Урок русского языка в 4 классе: «Путешествие по городу Глагольску»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: Правописание глаголов.
Цель: Развитие умения распознавать орфограммы связанные с написанием глаголов, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_gorodu_glagolsku.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе « Путешествие по городу Глагольску »
Цель: Развитие умения распознавать орфограммы связанные с написанием глаголов, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; провести комплексный орфографический тренинг.
Задачи: 1) повторить правописание мягкого знака после шипящих на конце глаголов, правописание НЕ с глаголами, ТЬСЯ и ТСЯ а глаголах, спряжение глаголов, написание безударных суффиксов -а,-и,-е,-я. 2) способствовать развитию умений работать с учебным материалом, обобщать информацию анализировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, работать в группе, оценивать свою деятельность. 3) создать условия для расширения кругозора учащихся, формирования действенного мотива учения и интереса к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.
II. Актуализация знаний. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт.
III. Самоопределение к деятельности.
- Составьте слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.
Первая буква обозначает парный согласный к звуку [к]. Вторая буква – глагольный суффикс прошедшего времени. Третья буква - обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове календарь. Четвёртую букву пишем на конце слова друг. Пятая буква - окончание глагола прошедшего времени в среднем роде. Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук. (ответ – глагол)
- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (повторению правописания глаголов). - Какие орфограммы будем повторять, какие умения закреплять?
Мы с вами отправимся в необыкновенный город Глагольск. Улицы города имеют разные названия: улица Настоящего времени, улица I спряжения, улица Условного наклонения, проспект Совершенного вида, проспект Начальной формы. На каждой улице, проспекте есть автобусные остановки для пассажиров. Для проезда вам нужен билет. Проездным документом будет ваше знание глаголов – исключений (расскажите друг другу глаголы исключения)
IV. Работа по теме урока. Итак: Отправляемся в путь Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка « Проверь-ка»
-Каким было ваше д/з ? (упр. в тетради) -Какие это слова? (словарные) -Прочитайте их по слогам (чтение по цепочке) по горизонтали: капитан, путешествие, забава, памятник, кабинет, по вертикали: ситуация, пассажир, портрет, обида, пейзаж -Пользовались ли вы словарём при написании этих слов? - Молодцы. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка «Напиши-ка чисто»
(мин. чистописания) - Напишите 5 вариантов расположения букв жрс (жср, ржс, рсж, сжр, срж)
желать, решать, строить (на доске)
беречь, стеречь, спрячь, обрежь
-Слова какой части речи написаны на доске?
-Что такое глагол? -В какой форме стоят глаголы? ( желать, решать, строить ) - Поставьте их в форму изъявительного наклонения ,настоящего времени ,2 лица, ед. числа (желаешь ,решаешь, строишь) и запишите в тетрадь. -Как пишутся эти глаголы? -В какой форме стоят глаголы: беречь, стеречь, спрячь, обрежь? запишите их в тетрадь. - Что вы можете сказать о правописании мягкого знака после шипящих на конце глаголов? (Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак) - Хорошо. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка «Вспоминай-ка»
Работа по вариантам: записать пословицы в тетрадь : Iвариант - НЕ с глаголами -раздельно, IIвариант - НЕ с глаголами- слитно.
Кто (не) работает, тот (не) ест. Семеро одного (не) ждут. Потчевать велен , а (не)волить грех. Хочешь есть калачи – (не) сиди на печи. Плохо можется, коли (не )здоровится. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
- Вспомните как пишется частица НЕ с глаголами? (частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится). - Молодцы. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка «Думай-ка»
Работа в парах: выписать глаголы с ТЬСЯ и ТСЯ
Соседи уехали утром купа[ца] (что делать?)
И пса захватили, пускай порезвит[ца] (что сделает?)
А кошку оставили. Что с ней вози[ца] (что делать?)
Подумаешь, тоже мне важная пти[ца].
О чем-то мурлычет
Сосе[ц]кая кошка
Налью молока – отверне[ца] от блюд[ца] (что сделает?)
И долго глядит, не мигая в окошко:
- Не видно ль хозяев?
А вдруг не верну[ца]? (сделают?)
-Когда в глаголах пишутся ТЬСЯ и ТСЯ? (если глагол стоит в начальной форме (что делать? что сделать?) , то пишется ТЬСЯ, если глагол стоит в форме 3-го лица, ед.числа (что делает? что сделает?) или мн.числа (что делают? что сделают?) -то на конце пишется –ТСЯ). - Хорошо. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка «Физкультминутка»
- Я называю глагол, а вы выполняете действие:
Встать, потянуться, распрямиться, присесть, подняться, 2 раза прыгнуть, хлопнуть в ладоши, улыбнуться, сесть. - Отлично. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка « Тренировочная»
Работа в группе (на тренировочных листках): вставить безударные окончания, поставить спряжение:
смотр..шь, вяж…шь, игра...т, бел…т, рису…м, терп…м, обид…те, чита…те, (мн.ч.) пиш…т, терп…т - Какие глаголы относятся ко II спряжению,Iспряжению? (правило). - Хорошо. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты, подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка «Распределяй-ка»
Упр №1 стр 39: распредели и запиши слова по столбикам в зависимости от суффикса неопределённой формы глагола
-На какие 4 столбика мы распределим глаголы? (-а,-и,-е,-я) -Написание безударных суффиксов -а,-и,-е,-я перед ть в начальной форме нужно запомнить, а в случае затруднений обращаться к словарю. - Основы прошедшего времени и начальной формы совпадают (таять – таял). - Хорошо. Едем дальше.
Движения рук: Завести моторы, соединить контакты ,подготовиться к поездке, двери закрываются, поехали.
Остановка «Итоговая»
Самостоятельная работа - Упр. № 2 стр. 39-40
V. Рефлексия: - Оцените свою работу на уроке (светофор)
VI. Итоги урока Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Глагольску. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. - Что мы повторяли сегодня на уроке? - Какое задание было самым интересным? - Что показалось вам трудным? - С чем легко справились?
VI I. Домашнее задание: Перевести рассказ, подчеркнуть глаголы (на листках):
Л.Петрушевская “Пуськи Бятые”
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточка! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стряшкали. И подудонились. А Калуша волит:
- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучели. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюгиотзюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявки волит за напушкой:
- Калушата подудонились!
Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи Бятые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»
Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...
Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"
Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....
Урок русского языка 2 класс "Зимнее путешествие в страну безударных гласных"
Урок закрепления знаний по теме "Безударные гласные" 2 класс...
Конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме «Путешествие по стране Языкознания».
Данный урок является заключительным уроком в обучении грамоте. Проводится как уроук отчёт для родителей, знакомит их с достижениями учащихся....
Методическая разработка к открытому уроку русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс
Открытый урок русского языка по теме: "Путешествие в страну Морфемику. Части слова. Разбор слова по составу" 3 класс...
Город Грамматика. Приложение к уроку русского языка. 3 класс. Главные члены предложения.
Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения"...