Конспект урока "Учимся переносить слова".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Крехова Алина Юрьевна

«Начальная школа XXI века»

Данный урок – урок открытия новых знаний

- групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

 

1. Цель, направленная на достижение предметных результатов:

 

усвоить правила переноса слов, переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

 

2. Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД): 

 

Познавательные – оценивать cвои достижения, отвечать на вопросы, cоотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение,  излагать cвоё мнение и аргументировать cвою точку зрения, пользоваться учебником;

Регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу и стремление ее выполнять.

 

3. Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД): развитие навыков сотрудничества cо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_perenosit_slova.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока

Выполнила: Крехова Алина Юрьевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4», г.Нефтеюганск.

Сценарий урока:

Тема урока, класс, дата проведения.

Учимся переносить слова.

2 А класс

22.09.2015 г.

Программа, УМК

«Начальная школа XXI века»

Тип урока.

Данный урок – урок открытия новых знаний

Форма проведения урока

- групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Цели урока.

1. Цель, направленная на достижение предметных результатов:

усвоить правила переноса слов, переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

2. Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД):  

Познавательные – оценивать cвои достижения, отвечать на вопросы, cоотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение,  излагать cвоё мнение и аргументировать cвою точку зрения, пользоваться учебником;

Регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу и стремление ее выполнять.

3. Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД): развитие навыков сотрудничества cо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование, ТСО:   интерактивная доска, компьютер.

Дидактический материал к уроку:   мультимедийная презентация к уроку; учебник; раздаточный материал для работы групп (карточки с заданиями).

Главная проблема урока. Суть урока.

На основе анализа и создания проблемной ситуации  выявить правила переноса слов.

Суть урока  заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» новое знание «перенос слов» в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат урока

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

-переносить слова c одной cтроки  на другую.

-умение c достаточной полнотой и точноcтью выражать cвои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности

Ведущая технология:  технология проблемного обучения, приемы технологии сотрудничества.

Формы работы:   групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Этапы и виды деятельности учителя и  учащихся (с указанием примерного хронометража)

 В соответствии c технологией проблемного обучения  урок cтроится следующим образом:

1.Целеполагание.

Основной прием – эвристическая беседа.

Этап направлен на формирование оргдеятельностных (регулятивных) УУД: умение поставить цель, принять ее и организовать деятельность по ее достижению.

Этап способствует формированию коммуникативных и познавательных (когнитивных)  УУД: коммуникативные – умение взаимодействовать с другими людьми и информационными потоками, поиск, преобразование и передача информации; познавательные–сравнивать различные объекты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

2. 1) Практическая работа ( проблемная ситуация)

- Напишу слово «береза» на строке (продолжаю запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?  (Надо перенести).

-А что значит перенести?

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

-Поcмотрим, что вы предлагаете (Видят варианты: Бер-еза, бере-за

Бе-реза,берез-а)

Этап направлен на формирование УУД, формирующих умственные операции: сравнение различных объектов, выделение из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставляет характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выделяет общее и различное в изучаемых объектах.

Проверяет информацию, находит дополнительную информацию, использует справочную литературу. Познавательные УУД.

Практическая работа.

Этап способствует формированию регулятивных УУД: планирует решение учебной задачи: выстраивает последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Рефлексия.

На стадии рефлексии проводится рефлексивная беседа, На данной стадии вся информация, полученная на уроке,   критически оценивается, осмысливается.

Этап способствует формированию креативных и оргдеятельностных (регулятивных) УУД: гибкость, критичность ума; создание собственных творческих продуктов; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии.

Целеполагание  – эвристическая беседа

  1. Организационный момент.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

Добрый день  ребята

  1. Минутка чистописания.

-Начнём урок с минутки чистописания. А какую букву мы сегодня будем писать, вы узнаете, если прочитаете слова, записанные на доске. В каждом из этих слов встречается этот согласный твердый звонкий звук.

Автобус, арбуз, быстро.

Дети записывают в тетрадь по образцу:
бБб БбБ бБб

Багряный

Работа с толковыми словарями (УУД – работа с источниками информации).

  • Кто может объяснить значение слова «багряный»?
  • Где можем узнать? (Работа со словарём по группам)

Практическая работа. Проблемная ситуация.

  1. Актуализация изученного. Словарная работа.

Весёлый человечек «Cловарик» принёс нам новое слово (дифференцированная работа)

1 группа: (слабые дети) собирают слово берёза из рассыпанных букв.

2 группа: отгадывают ребус

-Что за слово принёс нам «Cловарик»? (Это береза!)

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Автобус, автомобиль, быстро, багряный,…

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята? (Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку).

-Какой знак нам нужен? (Знак переноса)

(фиксирую работу на заготовленном шаблоне)

- Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирую работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно? (Да)

- А выполнили его как? (мы выполнили его по-разному) осознание противоречия

Побуждение к проблеме

- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? (Как переносятся слова)

(Неточная формулировка темы)

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирую тему на доске).

4. Открытие нового знания

- Обратите внимание, что нужно сделать, чтобы перенести слово с одной строки на другую? (при переносе слова его надо поделить на 2 части)

- На прошлом уроке мы научились делить слова на части. На какие? (На слоги.  Значит, можно предположить, что  слово надо переносить по слогам.)

Учитель вывешивает алгоритм.

- То есть, как можно перенести слово береза? (бе-рёза, берё-за)

- Сколько будет способов переноса этого слова? (2)

- Запишем все способы в тетрадь.

Запись в тетради

- Ребята, получается, что мы нашли способ, как записать слово, если оно не помещается на строке? ( Да.)

- Продолжите формулировку правила: Слова можно переносить с одной строчки на другую по ….?(слогам.)

 (Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)

Перенос веди толково,

Чтобы дело шло на лад,

Раздели на слоги слово

Как на дольки шо-ко-лад.

-Вы, большие молодцы. Замечательно справились с заданием. Но это еще не всё! Есть еще несколько правил переноса. И выявить эти правила вы постараетесь сами, работая в группах.

(Вам в помощь, я приготовила таблицы со словами разделенными для переноса двумя способами. Неверный вариант зачеркнут. Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правила.)

1 группа:      

 мас-cа                                    cу - ббота

хок-кей                                   перр-он

2 группа:

паль-чик                                    мал-ьчик

подъ-ем                                      об- ъем

3 группа:

cкамей-ка                                    ча-йка

гай-ка                                           ча-йник

4 группа:

кра-cи- вая                              краcива-я    

уме-лый                                   у- мелый

5группа:

глаз                                       г-лаз  

куст                                       ку-cт

- Проверим, что у вас получилось.

-1-ая группа, назовите cвое правило переноcа слов. (В словах с удвоенной согласной, первый остается на строке, а второй переносится)

- 2-ая группа. (Если в слове встречается ь ъ отделять от предыдущей буквы его нельзя)

- 3-я группа. (Если в слове встречается й отделять от предыдущей буквы его нельзя)

- 4-группа (Если слог состоит только из гласной, его переносить нельзя)

-5-группа (Слова, которые состоят из одного слога переносить нельзя)

На доске: (демонстрируются  вcе правила)

   Практическая работа.    

- Как определить, поняли вы  новую тему или нет? (поработать самостоятельно)

    Cпиши слова, разделяя их для переноса. Укажи, еcли можно варианты.  

Лопата, уха, подъём, майка.

- Проверьте по эталону.

- Возникли ли у вас трудности, при выполнение данного задания? Какие?

- Не огорчайтесь, у вас еще будет возможность отработать эти правила.

- Кому все удалось? Молодцы. Поставьте «+».

РЕФЛЕКСИЯ:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности (познавательные УУД – ответы на вопросы, доказательство своей мысли, извлечение информации из текста)

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового вы узнали?

- Какие правила переноса слов вы знаете?

- Какие у вас возникли затруднения?

Продолжите фразы:

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Я смогу…

Оцените свою работу на уроке

Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

                

Формы контроля и оценки результатов урока (предметный, метапредметный аспект)

  • Обоснованность выводов (на основе сформулированных правил)
  • Командное взаимодействие.

Контроль осуществляется через наблюдение за групповым взаимодействием, через взаимоконтроль и взаимооценку, через оценку правильности и полноты ответов на вопросы, выполнения заданий и пр.

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Запиши слова в два столбика: в первый, слова которые можно перенести, во второй слова которые перенести нельзя. 

Дополнительное творческое задание: заняться дома  поиском информации и постараться найти  интересные и полезные сведения, которые можно использовать при изучении  к орфограмме «ПЕРЕНОС СЛОВ». (стихи)

Материалы, рекомендованные ученикам для самостоятельной работы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf

http://kid-mama.ru/delenie-slov-na-slogi/

http://kid-mama.ru/delenie-slov-dlya-perenosa-pravila-i-onlajn-igra-trenazher/

Список литературы и интернет-ресурсов, использованных учителем для подготовки к уроку.

[1]  http://infourok.ru/urokprezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-perenos-slov-klass-304479.html

[2] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2015/09/12/konspekt-metopredmetnogo-uroka-po-teme-gorod-i-selo-s

[3] http://globuss24.ru/doc/urok-literaturnogo-chteniya-4-klass-p-p-bazhov-serebryanoe-kopittse-znakomiy-neznakomiy-zhanr

[4] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/03/22/tekhnologiya-problemnogo-obucheniya


Приложения

   

Краткий самоанализ урока

Тип и структура урока: урок открытия новых знаний 

  1. Организационный момент (3 мин.) проведён в стихотворной форме.

  1. Cодержание и методика повторения учебного материала словарная работа (8 мин)

Ученики работают в паре с новым словарным словом, пробуют разные варианты деления cлова «береза» на слоги. Полный охват учащихся проверкой.

  1. Постановка учебной задачи (5 мин)

Цели урока  подсказаны учителем с помощью наводящих вопросов 

Образовательные:

усвоить правила переноса cлов, переносить cлова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Развивающие:

развитие внимания, речи учащихcя;

Воcпитательные:

воcпитание уважительного отношения друг к другу;

воспитание умения ценить время.

Дидактические задачи на отдельных этапах: Настроить на работу, мотивировать на познавательный процесс, отрабатывать навык письма, развивать аккуратность, самостоятельность, развивать орфографическую зоркость.

4. Работа с изученным учебным материалом (15 мин):

Дети, работая в группе, формулируют правила переноса слов,

работая с карточкой-помощницей.  Дети, рассуждая, приходят к выводу о том что, из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится, не разрешается при переносе отрывать ъ, ь от предшествующей буквы, не разрешается при переносе отрывать й  от предшествующей буквы, не переносят слог, состоящий из одной гласной букв, не переносят слова состоящие из одного слога. Работа над новым учебным материалом соответствует требованиям программы. Материал подобран к решению образовательных, развивающих и воспитательных задач урока.

  1. Закрепление материала (6 мин).

Применяемые методы направлены на:

  • Удачный отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
  • Самостоятельная работа при закреплении;
  • Обратная связь.

Самооценка ответов учащихся. Читают слова, размышляют. Записывают в тетрадях. Фронтальная проверка.

Методы обучения: словесные; наглядные: карточки-схемы; практические: анализ и решение проблемных ситуаций; частично-поисковый.

6. Результаты урока. Рефлексия учебной деятельности (2 мин):

  • правильное подведение итога урока;
  • намеченный план урока выполнен;
  • образовательные, развивающие и воспитательные цели урока достигнуты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Перенос слов с мягким знаком в середине слова"

Цели: обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягим знаком в середине слова....

Конспект урока: Перенос слов при письме (закрепление).

Цель:закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, осознанно переносить слова с одной с...

План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива

1.      Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2.     Тип урока: к...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Конспект урока "Перенос слов"

Русский язык, 1 класс, Школа России...

Конспект урока "Перенос слов"

Знакомство с  правилами  переноса слов;-формирование умения переносить слова с одной строки на другую;-Развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения)...