Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прокофьева Марина Дмитриевна

Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе..  В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен кластер "Имя прилагательное". Дети вспомнили всё то, что изучили во 2 и 3-ем классе. Один вопрос их заинтересовал больше всего - для чего нужны имена прилагательные. Была сформулирована проблема "Какова роль имён прилагательных в речи?". Далее учащиеся искали пути решения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx57.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

Учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна

 

г. Лиски

2016 год

Цель урока

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи;

          планируется, что к концу урока учащиеся будут

         знать:

  • какую роль выполняют имена существительные в речи;

           уметь:

  • подбирать имена прилагательные;
  • использовать  имена  прилагательные  в устной и письменной

 речи

Задачи урока

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме

     «Имя прилагательное»

  1. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности,

      внимание, память.

  1.  Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать,

            анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых

            языковых явлениях,   делать выводы;

  • способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;
  • содействовать развитию связной речи через  умение подбирать

            и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;

  • способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной

природе;

  • создавать условия для воспитания чувства товарищества,

            взаимовыручки.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока

Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж,

 начальная форма прилагательного число, род;  члены предложения.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование

своих действий к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации,

осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, индивидуальные карточки

     

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Я очень хочу, чтобы мы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

 А для того, чтобы добиться успеха на уроке,   какими мы должны быть? (внимательными, наблюдательными, сообразительными, творческими)

 Собираясь  сегодня  на урок, я решила принести вам подарок. Вот он (прикрепляется рисунок дерева без листьев).  Вам нравится мой подарок?  Почему?  

-Чего не хватает этому дереву? (листьев, цветов, красок).

-А можно ли это дерево изменить ?  Как? (добавить листьев, краски)

 -Нравится ли вам теперь это дерево? Что в нем изменилось? (появились цвета)    Какие?

 

А если нет карандашей и красок  можно ли украсить предмет? Как? (используя разные слова)

 -Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря  замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:

   Русский язык  в умелых  руках и в опытных  устах красив,  певуч и   выразителен.                     СЛАЙД        2

  1.  Чистописание

Предлагаю начать нашу работу  с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, обозначает первый звук слова-отгадки.

Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
                        На дома. (снег)             СЛАЙД  3

-   Слово на экране. Выделите, пожалуйста, первый звук в слове, дайте ему характеристику. А теперь давайте аккуратно запишем  эту букву себе в тетрадь.  

http://nsc.1september.ru/2004/22/17.gif

-Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки.  Мы выполнили первое задание-

чистописание.  Оцените свою работу, выставите баллы.

-  А давайте придумаем тематическую группу слов к слову снег,  причем все эти слова должны начинаться с букву «эс»..

(снежинка, снегопад, сугроб, слой, сыпаться, сметать, стряхивать,  санки, снеговик…)

Пять слов запишите в тетрадь      (после того, как слова названы)

-Оцените второе задание в листах самооценки

  1. Сообщение темы и целей урока           СЛАЙД        4

А я придумала вот такие слова : скрипучий, серебристый, сугроб, скользкий (объяснить правописание пропущенных букв)

- Присмотритесь внимательно к этим словам, нет ли здесь слова лишнего?  Почему?   Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

     

4. Актуализация опорных знаний  (работа в группах)

Предлагаю в группах вспомнить и обсудить известную информацию об имени прилагательном и составить ответ в виде схемы. (одна группа работает у доски)

Карточка 1.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

      является            отвечает             обозначает             изменяется          для чего

    частью                   на вопросы          признаки                  по числам                     ?

       речи                      Какой?                предметов              и по родам

                                   Какая?

                                   Какое? Какие?

   

 - Отвечая на какой вопрос,  вы  сомневались? О чём бы вы хотели узнать побольше? (для чего нужны имена прилагательные)

 Я надеюсь, что к концу сегодняшнего урока мы будем знать…

(Для чего нужны имена  прилагательные в речи? Какую роль они выполняют в речи)      СЛАЙД     5

- И обязательно научимся… ( подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях)

 

 -Сформулируйте тему нашего урока…

   -Какие цели поставим?

     Спланируем нашу деятельность :

1. Вспоминаем то, что знаем.

2.  Определяем, в чём сомневаемся. Формулируем проблему.

3. Проверяем предположения.

4. Подводим итог.

5. Намечаем план действий на будущее.

  1. Работа над темой урока.

Создание проблемной ситуации.  (в парах, карточка)       СЛАЙД   7, 8  (отгадка)

 Ребята, я приготовила для вас загадку и прошу попробовать ее отгадать.

Карточка 2

 …   по  …
Написал …  .
…    пойдет,
…     найдет .

Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.    Заяц и лиса

 О ком же говорится в этой загадке?     Давайте попробуем повторить попытку.

  Почему вы не смогли разгадать загадку сразу?  

Слова, какой части речи помогли понять, уточнить, о чем говорилось в загадке?

 Какой вывод можем сделать?

Прилагательные  помогают точно, ясно описывать предмет.     СЛАЙД       9

  •  Слайд-шоу «Зимняя сказка»  (работа в  группах)      СЛАЙД   10,      11 (проверка)     

Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание,  сосредоточенность и  умение  хорошо  запоминать. Приглашаю вас в зимнюю сказку.

-Запишите  имена  существительные  в столбик (одеяло, снег, ресницы, совы, сугробы, лес, дома, сказка)  Подчеркните орфограммы.

Дополните существительные прилагательными, которые встретились в ролике.

Одеяло (теплое)

Снег (легкий)

Ресницы (мохнатые)

Совы (золотые)

Сугробы (большие, белые)

Лес  (дремучий)

Дома (сонные)

Сказка (зимняя)

 Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы.  (по одному представителю от группы работают на доске. )

-Что у нас получилось, что мы записали?  (словосочетания)  

-Слова, какой части речи являются главным словом, зависимым?

 Выделите главное слово, поставьте стрелку к зависимому.

 

-В чём согласуется им. прилагательное и имя сущ.? Обозначьте признаки им. прилагательных.

 Что значит золотые совы?  В каком значении  автор употребил  слово золотые?  Замените синонимом слова  дремучий,  мохнатый.

Какой вывод можно сделать? Прилагательные  делают  речь  выразительной. СЛАЙД   12

 -Оцените третье  задание в листах самооценки

Физминутка.

  • Работа в учебнике. Откройте учебник на стр. 32   упр 200.
  • Вывод после наблюдений.
  • Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.
  • В тексте описании прилагательные  являются ключевыми словами.
  • Разбор предложения по членам.  

В саду стояли в инее розовые деревья. ( у доски)

 

  • Минутка творчества (текст на слайде)    СЛАЙД  13

Пришла з..ма. Хлоп…я   л…гли  на землю и крыш…  д…мов. Сне…   п…вис на в…твях  д…рев…ев  кружев…м.  Украсил ели и сосны ша…ками.

-Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание. Нравится ли вам  такой текст?  Почему? (скучный)

Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)

Работа в группах

 Подберите подходящие  имена прилагательные, которыми можно украсить текст.

(Каждая группа получает  набор картинок  и  свое слово: зима, снег, кружево, шапки)

  • Дифференцированная работа

А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами  прилагательными. (работают на карточках)

3 балла : текст дополняют своими прилагательными, подчеркнуть их.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.    

…  снег повис на ветвях деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

2 балла: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.  

 …  снег  повис  на ветвях  деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная,  снежные, легкие,  мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным,

 мохнатыми, белыми.

       1 балл:  вставить в предложения  по порядку указанные имена прилагательные.

Пришла   …    зима.    ….  хлопья  легли на землю и крыши домов.    

…  снег повис на ветвях деревьев  …    кружевом.   Украсил  ели и сосны   … шапками.

Слова для справок: долгожданная,  снежные,  пушистый, легким, мохнатыми.

 Проверка работ (з балла)

 

 - К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?

(прилагательные украшают нашу речь)

-Оцените это  задание в листах самооценки.

  1.  Объяснение домашнего задания.

Д/З  

Белый цвет: упр. 8, с. 7

Желтый цвет: используя предложенные словосочетания, составить текст-описание «Зима в лесу»

Зеленый цвет: Представьте, что вам посчастливилось очутиться в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого зимнего  солнца ... Вот  вы приподнимаете пушистую ветку ели и... Опишите, что и каким вы увидели. 

  1. Итог урока. Рефлексия.

Прием «Незаконченное предложение»

Обсудить в группах и дать ответ на один из  вопросов (вопросы на цветных полосках)

  • Имена прилагательные делают нашу речь …
  • Имена прилагательные помогают нам  …
  • Мы не можем обойтись без имен прилагательных…
  • Если  из  нашей речи исчезнут все прилагательные, то… 

Прием «Опорные слова»  (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные)

  Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом,  конечно же, имена прилагательные. У каждого из вас есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его на наше дерево.

 

ИНТЕРЕСНЫЙ

НЕИНТЕРЕСНЫЙ

СКУЧНЫЙ

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

УМНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

КРАСИВЫЙ

РАЗВИВАЮЩИЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ

ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ

Комментирование оценок. 4-6.  -3, 7-8 б. -4,  9-11б. -5

- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе / УМК "Школа 2100" 7 окончания имен прилагательных

Карточка №1 для индивидуальной работы учащихся.Урок русского языка в 4 классеУМК « Школа 2100» Тема:  Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написан...

Урок русского языка в 4 классе / УМК "Школа 2100" 7 окончания имен прилагательных

Карточка №1 для индивидуальной работы учащихся.Урок русского языка в 4 классеУМК « Школа 2100» Тема:  Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написан...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 2100"

Тема урока: "Правописание удвоенной согласной на стыке приставки и корня". На данном уроке учащиеся, опираясь на знания состава слова, в процессе поиска делают открытие. Они приходят к выводу, что удв...

Конспект урока русского языка в 3 классе ОС"Школа 2100" по теме"Наречие как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Наречие как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина   ...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...