Урок русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Збаранская Анжела Николаевна

Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_sushch.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:   повторение и закрепление знаний  по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

1.Учить находить имя существительное среди других частей речи, учить соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета;

2.Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, логически излагать  свои мысли, оценивать свой  труд.

3.Содействовать воспитанию любви к предмету и формированию коммуникативных отношений среди учащихся.

Планируемые результаты

Предметные: обобщить знания об имени существительном, как частью речи наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.     

                   

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? (Для того, чтобы получать знания.)

А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? (Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…)

-Чего вы ждете от этого урока? (Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.)

Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? (С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.)

Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые победы»

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Личностные результаты:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

- принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, выполнять учебные действия в письменной и устной форме.

I. Актуализация знаний

Цель: актуализировать представление об имени существительном

1. -Что вы любите делать больше всего?

Тогда давайте начнем наш урок с игры, я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет».

- В слове сердце есть непроизносимый согласный звук?

- В слове обязательно должен быть суффикс?

В слове вьюга пишется Ъ знак?

Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными?

- Имена сущ.отвечают на вопросы кто? или что?

- В слове яблоко первый звук [й]?

Слова товарищ и приятель – синонимы?

В слове пошел приставка па-?

Приставка стоит перед корнем?

Мы с вами уже все знаем об имени существительном? 

2. Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.

     Сила, праздник, красный.

    Лондон, написать, сосед.

- Какое слово лишнее? Почему? (глагол, имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

III. Формулирование темы и целей урока.

- Ребята, так над какой темой урока мы будем работать? А какова наша цель урока?
(Учиться находить имена существительные среди других слов Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. Узнавать значение имен существительных. Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.)

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном.  Сегодня мы с вами вспомним всё, что уже узнали об именах существительных для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.

   Для этого мы будем находить имена существительные, определять все их категории. И в конце урока мы проверим свои знания, выполнив тест . 

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

– самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

- прогнозировать предстоящую работу .

IV.  Выбираем задания и тренируемся.

1) -Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал о частях речи. (составление кластера)                              

2) Игра «Продолжи фразу».

  • Имя существительное обозначает …
  • Имена существительные отвечают на вопросы … и …
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос … 

3)Минутка чистописания.

-Зябко зайчику зимой

По земле поземка,

Заскользил по льду косой от лисы и волка.

-Какой звук вы услышали почти в каждом из слов стихотворения?

-Охарактеризуйте звук [з].

Письмо: Зз

      зима заяц земля

- Что объединяет эти слова?

- Выберите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.

4)Орфографическая минутка.

З.ма                  Сн.жок          (работа по вариантам, 2 учащихся работают у доски)

хол.д                 в.терок

сн.говик           л.док

- Какое правило нужно применить, чтобы выполнить задание?

- Определите: одушевленные или неодушевленные имена существительные?

5)У вас на столах лежат карточки со словами. Определить, одушевленные и неодушевленные имена сущ..

Свежий пушистый снег укрыл землю.              Синица, лед, снегирь, шарф, шуба.

Белка приготовила на зиму орехи.                                «слабый ученик»

«сильный ученик»

(Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

        Физминутка

6) Работа в парах.

У. – На ваших столах листы со стихотворением Ф. И. Тютчев
Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Прочитайте стихотворение. Подчеркните имена существительные.
Прочитайте  выразительно стихотворение.
Работа детей в группах, проверка выполнения.
Рефлексия.

- Как называют поэты зиму? (чародейка, волшебница, гостья-зима) А почему?
– Замела зима поля, стало голодно птицам и зверям. Кто знает, как им выжить в это холодное время года?
Ответы детей (кормушки для птиц, зверей – косуль, оленей)

7)Индивидуальная работа
Давайте и мы поможем покормить леснику птиц и животных.
  Какое может быть задание? (Вставить буквы. Составить из слов каждой строчки предложения.)
мор.зы, тр.скучие, на, ст.яли, улице.
 корм,Костя, вын.сил, птицам.
прил.тели, к, вороны, к.рмушке, и, воробьи, синички.
Самопроверка на слайде.
Рефлексия.

- Во втором предложении найдите грамматическую основу.

–Назовите имена существительные. (морозы, улице, Костя, корм, птицам, вороны, к кормушке, воробьи, синички)
- Назовите одушев,( воробьи, синички, Костя, птицам, вороны)
неодуш.,(морозы, улице, корм, кормушке)

(Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

8)Самостоятельная работа по учебнику.Стр.15 упр.222.

(Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

9)Работа в группах.

 Составить текст из одних существительных.

(Проверка.Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты.

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умения:          

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

  • Имя существительное
  • Часть речи
  • Что?  Кто?
  • Одушевлённое и неодушевлённое

- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. Уже на следующем уроке мы познакомимся ещё с другими категориями этой части речи и узнаем о ней ещё много нового.

– Вернёмся к цели нашего урока. Учиться находить имена существительные среди других слов Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. Удалось нам достичь поставленной  цели?

– Что на уроке у вас хорошо получалось? Кто заметил свои ошибки?

– Кому удача сегодня улыбнулась, и они смогли успешно выполнить все задания?  

 – Что понравилось сегодня на уроке, о чем расскажете дома?

-Ребята , скажите ,кому бы хотели  сегодня сказать спасибо за работу в группе?

Оцените свою  работу.

Личностные результаты:

 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Домашнее задание.

1)Дидактические материалы стр.70 упр.134

 2)По желанию творч. задание. Составить текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...