Ещё немного из истории слов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Задачи: Пополнять знания учащихся о возникновении слов, совершенствовать умения и навыки по решению грамматико-орфографических задач
Цели: Развивать интерес к предмету, наблюдательность, навыки анализа, самоконтроля, сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3_klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ещё немного из истории слов
Задачи: Пополнять знания учащихся о возникновении слов, совершенствовать умения и навыки по решению грамматико-орфографических задач
Цели: Развивать интерес к предмету, наблюдательность, навыки анализа, самоконтроля, сотрудничества
Методы: Объяснительно- иллюстрационный, побуждающе-репродуктивный, поисковый.
Оборудование: Мультимедиапроектор, загадки, карточки со словами, раздаточный материал
№ | Этапы урока | Содержание |
I | Организация класса. | -психологический настрой на урок. Добрый день, добрый час! Очень рада видеть вас, Друг на друга посмотрели. И тихонечко все сели. Я думаю, что этот урок поможет вам открыть новые тайны русского языка. |
II III IY
Y YI | Словарный диктант «Ты мне – я тебе» Сообщение темы, задачи и цели урока. Работа по теме урока Работа в группах. Викторина «В царстве природы» Инсценирование диалога бабочек Физминутка | Карандаш, класс, лопата, машина, мороз, Россия, сапоги, ученик. Слайды с картинками. Всех, кто любит родной язык, кто хочет знать его лучше, интересует присхождение слов. Историей происхождения слов занимается наука- этимология. Значит мы будем на уроке выступать в роли учёных – этимологов. Не забудем о частях речи, и решение главной нашей задачи-нахождение ошибкоопасных мест в словах. Сейчас мы с вами всё узнаем о словарных словах. Выступление ребят. Этимология словарных слов Машина Сапоги Ученик Класс Россия-это слово прозвучит ещё на уроке Лопата Мороз -Данные слова к какой части речи относятся? Подобрать прилагательные к словам (мороз, машина, ученик, определить род) - Откуда пошло название птиц? Горихвостка, мухоловка, вертишейка, камышовка. Лимонница, крапивница Слайды насекомых Есть волшебная точка у нас, Будем крутить её каждый час. От простуды помогает, От инфекции спасает. От безделья, лени – тоже ХЭ-ГУ – точка всем поможет. Стало скучно, не грустите – ХЭ-ГУ – точку покрутите. Утром, днем и перед сном Дружно с точкой мы живем. Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам это делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать. Приседать и вставать Прыгать и скакать |
YI | Работа с учебником. Слайд | Работа над упр.№567 учебник Как вы понимаете слово столица? Составление предложения по схеме. Назвать страну, в которой живёшь, столицу. (Вспомнить правила письма при записи предложения). Столица России –Москва. Что учёные ещё у вас спрашивают? (Красная площадь) |
YII YIII | Работа в задачниках. Объяснительный диктант | Упр.№568 Заголовок к тексту. Столица. История слова. Стлать-стол-стольный-столица.(с-с) слайд Упр.№570 Из истории слов месяц, неделя. |
IX | Устная работа | Этимология слова каникулы слайд - Какие ещё вы знаете слова, которые всегда употребляются во множественном числе?(макароны,грабли,ножницы) - Какими словарями вы можете пользоваться? |
X | «Заморочки из бочки» | Показ презентации «Работа с фразеологизмами» |
XI XII | Подведение итога - С какой новой тайной русского языка познакомились на уроке? Д. З. УПР. №570 дописать про неделю | Выставление оценок |
Карандаш, класс, лопата, машина, мороз, пальто, Россия, сапоги, ученик.
Что за комната такая!
Очень светлая , большая.
Парты ровными рядами,
А за партами- мы сами.
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Это - ….
Замечательный художник
У окошка побывал
Отгадайте- ка, ребята,
Окна кто разрисовал?
Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги…
Оттого что рисовал,
Я поменьше ростом стал.
Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
В любую погоду
Готовы к походу.
Дорога для них – не труд,
Их носят – они идут.
Встану утром спозаранку,
Сразу сяду за баранку..
Я баранку покручу и по свету полечу!
Удивляются соседи:
- Ох-ох- ох! Ах- ах- ах!
На четырёх баранках едет,
Держит пятую в руках.
Это слово уже известно очень давно. Оно пришло к нам из древнего языка и переводится как «собачьи дни». Почему так – вот объяснения учёных.
Люди хорошо знали созвездие БОЛЬШОЙ ПЁС., а самую яркую звезду называли собакой. А собака на языке тех людей означала –
« каникула». Летом в самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. В это время в жару люди делали перерыв в занятиях, работе и наступала, я не ошибся именно наступала каникула. А сейчас у этого слова нет единственного числа, а только множественное. И сейчас у нас не только летние, но весенние, зимние, осенние каникулы.
Слово карандаш пришло из тюркского языка, где «кара» - чёрный, Даш – камень.
Класс- происходит от латинского каларе – звать.
Буквально класс- созванные вместе.
Лопата – старославянское слово, означает широкая как лист, лопа –означало лист.
Машина- француское слово , означает сооружение.
Мороз – древнеславянское слово, мерз – холодный. От него же образовано и слово мёрзнуть.
Сапоги- учёные предполагают, что данное слово произошло от слова соп- что значит труба
Ученик- произошло от древнего слова укъ –учение, наука, привыкать, учить.
РОССИЯ-ПРОИЗОШЛО ОТ СЛОВА РУСЬ – ОБРАЗОВАНО ОТ НАЗВАНИЯ ПЛЕМЕНИ РУСОВ.
Пальто – французское слово, парра верхнее пальто.
Салют – латинское слово означает, будьте здоровы.
Салазки- произошло от слова слазить, спускаться
Заяц- старославянское слово. Исходное значение прыгун.
Завод- образовано от глагола завести, устроить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и истории города на тему "Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными.Обобщение изученного материала по истории города. " 3 класс
Интегрированный урок – экскурсия...
Немного из истории(о кошке).
Из истории одомашнивания кошки и соотнесение возраста кошки и человека....
Технологическая карта урока по теме "Еще немного из истории слов"
Технологическая карта для урока русский язык. Урок предназначен для учеников 3 класса УМК "Гармония"...
"Из истории слов"
Представленный материал создан совместно с учащимися. Из данного сборника дети узнают интересные истории происхождения различных слов русского языка....
Немного из истории сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность....
Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс УМК Гармония
Технологическая карта урока по русскому языку «Еще немного из истории слов» 3 класс...
"Немного из истории театра при Петре I"
Петр I – один из наиболее выдающихся государственных деятелей не только России, но и мира. Пётр I был серьёзным покровителем театра. При этом российский император требовал, чтобы спектакли шли н...