Конспект урока с презентацией " Наречие как часть речи" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сычкова Татьяна Васильевна

Конспект урока с презентацией " Наречие как часть речи" 4 класс. УМК " Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_narechie.rar969.59 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема урока: Наречие как часть речи.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

               2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы:

  • фронтальная
  • самостоятельная
  • групповая

Методы работы:

  • наглядный
  • диалог

Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

- Здравствуйте. Садитесь.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим.)

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями.)

- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу.)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- Сегодня у нас необычный урок – урок исследование.  

- Кто помнит, что такое исследование?  (Поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме.)

- Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

- Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня . СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

- Прочитайте слова на экране.

Писал, заяц,  строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.

-Какие орфограммы вам встретились?

- Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

- Молодцы. Проверяем.

-  Прочитаете только существительные (заяц, плащ).

-  Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть главным членом (подлежащим) или второстепенным (дополнением,  обстоятельством)).

- Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает второстепенным членом( определением)).

- Прочитайте глаголы (писал, строить).

- Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам,  в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени - по родам. В предложении- главный член ( сказуемое)).

СЛАЙД 4

-Проверим, так ли у вас получилось. (Самопроверка и самооценка.)

- Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).

- На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)

- Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.

- Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже упоминали на уроках (наречие).

- Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем правила, по которому мы можем определить, какая это часть речи)

III.Определение темы урока. Постановка учебной задачи. СЛАЙД 5

          - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Наречие).  

- Вы что-либо знаете про эту часть речи?

-Определим цель урока. (Узнать, что такое наречие, учиться находить и использовать наречия в речи.)

Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам , понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.

-Давайте составим план. На какие вопросы мы должны найти ответы в процессе исследования?  (На какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, как изменяется, каким членом предложения является.)

IV. Открытие новых знаний. Работа над решение поставленных проблем.

- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

 СЛАЙД 6

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Работать должен каждый на общий результат.
  3. Один говорит, другие слушают.
  4. Если не понял, переспроси.
  5. Свое несогласие высказывай вежливо.

1. Работа в группах.

- У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.

Задание для 1 группы.   СЛАЙД 7

- Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.  

Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены),  сложное, т.к. две грамматических основы).

- Назовите наречие? (давно)

 - На какой вопрос отвечает? (когда?)

- С какой частью речи связано? (с глаголом)

- Что обозначает наречие? (признак действия)

         - Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является  второстепенным членом (обстоятельством)).

- Проверяем задание 2 группы.

Задание для 2 группы.     СЛАЙД 8

-Распределите наречия на группы по вопросам.

Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево. 

- Укажите наречия, которые указывают на время действия,  на место действия.

-  Молодцы, справились с заданием.

- Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

СЛАЙД 9

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

- Проверяем задание 3 группы.

Задание для 3 группы.

- Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

СЛАЙД 10.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел     (когда?)         рано  –     прилетели      (когда?)       рано;

                 запел            (               ?)                 -  запели      (______?)   ________;                проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.                

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________

Задание для 4группы.

СЛАЙД  11

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                    м.р.                        

Образец:  пришел   ( когда ?)      рано;

                 пришла   (_______?)    _________;

                 пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

СЛАЙД 12

Задание для 5 группы.

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец:    появились        ( когда ? )          рано;

                   разольются     (________?)      ___________;

                   цветут            (________?)      ___________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам _________________________________

СЛАЙД 13

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец:   1 л:   я встаю            ( когда ? )      рано;

                  2 л:   ты встаешь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он встает         (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ____________________________

Задание для 6 группы.

СЛАЙД 14

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________

- А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

- Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.

-Ребята, оцените, как отработала ваша группа. (Самооценка и взаимооценка).

СЛАЙД 15

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!

- Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?

- А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы сможем определить наречие.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

-А теперь давайте посмотрим, какой эталон у нас получился.

СЛАЙД 16

НАРЕЧИЕ
- обозначает признак действия
- отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?
- неизменяемая часть речи
-  в предложении: обстоятельство.

- Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень  -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

- Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

V. Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи.

СЛАЙД 17-18

- Давайте теперь проверим задание, которое выполняла 4 группа.

Задание 6 группы.

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –

б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно

2. Словарная работа

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами (Слайд 19).

Запишите  слова впереди и медленно в тетради.

- Объясните значение слова  впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)

- Слово впереди образовалось  путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)

-  Проанализируйте это слово.

в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.

- Запишите однокоренное слово к слову впереди (вперед).

- Вспомните пословицы и поговорки со словом впереди (Это все присказка, сказка будет впереди).

- Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?

        - Объясните значение слова  медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)

- Произошло  это слово  от древнего слова «медля», что значит медленный.

- Проанализируйте слово.

- В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд. гл. е, удвоенная согласная  нн, отвечает на вопрос как? Это наречие.

Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный, медлить, медлительный, замедлить).

- Выделите корень, определите часть речи.

- Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы.

антонимы – быстро, стремительно.

синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно.

-Как вы думаете, зачем нужны наречия?

-Найдите в учебнике упр.126. Прочитайте предложения сначала без наречий, а потом с ними.

-Сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в предложениях? ( Наречия нужны для того, чтобы сделать нашу речь яркой. Наречия поясняют, уточняют, определяют, дополняют другие части речи.)

         - А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

СЛАЙД 20

VI. Итог урока.    

- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

-Ответьте на три ключевых вопроса:

ЧТО ДЕЛАЛИ? ( Знакомились с новой частью речи.)

КАК ДЕЛАЛИ? ( Выполняли исследование.)

ЗАЧЕМ?  (Чтобы обогатить нашу речь, сделать её более яркой.)

- Какие же открытия вы сегодня сделали? (Узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является второстепенным членом.

VI. Рефлексия.    

         - А теперь проанализируйте свою  работу на уроке.  У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+»  те высказывания, с которыми вы согласны.

  1. Я знаю, что такое наречие.
  2. Я смогу определить наречие по эталону.
  3. На уроке  у меня все получилось.
  4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе  (если была)
  5. Я активно участвовал в открытии нового знания.

СЛАЙД 21

Домашнее задание.

Составить и записать 5 предложений с наречиями.

Оценки за урок.

СЛАЙД 22

Всем большое спасибо за работу.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока с презентацией. Тема: «Трёхзначные числа»_3 класс_программа "Школа 2100".

Тема: "Трёхзначные числа".Цель: научиться читать и записывать трёхзначные числа, в которых отсутствует один из разрядов.Задачи: формирование УУД....

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку,разработанный в технологии деятельностного методаУМК «Школа России»Класс: 4Тема: «Наречие как часть речи»Тип урока: урок «открытия»...