Открытое занятие по внеурочной деятельности "Крылатые выражения" 3-4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

 "Крылатые выражения" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура и ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.

Организационный момент

Здравствуйте ,ребята! Начнем наш урок

Внимательно слушают учителя

К.

 Настрой на работу

2.

Мотивация к учебной деятельности 

-Начнем свою работу «с разминки ума».

Развивающие задания «Чудесные превращения слов»

1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»

2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы

3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»

Выполняют задания.

Построение ответа в устной форме.

Применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

Обучение работать по предложенному плану

П. Развитие познавательной инициативы.

К. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Р. Формирование саморегуляци.

3.

Введение в новую тему

-Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

- Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

- Какие выражения вы запомнили?

Подготовленные дети цепочкой читают наизусть стихотворение «Как работает слово».

Отвечают на вопросы

П. Выделение существенной информации из текста стихотворения.

4.

Информационный блок

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений?

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? Слайд 5

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему?

Работа с баснями И.Крылова.

Слайды 6,7

Отвечают на вопросы

Р. Умение определять цель деятельности.

П. умение на основе анализа текстов делать умозаключения

5.

Работа в группах

.

.2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8.

Проверка по ключу.

3 конкурс «Замени выражение одним словом» (Фразеологический словарь). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9

Работают в группах.

6.

Физминутка «Елка»

Организует физическую деятельность

Выполняют физические упражнения

7.

Работа в группах

4 конкурс «Вспомни сказку».

По 3 выражения каждой команде.

5 конкурс «Самый внимательный слушатель»

Слайд 10

Аудиозапись «Крылатые слова».

6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде.

Слайд 11

7 конкурс «Закончи выражение» (устно)

Сколько лет…(сколько зим)

Добро…(пожаловать)

Не тут-то …(было)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12

- Какие фразеологизмы вы услышали?

Называют сказку

Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений.

Называют животных

Каждая группа по очереди заканчивают предложения

Называют фразеологизмы

Р. Формирование волевой саморегуляции, Обучение работать по предложенному плану.

8.

Подведение итогов

- Все участники молодцы! Я рада, что вы

 « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

Отвечают на вопросы

Р. умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельности для себя самого.

П.Сопоставляют, всё ли удалось на занятии;

умение сравнивать цель и результат

9.

Рефлексия учебной деятельности

- У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите листок с заданием.

Задание по желанию

Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

1. Об очень большой тесноте.

2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

3. Об очень счастливом человеке.

4. О полной тишине.

Распределяют смайлики по кармашкам

К. Рефлексия своих действий.

Воспитывать толерантное отношение к окружающим



Предварительный просмотр:

.  Крылатые слова  (3ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».


Внеурочное занятие по русскому языку 3-4 класс «Крылатые слова»

Где раки зимуют

«Покажу ему, где раки зимуют»,- так можно сказать рассерженный человек. Где раки зимуют – известно: в иле на дне реки или пруда. Что в этом страшного? Сейчас узнаете.

Одним из любимых блюд русских помещиков были свежие раки. Летом наловить раков – дело нехитрое. Но любили богачи угощать своих гостей свежими раками и зимой. Бедные люди должны были нырять за раками в зимнюю стужу, любой мороз. Это было жестокое наказание.

Теперь понятно, что означает выражение «показать, где раки зимуют».

(Шарошкин В.)

Бить баклуши

Много раз нам приходилось слышать от взрослых слова упрёка: «Перестань бить баклуши, садись за уроки!» Конечно, мы понимаем смысл: нужно прекратить заниматься пустяками и заняться серьёзным делом. Откуда родилось это устойчивое выражение?

Оно пришло из глубокой старины. Баклуши – это чурки для изготовления ложек и деревянной посуды. Все начинается с деревянной чурочки. Бить баклуши – это значит раскалывать полено на баклуши, иначе говоря, делать очень простую работу.

А в наше время это выражение означает «заниматься пустяками, бездельничать». (Козлова С.)

Казанская сирота

При царе Иване Грозном русские покорили Казанское царство. А татарские князья старались разжалобить русских царей, чтобы добиться от них разных уступок. Поэтому сейчас в нашей речи мы называем казанской сиротой того, кто притворяется, прикидывается обиженным, несчастным.

( Киреева В.)

 

 

 

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»


Цели и задачи:

  1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова. 
    2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость. 
    Ожидаемые результаты: 
    Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. 
    Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. 
    Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

Аудиозапись: «Крылатые слова»

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.


2. Мотивация. 

Начнем свою работу «с разминки ума».

Развивающие задания «Чудесные превращения слов»

1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»

1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)

2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)

2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы

Переставь местами буквы и образуй новые слова.

лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)

3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»

Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Предлагаю послушать стихотворение.

«Как работает слово»  
Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже 
много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед: 
Такой «
сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! 
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: 
«Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:  
«
Под камень лежачий вода не течет». 

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом? 
Не дело, мол, «
воду носить решетом»! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…» 
(В.Суслов)

-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок. 

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.)

 Слайд 5

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)

Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.

Слайды 6,7 (басни)

Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.

Словари нам сегодня пригодятся для работы.

Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.

За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный.

1 конкур «Найди соответствия» Слайд 8

- обманывать (водить за нос…)
- замолчать  (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)

- преувеличивать  (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)

Проверка задания

3 конкурс «Замени выражение одним словом» (словари). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9

Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (
обманывать),
рукой подать – (
близко), 
зарубить на носу – запомнить; 
куры не клюют – много; 
душа в пятки ушла – испуг. 

Проверка задания.

Физминутка «Ёлка»

4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде.Слайд 10

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)

- битый не битого везет;(Лиса и волк)

- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)

Проверка задания.

5 конкурс «Самый внимательный слушатель»

Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений

6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11

- голоден, как …(волк)

- хитер, как … (лис)

!- надут, как … (индюк)

!- труслив, как…( заяц)

- неповоротлив, как …( медведь)

!- нем, как …(рыба)

Как вы понимаете отмеченные выражения?

7 конкурс «Закончи выражение» (устно)

Сколько лет…(сколько зим)

Добро…(пожаловать)

Не тут-то …(было)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12

Простая истина

Живите ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться

А как войти потом обратно?

Вход и выход

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)

Выйти из него мгновенно можно!

- Какие фразеологизмы вы услышали?

4. Подведение итогов.

Подсчет баллов в командах.

Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

5. Рефлексия

У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.

6. Задание по желанию

Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

1. Об очень большой тесноте.

2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

3. Об очень счастливом человеке.

4. О полной тишине.

 

 

 

 

Технологическая карта по внеурочному занятию

Тема занятия: Крылатые слова

Тип занятия: открытие нового знания

Внеурочная деятельность: «Занимательная грамматика»

Цель: познакомить учащихся с крылатыми выражениями для обогащения словарного запаса.

Задачи:

  1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова. 
    2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость. 

  1. Ожидаемые результаты: 
    Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. 
    Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. 


  1. Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 


4. 
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы


5. 
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

Аудиозапись: «Крылатые слова»

Структура и ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Организационный момент.

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнём же урок, не будем зря время терять.

- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.

Внимательно слушают учителя.

К. Настрой на работу в присутствии гостей.

2

Мотивация к учебной деятельности 

-Начнем свою работу «с разминки ума».

Развивающие задания «Чудесные превращения слов»

1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»

2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы

3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»

Выполняют задания.

Построение ответа в устной форме.

Применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях.

П. Развитие познавательной инициативы.

К. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Р. Формирование саморегуляци.

Обучение работать по предложенному плану

3

Введение в новую тему.

-Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

- Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

- Какие выражения вы запомнили?

Подготовленные дети цепочкой читают наизусть стихотворение «Как работает слово».

Отвечают на вопросы

П. Выделение существенной информации из текста стихотворения.

4

Информационный блок. 

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений?

-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? Слайд 5

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему?

Работа с баснями И.Крылова.

Слайды 6,7

Отвечают на вопросы

Р. Умение определять цель деятельности.

П. умение на основе анализа текстов делать умозаключения

5

Работа в группах

1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)

Каждая команда предоставляет рисунок к крылатому выражению и рассказывает о происхождении этого выражения.

К. Взаимодействуют друг с другом, работая на общий результат.

П. Развитие познавательной инициативы.

К. Умение распределять обязанности в группе.

Р. Умение регулировать направление работы на достижение цели.

2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8

Работают в группах.

Проверка по ключу.

3 конкурс «Замени выражение одним словом» (Фразеологический словарь). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9

Работа со словарем

6

Физминутка «Ёлка»

Организует физическую деятельность

Выполняют физические упражнения

4 конкурс «Вспомни сказку».

По 3 выражения каждой команде.

Слайд 10

Называют сказку

Р. Формирование волевой саморегуляции, Обучение работать по предложенному плану.

5 конкурс «Самый внимательный слушатель»

Аудиозапись «Крылатые слова».

Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений.

6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11

Называют животных

7 конкурс «Закончи выражение» (устно)

Сколько лет…(сколько зим)

Добро…(пожаловать)

Не тут-то …(было)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

Каждая группа по очереди заканчивают предложения

8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12

- Какие фразеологизмы вы услышали?

Называют фразеологизмы

7

Подведение итогов.

Подсчет баллов в командах.

- Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

Отвечают на вопросы

Р. умение оценивать значимость и смысл внеучебной деятельностидля себя самого.

П.Сопоставляют, всё ли удалось на занятии;

умение сравнивать цель и результат

8

Рефлексия учебной деятельности на занятии

- У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.

Задание по желанию

Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

1. Об очень большой тесноте.

2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

3. Об очень счастливом человеке.

4. О полной тишине.

Распределяют смайлики по кармашкам

К. Рефлексия своих действий.

Воспитывать толерантное отношение к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 2 класс УМК «Школа России»

Данное занятие посвящено Дню матери и проводилось на внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" во 2 классе....

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Кружок «Ритмика и танец» Направление: спортивно – оздоровительное.

Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 1 классе по ФГОС....

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС). Моя родословная.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали не все, однако люди...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»

               Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...