Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenenie_imyon_sushchestvitelnyh_po_padezham.docx | 37.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Изменение существительных по падежам.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: дать представление о склонении имён существительных.
Задачи:
- Обучающие:
- знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей.
- Развивающие:
- развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать, развивать навыки самооценки, самоконтроля.
- Воспитательные:
- создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Формировать УУД:
- Личностные:
- проявлять учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
- Познавательные:
- осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения.
- Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- принимать цели и задачи учебной деятельности
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Коммуникативные:
- учиться строить высказывания в соответствии с задачами;
- активно участвовать в обсуждении.
Оборудование: учебник Русский язык ч.1, Н.А. Чуракова, 3 класс, компьютер, методическое пособие для учителя Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс.
Ход урока.
- Организационный момент.
Цель: Поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 1 минута.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Здравствуйте ребята. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! - Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день. |
- Поверка домашнего задания.
Цель: Проверить усвоение предыдущих знаний и умений.
Метод: Словесный.
Приём: Фронтальный опрос.
Время: 2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. - Испытывали вы трудность при выполнении домашнего задания? - Прочитайте слова, имеющие только форму множественного числа. - Прочитайте слова, имеющие только форму единственного числа. - Прочитайте слова, имеющие и форму множественного числа, и форму единственного числа. - Молодцы! Вы хорошо справились дома с этой работой. | - Грабли, щипцы, трусы, очки. - Молоко, сахар, мёд. - Кольца, тетрадь, доска, число, шерсть, дорога, окна. |
- Чистописание.
Цель: Формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Метод: Словесный. Практический.
Приём: Показ процесса письма буквы с объяснением на доске.
Время: 5минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- А теперь откройте тетради и запишите число, классная работа. - Прочитайте написанные слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится? - Согласную «ф» мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква? - Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква? - Напишите ряд строчных букв «ф о е» до конца строки с нижним соединением. | - Сегодня мы будем писать букву «ф». Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан. - Это буква «о». Она находится в приставке от прилагательного «отбойный». - Это буква «е». Она является безударной гласной в корне «вез» глагола «привезти». | На слайде написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето. |
- Мотивационный этап. Актуализация знаний.
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Повторить ранее изученный материал, необходимый для изучения нового.
Метод: Словесный, проблемный.
Приём: Создание речевой ситуации, требующей решения.
Время: 5 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово? - В каких целях он используется людьми? - Запишите слово телефон, поставьте ударение. - В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон. - Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно два слова: телефон, человек. - Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные. - Почему вы считаете, что это имена существительные? - Давайте по опорным словам вспомним, что мы знаем об имени существительном. - Выберите только те слова, которые относятся к имени существительному. - Какое слово для нас новое? - Сегодня на уроке вы узнаете о еще одном грамматическом признаке имени существительного. | - Это слово телефон. - Телефон используется для разговора людей на расстоянии. - Человек изобрел телефон. Человек разговаривает по телефон. - Человек, телефон. - Эти слова отвечают на вопросы «кто?», «что?» и обозначают предметы - Слово «падеж». | ТЕма, ЛЕто, ФОНтан. На слайде карточка «ЗНАЮ»: Что?, какой?, предмет, действие , род, признак, падеж, кто?, подлежащие, что делает?, число, одушевлённый, какой? На слайде карточка «НЕ ЗНАЮ»: Падеж. |
- Постановка учебной задачи.
Цель: Сформулировать учебную задачу урока, сделать так, чтобы учащиеся приняли учебную задачу. Определили знания от не знания.
Метод: Наблюдение над фактами языка.
Приём: Соотношение языкового понятия с понятием житейским.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Я получила письмо. Давайте прочитаем его. Маша, прочитай, пожалуйста, громко и выразительно. - В письме допущены ошибки, мы их услышали. Попробуйте их исправить. Запишите слова, которые звучат некрасиво в столбик, начиная с первого предложения. - Мне бы хотелось, чтобы вы смогли мне ответить на вопрос: Что не знал Матиас о секретах русского языка? - Какие повторяющиеся имена существительные встретились в письме? - Что изменяется в имени существительном? - Почему изменялись окончания? - А как называется такое изменение? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - На какой вопрос вы хотели бы ответить в ходе изучения этой темы? - Вы сможете сразу ответить на этот вопрос? Что нам для этого нужно сделать? - Откройте учебник на странице 69. Прочитайте тему. - А теперь, поработайте в парах и попробуйте составить план работы на уроке. | Ученик читает. - Матиас не знал об окончаниях. - Существительное «Москва». - В имени существительном изменялись окончания. - Потому что они отвечали на разные вопросы. Вопросы изменялись. - Изменение окончаний имён существительных по вопросам. - Как изменяется окончание имён существительных. - Нет. - Составим план работы. - Изменение существительных по падежам. - Что означает слово «падеж». Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении. Информация о полученных результатах. Вывод. | На слайде письмо: Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из Германии, твой Матиас. На слайде карточка «БУДУ ЗНАТЬ»: Как происходит изменение имён существительных по падежам? На слайде: Что означает слово «падеж». Таблица падежей. Составление алгоритма определения падежа имени существительного в предложении. Информация о полученных результатах. Вывод. |
- Изучение нового материала.
Цель: Выявить существенные признаки нового понятия «Падеж имени существительного»
Метод: Наблюдение над фактами языка.
Приём: Введение термина и работа с правилом, анализ определения.
Время: 10 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Прочитайте задание к упражнению № 58. Никита, прочитай предложения. - В каком предложении слово «кошка» - подлежащее? - Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? - В каких предложениях «кошка» - второстепенный член предложения? - Это слово стоит там в других формах? - Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? - В какие словосочетания входит слово «кошка»? - На какие вопросы оно отвечает? - Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах. - Сколько предложений в тексте? - Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка? - Продолжите высказывания: Имена существительные могут отвечать на вопросы … - При изменении существительного по вопросам изменяется его… - Молодцы ребята. - Прочитайте в учебнике на странице 70 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны. - Какой вид работы мы с вами выполняли? - Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? - Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения? - Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение. Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам. - Так для чего нужны падежи? - Для связи с другими словами имена существительные изменяются по командам 6 пар вопросов. Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Падеж – от греческого слова со значением падать. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров-6 падежей. - Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? что? За такую работу он и получил название: именительный падеж. - Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного. | Читают задание. Ученик читает. - В первом предложении. - Да. - Во втором, в третьем, в четвёртом, в пятом и в шестом. - Да, в других. - По окончаниям и по вопросам. - Привыкла кошка; скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке. - Без кого? кому? кого? с кем? о ком? - Привыкла (Кто?) кошка, скучает (без кого?) без кошки, налил (кому?) кошке, напоил (кого?) кошку, подружился (с кем?) с кошкой, рассказал (о ком?) о кошке. - В тексте 6 предложений. - К слову «кошка» поставлено 6 вопросов. - Кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? - Окончание. - Изменение имён существительных по вопросам. - Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. - Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение. - Чтобы правильно изменять формы слов. | Задание в учебнике. Кошка привыкла к Тиме. Тима скучает без кошки. Он налил кошке молока. Мальчик напоил кошку. Он подружился с кошкой. Тима рассказал о кошке другу. На слайде: Имена существительные могут отвечать на вопросы … После ответа детей на слайде: кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? На слайде: При изменении существительного по вопросам изменяется его… После ответа детей на слайде: Окончание. На слайде: Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам На слайде: Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного. |
Физ. минутка.
Цель: Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.
Метод: Практический.
Приём: Динамическая разгрузка.
Время 1-2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- А сейчас мы немного отдохнём и потанцуем. | Аудиозапись. |
- Первичное закрепление.
Цель: Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по падежам.
Метод: Упражнение.
Приём: Выполнение упражнений.
Время: 20 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. - На странице 71, изучите таблицы. Вам нужно узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного. - Есть ли здесь одинаковые вопросы? В каких именно парах падежей? - Упражнение 59. Работа с толковым словарём. Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет. Назови его формы И.п. и Р.п. Таблица в учебнике тебе будет помогать. - Давайте вернёмся к упражнению 58 на странице 69. В каком предложении слово «кошка» стоит в родительном падеже? Миша считает, что во 2-м предложении, а Маша – что в 4-м предложении. Кто прав? - Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно воспользоваться словами-помощниками: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О. - Какое окончание у слова «кошка» во 2-м предложении? А в 4-м? - В каком же предложении слово «Кошка» стоит в Р.п.? Чтобы определить падеж имени существительного нужно: 1.Определить словосочетание, в которое входит это слово «скучает без кошки» 2.Поставить к этому слово вопрос от слова-командира «Скучает (без кого?) без кошки». 3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. «Вопрос «кого?», могу подставить слово-помощник «нет кошки» окончание «И», значит это Р.п.». - Давайте просклоняем слово ум. Какая это часть речи? На какой вопрос оно отвечает? - А теперь поработайте в парах. - На слайде пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд». - Что изменяется в словах при изменении его по падежам? | Именительный падеж – ЕСТЬ – Кто? Что? Родительный падеж – НЕТ – Кого? Чего? Дательный падеж – ДАМ – Кому? Чему? Винительный падеж – ВИЖУ – Кого? Что? Творительный падеж – ВОСХОЩАЮСЬ – Кем? Чем? Предложный падеж – ДУМАЮ О – О ком? О чём? - Есть. У И.п., у В.п. и у Р.п. Выполняют задание. Ответы детей. - Во втором предложении окончание «И» - Р.п., а в четвёртом «У» - В.п. - Во втором предложении. - Ум. Это существительное. Отвечает на вопрос «Что?». И.п. что? ум. Р.п. чего? ума. Д.п. чему? уму. В.п. что? ум. Тв.п. чем? умом. П.п. о чем? об уме. - Изменяется окончание. - 5. Человек трудом красен. (Т.п.) 1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.) 3. По труду о человеке судят. (Д.п.) 4.Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) | На слайде: Именительный падеж – И.п. Родительный падеж – Р.п. Дательный падеж – Д.п. Винительный падеж – В.п. Творительный падеж – Т.п. Предложный падеж – П.п. Алгоритм «Как определить падеж существительного» 1.Определить словосочетание, в которое входит это слово. 2.Поставить к этому слово вопрос от слова-командира. 3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. На слайде: И.п. - Ум да разум надоумят сразу. Р.п. - Нет ума, считай калека. Д.п. - Сила уму уступает. В.п. - Старость придет – веселье на ум не пойдет. Т.п. - Всяк живи своим умом. П.п. - Что на уме, то и на языке На слайде: Человек трудом красен. Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. По труду о человеке судят. Человек воспевает труд. Есть много пословиц о труде. Проверка. На слайде меняются цветом окончания и приписывается падеж: 5. Человек трудом красен. (Т.п.) 1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.) 3.По труду о человеке судят. (Д.п.) 4.Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) |
- Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Цель: Выявление уяснения нового материала. Дать установку на тренировку определённых умений.
Метод: Словесный.
Приём: Беседа.
Время: 5 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Давайте вернемся к письму Матиаса. Теперь мы можем сказать, какой секрет русского языка не знал мальчик из Германии? - Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока. - Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. - На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных по падежам». - Домашнее задание на слайде. - Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за … | - Шесть падежей. Имена существительные склоняются. - ЗНАЮ: Что такое «падеж», «склонение»; как называются падежи; вопросы падежей; приёмы запоминания падежей. - УЗНАЛ: Что нужно делать, чтобы правильно определять падеж имён существительных. | На слайде таблица: ЗНАЮ. УЗНАЛ. ХОЧУ УЗНАТЬ. На слайде: 1. Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке. 2. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. 3.Вспомнить алгоритм определения падежей. На слайде: Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "С лукошком за грибами" (1 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: С лукошком за грибамиЦель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы; ознакомление со съедобными и ...
Конспект урока окружающего мира "Болото и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Болото и его обитатели.Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о болоте как о природном сообществе; формирование знаний о способах обр...
Конспект урока окружающего мира "Поле и его обитатели"( 3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Поле и его обитатели» Цели деятельности учителя: Формирование зн...
Конспект урока окружающего мира "Надо ли охранять болота?" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Надо ли охранять болота?»Цель деятельности учителя: формирование знаний детей о болотах, об их значении для человека и природы.Предметные: зн...
Конспект урока математики "Квадратный километр и квадратный метр" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Квадратный километр и квадратный метр»Цель деятельности учителя: формирование знаний о новых единицах площади: квадратный километр и квадратный мет...
Конспект урока математики "Поупражняемся в использовании единиц площади" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема урока: «Поупражняемся в использовании единиц площади» Цели деятельности учителя:Закрепление знаний о единицах площади; отработка вычислительных нав...
Конспект урока английского языка "What’s for breakfast?" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «What’s for breakfast?»Цели деятельности учителя: Формирование лексического навыка по теме «еда», формирование произно...