспект урока окружающего мира "Надо ли охранять болота?" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Надо ли охранять болота?»Цель деятельности учителя: формирование знаний детей о болотах, об их значении для человека и природы.Предметные: зн...

Конспект урока математики "Квадратный километр и квадратный метр" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Квадратный километр и квадратный метр»Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный километр и квадратный мет...

Конспект урока математики "Поупражняемся в использовании единиц площади" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: «Поупражняемся в использовании единиц площади» Цели деятельности учителя:Закрепление знаний о единицах площади; отработка вычислительных нав...

Конспект урока английского языка "What’s for breakfast?" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «What’s for breakfast?»Цели деятельности учителя: Формирование лексического навыка по теме «еда», формирование произно...