Открытое занятие по внеурочной деятельности "Крылатые выражения" 3-4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
"Крылатые выражения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti_2.docx | 21.82 КБ |
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура и ход занятия
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. | Организационный момент | Здравствуйте ,ребята! Начнем наш урок | Внимательно слушают учителя | К. Настрой на работу |
2. | Мотивация к учебной деятельности | -Начнем свою работу «с разминки ума». Развивающие задания «Чудесные превращения слов» 1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово» 2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы 3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика» | Выполняют задания. Построение ответа в устной форме. Применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Обучение работать по предложенному плану | П. Развитие познавательной инициативы. К. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Р. Формирование саморегуляци. |
3. | Введение в новую тему | -Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. - Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности? - Какие выражения вы запомнили? | Подготовленные дети цепочкой читают наизусть стихотворение «Как работает слово». Отвечают на вопросы | П. Выделение существенной информации из текста стихотворения. |
4. | Информационный блок | -Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? -Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? Слайд 5 -Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? Работа с баснями И.Крылова. Слайды 6,7 | Отвечают на вопросы | Р. Умение определять цель деятельности. П. умение на основе анализа текстов делать умозаключения |
5. | Работа в группах . | .2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8. Проверка по ключу. 3 конкурс «Замени выражение одним словом» (Фразеологический словарь). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9 | Работают в группах. | |
6. | Физминутка «Елка» | Организует физическую деятельность | Выполняют физические упражнения | |
7. | Работа в группах | 4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде. 5 конкурс «Самый внимательный слушатель» Слайд 10 Аудиозапись «Крылатые слова». 6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11 7 конкурс «Закончи выражение» (устно) Сколько лет…(сколько зим) Добро…(пожаловать) Не тут-то …(было) Идти нога…(в ногу) Не по дням…(а по часам) Мастер на все…(руки). 8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12 - Какие фразеологизмы вы услышали? | Называют сказку Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений. Называют животных Каждая группа по очереди заканчивают предложения Называют фразеологизмы | Р. Формирование волевой саморегуляции, Обучение работать по предложенному плану. |
8. | Подведение итогов | - Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен». - Ребята, дайте оценку нашему занятию. - Что понравилось? Что вызвало затруднение? - Ребята, достигли ли мы цель нашего урока? | Отвечают на вопросы | Р. умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого. П.Сопоставляют, всё ли удалось на занятии; умение сравнивать цель и результат |
9. | Рефлексия учебной деятельности | - У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите листок с заданием. Задание по желанию “Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением) 1. Об очень большой тесноте. 2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении. 3. Об очень счастливом человеке. 4. О полной тишине. | Распределяют смайлики по кармашкам | К. Рефлексия своих действий. Воспитывать толерантное отношение к окружающим |
Предварительный просмотр:
. Крылатые слова (3ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Внеурочное занятие по русскому языку 3-4 класс «Крылатые слова»
«Покажу ему, где раки зимуют»,- так можно сказать рассерженный человек. Где раки зимуют – известно: в иле на дне реки или пруда. Что в этом страшного? Сейчас узнаете.
Одним из любимых блюд русских помещиков были свежие раки. Летом наловить раков – дело нехитрое. Но любили богачи угощать своих гостей свежими раками и зимой. Бедные люди должны были нырять за раками в зимнюю стужу, любой мороз. Это было жестокое наказание.
Теперь понятно, что означает выражение «показать, где раки зимуют».
(Шарошкин В.)
Бить баклуши
Много раз нам приходилось слышать от взрослых слова упрёка: «Перестань бить баклуши, садись за уроки!» Конечно, мы понимаем смысл: нужно прекратить заниматься пустяками и заняться серьёзным делом. Откуда родилось это устойчивое выражение?
Оно пришло из глубокой старины. Баклуши – это чурки для изготовления ложек и деревянной посуды. Все начинается с деревянной чурочки. Бить баклуши – это значит раскалывать полено на баклуши, иначе говоря, делать очень простую работу.
А в наше время это выражение означает «заниматься пустяками, бездельничать». (Козлова С.)
Казанская сирота
При царе Иване Грозном русские покорили Казанское царство. А татарские князья старались разжалобить русских царей, чтобы добиться от них разных уступок. Поэтому сейчас в нашей речи мы называем казанской сиротой того, кто притворяется, прикидывается обиженным, несчастным.
( Киреева В.)
Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
Цели и задачи:
- Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.
Аудиозапись: «Крылатые слова»
1. Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнём же урок, не будем зря время терять.
2. Мотивация.
Начнем свою работу «с разминки ума».
Развивающие задания «Чудесные превращения слов»
1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»
1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)
2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)
2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы
Переставь местами буквы и образуй новые слова.
лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)
3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)
3. Введение в новую тему.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Предлагаю послушать стихотворение.
«Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…»
(В.Суслов)
-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?
-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок.
-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)
-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.)
Слайд 5
-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)
Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.
Слайды 6,7 (басни)
Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.
Словари нам сегодня пригодятся для работы.
Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.
За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный.
1 конкур «Найди соответствия» Слайд 8
- обманывать (водить за нос…)
- замолчать (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)
- преувеличивать (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)
- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)
Проверка задания
3 конкурс «Замени выражение одним словом» (словари). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9
Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко),
зарубить на носу – запомнить;
куры не клюют – много;
душа в пятки ушла – испуг.
Проверка задания.
Физминутка «Ёлка»
4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде.Слайд 10
- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)
- битый не битого везет;(Лиса и волк)
- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)
Проверка задания.
5 конкурс «Самый внимательный слушатель»
Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений
6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11
- голоден, как …(волк)
- хитер, как … (лис)
!- надут, как … (индюк)
!- труслив, как…( заяц)
- неповоротлив, как …( медведь)
!- нем, как …(рыба)
- Как вы понимаете отмеченные выражения?
7 конкурс «Закончи выражение» (устно)
Сколько лет…(сколько зим)
Добро…(пожаловать)
Не тут-то …(было)
Идти нога…(в ногу)
Не по дням…(а по часам)
Мастер на все…(руки).
8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12
Простая истина
Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться
А как войти потом обратно?
Вход и выход
В жизни есть тропинки, есть пути…
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)
Выйти из него мгновенно можно!
- Какие фразеологизмы вы услышали?
4. Подведение итогов.
Подсчет баллов в командах.
Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».
- Ребята, дайте оценку нашему занятию.
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?
5. Рефлексия
У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.
6. Задание по желанию
“Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)
1. Об очень большой тесноте.
2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.
3. Об очень счастливом человеке.
4. О полной тишине.
Технологическая карта по внеурочному занятию
Тема занятия: Крылатые слова
Тип занятия: открытие нового знания
Внеурочная деятельность: «Занимательная грамматика»
Цель: познакомить учащихся с крылатыми выражениями для обогащения словарного запаса.
Задачи:
- Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
- Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
4. Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
5. Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.
Аудиозапись: «Крылатые слова»
Структура и ход занятия
№
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
1
Организационный момент.
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнём же урок, не будем зря время терять.
- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.
Внимательно слушают учителя.
К. Настрой на работу в присутствии гостей.
2
Мотивация к учебной деятельности
-Начнем свою работу «с разминки ума».
Развивающие задания «Чудесные превращения слов»
1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»
2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы
3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»
Выполняют задания.
Построение ответа в устной форме.
Применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.
П. Развитие познавательной инициативы.
К. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Р. Формирование саморегуляци.
Обучение работать по предложенному плану
3
Введение в новую тему.
-Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
- Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?
- Какие выражения вы запомнили?
Подготовленные дети цепочкой читают наизусть стихотворение «Как работает слово».
Отвечают на вопросы
П. Выделение существенной информации из текста стихотворения.
4
Информационный блок.
-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений?
-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? Слайд 5
-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему?
Работа с баснями И.Крылова.
Слайды 6,7
Отвечают на вопросы
Р. Умение определять цель деятельности.
П. умение на основе анализа текстов делать умозаключения
5
Работа в группах
1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)
Каждая команда предоставляет рисунок к крылатому выражению и рассказывает о происхождении этого выражения.
К. Взаимодействуют друг с другом, работая на общий результат.
П. Развитие познавательной инициативы.
К. Умение распределять обязанности в группе.
Р. Умение регулировать направление работы на достижение цели.
2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8
Работают в группах.
Проверка по ключу.
3 конкурс «Замени выражение одним словом» (Фразеологический словарь). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9
Работа со словарем
6
Физминутка «Ёлка»
Организует физическую деятельность
Выполняют физические упражнения
4 конкурс «Вспомни сказку».
По 3 выражения каждой команде.
Слайд 10
Называют сказку
Р. Формирование волевой саморегуляции, Обучение работать по предложенному плану.
5 конкурс «Самый внимательный слушатель»
Аудиозапись «Крылатые слова».
Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений.
6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11
Называют животных
7 конкурс «Закончи выражение» (устно)
Сколько лет…(сколько зим)
Добро…(пожаловать)
Не тут-то …(было)
Идти нога…(в ногу)
Не по дням…(а по часам)
Мастер на все…(руки).
Каждая группа по очереди заканчивают предложения
8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12
- Какие фразеологизмы вы услышали?
Называют фразеологизмы
7
Подведение итогов.
Подсчет баллов в командах.
- Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».
- Ребята, дайте оценку нашему занятию.
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?
Отвечают на вопросы
Р. умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельностидля себя самого.
П.Сопоставляют, всё ли удалось на занятии;
умение сравнивать цель и результат
8
Рефлексия учебной деятельности на занятии
- У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.
Задание по желанию
“Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)
1. Об очень большой тесноте.
2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.
3. Об очень счастливом человеке.
4. О полной тишине.
Распределяют смайлики по кармашкам
К. Рефлексия своих действий.
Воспитывать толерантное отношение к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 2 класс УМК «Школа России»
Данное занятие посвящено Дню матери и проводилось на внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" во 2 классе....
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Кружок «Ритмика и танец» Направление: спортивно – оздоровительное.
Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 1 классе по ФГОС....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности учащихся 1 "Б" класса МБОУ СОШ № 15 г. Владимира по математике курса "Умники и умницы".учитель: Лебедева Елена Константиновна.
Конспект открытого занятия курса "Умники и умницы"....
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС). Моя родословная.
На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали не все, однако люди...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»
Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".
Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...