Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен кластер "Имя прилагательное". Дети вспомнили всё то, что изучили во 2 и 3-ем классе. Один вопрос их заинтересовал больше всего - для чего нужны имена прилагательные. Была сформулирована проблема "Какова роль имён прилагательных в речи?". Далее учащиеся искали пути решения этой проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 57.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
4 класс
Учитель: Прокофьева Марина Дмитриевна
г. Лиски
2016 год
Цель урока | Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи; планируется, что к концу урока учащиеся будут знать:
уметь:
речи |
Задачи урока |
«Имя прилагательное»
внимание, память.
анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;
и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;
природе;
взаимовыручки. |
Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока | Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж, начальная форма прилагательного число, род; члены предложения. |
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс | Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам. Метапредметные УУД: 1.Регулятивные: развитие умений высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. 3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, индивидуальные карточки |
Ход урока.
- Организационный момент. Психологический настрой.
Я очень хочу, чтобы мы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
А для того, чтобы добиться успеха на уроке, какими мы должны быть? (внимательными, наблюдательными, сообразительными, творческими)
Собираясь сегодня на урок, я решила принести вам подарок. Вот он (прикрепляется рисунок дерева без листьев). Вам нравится мой подарок? Почему?
-Чего не хватает этому дереву? (листьев, цветов, красок).
-А можно ли это дерево изменить ? Как? (добавить листьев, краски)
-Нравится ли вам теперь это дерево? Что в нем изменилось? (появились цвета) Какие?
А если нет карандашей и красок можно ли украсить предмет? Как? (используя разные слова)
-Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен. СЛАЙД 2
- Чистописание
Предлагаю начать нашу работу с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, обозначает первый звук слова-отгадки.
Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
На дома. (снег) СЛАЙД 3
- Слово на экране. Выделите, пожалуйста, первый звук в слове, дайте ему характеристику. А теперь давайте аккуратно запишем эту букву себе в тетрадь.
-Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки. Мы выполнили первое задание-
чистописание. Оцените свою работу, выставите баллы.
- А давайте придумаем тематическую группу слов к слову снег, причем все эти слова должны начинаться с букву «эс»..
(снежинка, снегопад, сугроб, слой, сыпаться, сметать, стряхивать, санки, снеговик…)
Пять слов запишите в тетрадь (после того, как слова названы)
-Оцените второе задание в листах самооценки
- Сообщение темы и целей урока СЛАЙД 4
А я придумала вот такие слова : скрипучий, серебристый, сугроб, скользкий (объяснить правописание пропущенных букв)
- Присмотритесь внимательно к этим словам, нет ли здесь слова лишнего? Почему? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
4. Актуализация опорных знаний (работа в группах)
Предлагаю в группах вспомнить и обсудить известную информацию об имени прилагательном и составить ответ в виде схемы. (одна группа работает у доски)
Карточка 1.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
является отвечает обозначает изменяется для чего
частью на вопросы признаки по числам ?
речи Какой? предметов и по родам
Какая?
Какое? Какие?
- Отвечая на какой вопрос, вы сомневались? О чём бы вы хотели узнать побольше? (для чего нужны имена прилагательные)
Я надеюсь, что к концу сегодняшнего урока мы будем знать…
(Для чего нужны имена прилагательные в речи? Какую роль они выполняют в речи) СЛАЙД 5
- И обязательно научимся… ( подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях)
-Сформулируйте тему нашего урока…
Спланируем нашу деятельность :
1. Вспоминаем то, что знаем.
2. Определяем, в чём сомневаемся. Формулируем проблему.
3. Проверяем предположения.
4. Подводим итог.
5. Намечаем план действий на будущее.
- Работа над темой урока.
Создание проблемной ситуации. (в парах, карточка) СЛАЙД 7, 8 (отгадка)
Ребята, я приготовила для вас загадку и прошу попробовать ее отгадать.
Карточка 2
… по … | Белый по белому |
О ком же говорится в этой загадке? Давайте попробуем повторить попытку.
Почему вы не смогли разгадать загадку сразу?
Слова, какой части речи помогли понять, уточнить, о чем говорилось в загадке?
Какой вывод можем сделать?
Прилагательные помогают точно, ясно описывать предмет. СЛАЙД 9
- Слайд-шоу «Зимняя сказка» (работа в группах) СЛАЙД 10, 11 (проверка)
Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание, сосредоточенность и умение хорошо запоминать. Приглашаю вас в зимнюю сказку.
-Запишите имена существительные в столбик (одеяло, снег, ресницы, совы, сугробы, лес, дома, сказка) Подчеркните орфограммы.
Дополните существительные прилагательными, которые встретились в ролике.
Одеяло (теплое)
Снег (легкий)
Ресницы (мохнатые)
Совы (золотые)
Сугробы (большие, белые)
Лес (дремучий)
Дома (сонные)
Сказка (зимняя)
Записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. (по одному представителю от группы работают на доске. )
-Что у нас получилось, что мы записали? (словосочетания)
-Слова, какой части речи являются главным словом, зависимым?
Выделите главное слово, поставьте стрелку к зависимому.
-В чём согласуется им. прилагательное и имя сущ.? Обозначьте признаки им. прилагательных.
Что значит золотые совы? В каком значении автор употребил слово золотые? Замените синонимом слова дремучий, мохнатый.
Какой вывод можно сделать? Прилагательные делают речь выразительной. СЛАЙД 12
-Оцените третье задание в листах самооценки
Физминутка.
- Работа в учебнике. Откройте учебник на стр. 32 упр 200.
- Вывод после наблюдений.
- Этот текст является описанием. В нём много имён прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце, облака, деревья, тени, свет; помогает почувствовать настроение героев.
- В тексте описании прилагательные являются ключевыми словами.
- Разбор предложения по членам.
В саду стояли в инее розовые деревья. ( у доски)
- Минутка творчества (текст на слайде) СЛАЙД 13
Пришла з..ма. Хлоп…я л…гли на землю и крыш… д…мов. Сне… п…вис на в…твях д…рев…ев кружев…м. Украсил ели и сосны ша…ками.
-Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание. Нравится ли вам такой текст? Почему? (скучный)
Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)
Работа в группах
Подберите подходящие имена прилагательные, которыми можно украсить текст.
(Каждая группа получает набор картинок и свое слово: зима, снег, кружево, шапки)
- Дифференцированная работа
А теперь я предлагаю исправить текст, украсив его именами прилагательными. (работают на карточках)
3 балла : текст дополняют своими прилагательными, подчеркнуть их.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов. … снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. |
2 балла: текст дополняют прилагательными, выбрав их из предложенных.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов. … снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. Слова для справок: холодная, морозная, долгожданная, снежные, легкие, мягкие, пушистый, тяжелый, легким, тонким, прозрачным, мохнатыми, белыми. |
1 балл: вставить в предложения по порядку указанные имена прилагательные.
Пришла … зима. …. хлопья легли на землю и крыши домов. … снег повис на ветвях деревьев … кружевом. Украсил ели и сосны … шапками. Слова для справок: долгожданная, снежные, пушистый, легким, мохнатыми. |
Проверка работ (з балла)
- К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу?
(прилагательные украшают нашу речь)
-Оцените это задание в листах самооценки.
- Объяснение домашнего задания.
Д/З
Белый цвет: упр. 8, с. 7
Желтый цвет: используя предложенные словосочетания, составить текст-описание «Зима в лесу»
Зеленый цвет: Представьте, что вам посчастливилось очутиться в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого зимнего солнца ... Вот вы приподнимаете пушистую ветку ели и... Опишите, что и каким вы увидели.
- Итог урока. Рефлексия.
Прием «Незаконченное предложение»
Обсудить в группах и дать ответ на один из вопросов (вопросы на цветных полосках)
- Имена прилагательные делают нашу речь …
- Имена прилагательные помогают нам …
- Мы не можем обойтись без имен прилагательных…
- Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…
Прием «Опорные слова» (Дать характеристику урока, используя имена прилагательные)
Ребята, а теперь давайте попробуем определить, каким же был сегодняшний урок? И помогут нам в этом, конечно же, имена прилагательные. У каждого из вас есть карточки с именами прилагательными. Выберите самое подходящее слово, характеризующее урок и поместите его на наше дерево.
ИНТЕРЕСНЫЙ
НЕИНТЕРЕСНЫЙ
СКУЧНЫЙ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРЫЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
УМНЫЙ
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
КРАСИВЫЙ
РАЗВИВАЮЩИЙ
БЕСПОЛЕЗНЫЙ
ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ
Комментирование оценок. 4-6. -3, 7-8 б. -4, 9-11б. -5
- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе / УМК "Школа 2100" 7 окончания имен прилагательных
Карточка №1 для индивидуальной работы учащихся.Урок русского языка в 4 классеУМК « Школа 2100» Тема: Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написан...
Урок русского языка в 4 классе / УМК "Школа 2100" 7 окончания имен прилагательных
Карточка №1 для индивидуальной работы учащихся.Урок русского языка в 4 классеУМК « Школа 2100» Тема: Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написан...
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 2100"
Тема урока: "Правописание удвоенной согласной на стыке приставки и корня". На данном уроке учащиеся, опираясь на знания состава слова, в процессе поиска делают открытие. Они приходят к выводу, что удв...
Конспект урока русского языка в 3 классе ОС"Школа 2100" по теме"Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 3 классе. Тема урока: Наречие как часть речи. Ос»Школа 2100» Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...
План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные: формирование интереса к учению, способн...
Конспект урока + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным в словосочетании и предложении» (УМК Школа России, 2 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО...